Литература
-
Внеклассное мероприятие по творчеству А.Вампилова 2007
Данное мероприятие направлено на знакомство с жизнью, творчеством и судьбой иркутского драматурга А.Вампилова.
-
Урок: "А счастье было так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася" ) 2007
Данный урок может быть проведен в 8-м или 9-м классе, так как произведение И.С.Тургенева "Ася" изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой в 8-м кл., а по программе А.Г. Кутузова - в 9-м кл. При изучении повести рассматривается образ "тургеневской" девушки, ее судьба и драма рассказчика (г-на N), обреченного на одиночество. На уроке ребята учатся наблюдать жизнь, искать истину и делать необходимые выводы. Этот урок - заключительный при изучении повести И.С. Тургенева "Ася".
-
Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" ) 2007
Материал предлагаемого урока строится на сопоставлении рассказов И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" с целью показать традиции и художественное своеобразие названных произведений.
-
Легенды и мифы Древней Греции 2007
На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставятся задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматриваются сквозь призму нравственности. Уроки объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.
-
"Поэт и время" (элективный курс по литературе) 2007
Программа "Поэт и время" показывает влияние исторической эпохи на судьбы, творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Цель курса: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению со словом. Курс рассчитан на 34 часа.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2007
Цель написания данной статьи - поделиться опытом работы учителя русского языка и литературы в режиме личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы. Метод проектов помогает учащимся свободно и творчески, используя разные способы обучения, развивать свои предметные, коммуникативные, личностные и другие компетенции. В статье описываются этапы работы над проектами и деятельность учащихся в проектном режиме на уроках и во внеурочное время.
-
Конспект урока литературы "Моабитские тетради" Мусы Джалиля 2007
"Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль".
-
Конкурс чтецов "Урал. Демидовы. Полевской" 2007
Материал представляет интеграцию литературы, географии, истории и музыки. В сценарий вошли стихи, написанные уральскими поэтами о природе родного края, географические сведения, исторические материалы и документы.
-
Интегрированный урок (музыка + литература) по теме: "Цветом,звуком и словом" 2007
Идея данного интегрированного урока возникла, так как музыка и живопись ближе и яснее школьникам 5—6-х классов по их эмоциональной реакции и внутренним потребностям, нежели литературное произведение. Включение в уроки литературы этих видов искусств, кроме развивающего фактора, становится одним из способов постижения литературного произведения, помогает конкретизировать те понятия, которые юным читателям еще неведомы.
-
Урок литературы по теме: "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2007
Урок литературы в 5-м классе, построенный на работе творческих групп, приоткрывает секреты поэтического мастерства и показывает связь литературы с другими видами искусства.
-
Урок литературы в 10-м классе "Прощание с Катериной" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Данный урок был задуман как заключительный после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза». По основной дидактической цели урок построен по типу семинара с уточнением ранее полученных знаний. Включение ситуативного элемента (инсценирование ) создаст эмоциональное переживание.
-
Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007
Тема урока "Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева" актуальна для учащихся 10-х классов. Именно в этом возрасте подростки серьезно задумываются о любви и стараются найти ответы на вечные вопросы бытия. Целью этого урока является выявление понимания учащимися внутреннего мира героев, особенностей их сложных взаимоотношений и авторской позиции, а также обучение навыкам аналитического чтения, умению видеть художественное мастерство автора, его своеобразие.
-
Внеклассное чтение. Философские линии в повести А.Лиханова "Солнечное затмение" 2007
Урок рассчитан для проведения в 8—9-х классах, в зависимости от психологических особенностей класса. Эта повесть - богатый материал для побуждения подростков к размышлению о ценностях жизни. Задача урока - вывести учащихся на философский уровень. Научить видеть в простом сложное, в сложном простое. Может, этой простоты в жизни, в размышлениях нам сейчас и не хватает? По ходу урока учащиеся сами себя будут удивляться, что смогли ответить на такие сложные вопросы бытия. В этом помогает такой методический прием, как составление кластеров.
