Литература
-
Интегрированный урок "Баллада" 2007
Урок разработан в соответствии с темой "Богатство и разнообразие музыкальных и литературных жанров" для 6-го класса и способствует реализации основной задачи данного этапа обучения — формированию понятий "литературный жанр" и "музыкальный жанр". Содержание и форма проведения урока направлены на формирование ассоциативного мышления, нравственного становления личности.
-
Поэт-декабрист Рылеев 2007
Цель данного урока - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева, отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения, воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.
-
Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2007
Материал статьи может быть использован на заключительном этапе изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Учащиеся выявят основную идею повести, проведут сравнительную характеристику героев. В ходе урока можно воспользоваться компьютерной презентацией с иллюстрациями художников, репродукцией картины И.Е.Репина "Запорожцы". Интерактивная игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы, позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Шекспир – всегда открытия" 2007
Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм работы, создающая условия для расширения кругозора и творческого развития ребёнка. Учащиеся выступают в роли сценаристов, художников, чтецов, костюмеров, артистов, музыкантов . Материал предлагаемой гостиной – это сонеты, фрагменты трагедий: «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», комедии «Укрощение строптивой» позволяет школьникам прикоснуться к творчеству В.Шекспира, обогатить и углубить знания, выразить свою творческую индивидуальность.
-
Внеклассное занятие по литературе в 5-м классе "Праздник сказки" 2007
Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 5-м классе, где включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, позволяет обобщить и закрепить полученные знания о сказках.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Спор о правде и мечте" (по пьесе М.Горького "На дне") 2007
В мероприятии участвовало 24 учащихся из 11-го класса. Ребята достаточно хорошо подготовились: были отработаны сцены из пьесы, грамотно построены вопросы. Заметно было, что участники диспута хорошо знакомы с творчеством М.Горького. Судя по высказываниям о прочитанной пьесе, учащихся взволновала проблематика произведения, так как все вопросы сводились к одному - нужна ли человеку правда. Отрицательным моментом было то, что учащиеся не владеют этическими нормами проведения научных диспутов, можно было заметить, как они друг друга перебивали или вместо поставленного вопроса отвечали совершенно на другой. В общей оценке практически все цели и задачи были достигнуты. Итогом мероприятия стало написание сочинения на тему "Человек, вот правда!".
-
Делу - время, потехе - час 2007
"Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца вызывает большой интерес у детей школьного возраста. В ней совмещается сказочная образность с театральной условностью и иронией. На представленном уроке третьеклассники проводят разбор произведения, чтобы затем на материале этого произведения поставить кукольный спектакль.
-
Сценарий музыкально-литературной композиции "Вампиловские чтения в лицее" 2007
Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова для учащихся 8—9-х классов были организованы: конкурс стихотворений, чтение отрывков из произведений А.Вампилова, драматизация «Венок Вампилову»; конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися («У портрета Вампилова»); викторина о жизни и творчестве А.Вампилова. Вампиловские чтения завершает литературно-музыкальная композиция.
-
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" 2007
Основная цель урока — ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.
-
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2007
Предлагаемый вниманию учителей урок по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" составлен с использованием диалога. Урок-диалог дает возможность каждому ученику не думать одинаково, думать не так, как все. Данный урок может быть использован в 10-м классе как возможный вариант анализа рассказа после самостоятельного знакомства обучающихся с текстом произведения.
-
Урок-беседа с элементами диспута на тему: "Нравственные искания Андрея Болконского" 2007
Тип урока - беседа с элементами дискуссии. Урок предполагает учет личностных характеристик учащихся, поэтому перед беседой-дискуссией учащимся предлагаются задания по выбору: работа с текстами, сочинение-эссе, участие в беседе-дискуссии. Диалог способствует активизации деятельности учащихся. Дети отвечают на те вопросы, которые лучше знают, приобретая опыт выступлений.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" 2007
Данный урок литературы целесообразно проводить, на мой взгляд, после знакомства с Библией, когда прочитаны притчи о блудном сыне, о добром самарянине, учащиеся познакомились с историей рождения Христа. Урок требует предварительной подготовки.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка"" 2007
В данных материалах представлен конспект урока, посвящённого творчеству одного из самых эпатажных поэтов Серебряного века, который, однако, "тем хорош, что он не то, что думает о нём толпа пустая". Анализ лирической миниатюры И.Северянина позволяет сделать вывод о неожиданных сторонах его личности: ранимости, искренности, доброте. Урок интересен необычными формами и приёмами работы (использование цветовых сигнальных карточек, игра в лексическое лото и др.). Любовь к поэзии учитель стремится формировать и через обращение к межпредметным связям.