-
Разработка урока литературы "Торжество чистого чувства над расчетом" (по рассказу Сергея Никитина "Мой знакомый Леший"). 10-й класс 2007
Владимирский писатель Сергей Никитин в своих рассказах, говоря о жизни простых людей, умён, значителен, проникновенно лиричен. Алексей Толстой говорил: "В большой повести можно "заговорить зубы" читателю превосходными описаниями, остроумными диалогами, мало ли чем... Здесь же вы весь на ладони. Вы должны быть умны, вы должны быть значительны..." Великолепная проза С.Никитина пробивалась к читателю сама, без "открытий" и "рекомендаций". Нравственная проблема - сознание семьи - актуальна и сейчас. Вот почему рассказ С.Никитина "Мой знакомый Леший" современен до сих пор. В нём провозглашается торжество "чистого чувства над расчётом". Содержание урока построено на анализе рассказа С.Никитина "Мой знакомый Леший", развивает нравственные качества, учит анализировать текст, делать выводы. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2007
Предлагаются два урока по теме "...Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?" Цели: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристике героя.
-
Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы 2007
Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был и остается эпиграф. На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения.
-
Урок литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина 2007
Урок литературы в 8-м классе по рассказу Александра Грина "Зелёная лампа" построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Основное внимание уделено развитию критического мышления и творческих способностей учащихся, формированию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, а также сравнивать, обобщать, систематизировать. На уроке использованы такие приёмы как "Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками", "Синквейн", "Дерево предсказаний", "Ромашка вопросов Блума", составление сводной таблицы, работа с цитатами. Урок способствует созданию положительных условий для формирования интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
-
Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") 2007
Урок литературы в 6-м классе раскрывает сюжет произведения, рассматривает особенности композиции, учит определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины, составлять текст, погружаясь в атмосферу XIX века.
-
Заключительный урок по теме "Фольклор" в 5-м классе 2007
Урок подводит итоги по теме "Фольклор".
-
Мои методы обучения на уроках таджикского языка и литературы 2007
Учитель не только должен видеть всю ситуацию, но он еще должен уметь предвидеть будущее, так как видеть легко, а предвидеть очень сложно. По нашему мнению, этим требованиям способствуют стратегии критического мышления. Именно поэтому сегодня необходимо расширить ролевую ориентацию программы критического мышления.
-
Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" 2007
Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли "Бородина".
-
Урок-семинар "Наполеонизм Андрея Болконского и Родиона Раскольникова" 2007
Урок-семинар в 10-м классе был проведен после изучения произведений Л.Толстого и Ф.Достоевского.
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Урок-концерт "Лирика Ф.И. Тютчева" в 10-м классе 2007
Урок, построенный в форме концерта, цель которого – вызвать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева, способен пробудить эмоциональные чувства старшеклассников, тем более что наряду с поэтическими текстами звучат музыкальные фрагменты. Интересные моменты жизни великого поэта, чудесные стихи, прекрасная музыка – все вместе взятое задевает струны в душах детей, заставляет задуматься о вечном, учит ценить и любить прекрасное. Читая наизусть заранее выученные стихи Ф.И. Тютчева, дети приобщаются к поэзии. Разработку урока можно использовать как сценарий литературной гостиной.
-
Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак) 2007
Урок-игра по литературе в 11-м классе закрепляет интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы, искусства, жизненного опыта, готовит к экзамену по литературе. Развитие умения нешаблонно мыслить, творчески подходить к решению поставленной задачи, создание доверительной атмосферы в классе возможно через уроки-игры. Умение примерить на себя чужую роль, соотнести ее со своей жизненной позицией помогает учащимся разобраться в непростых вопросах взаимоотношений.
-
Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" 2007
Этот урок – исследование проблематики, содержания, образной структуры повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с предварительным экскурсом в историю создания данного произведения и других сатирических повестей. Урок может быть проведён как в 11-м, так и в 9-м классах (в соответствии с программой или тематическим планом учителя).
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов) 2007
Юное поколение начала XXI века должно знать о судьбе декабристов, отдавших за Россию самое дорогое – свою жизнь, тем более что это и их Россия, их Родина. На уроке присутствуют межпредметные связи литературы с историей и музыкой: читаются отрывки из стихотворений поэтов-декабристов, звучит музыка, любимая ими. Такие нетрадиционные уроки способствуют пробуждению интереса у учащихся к предмету. Возможно, что кто-то впоследствии еще не раз обратится к жизни и творчеству декабристов.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня") 2007
В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.
-
Внеклассное мероприятие по предметам (литература, химия, физика, география) "Малахитовая шкатулка" 2007
На примере Уральского региона учащиеся знакомятся с богатыми и разнообразными ресурсами нашей страны. Камни-самоцветы занимают центральное место в творчестве великого русского писателя П.П. Бажова.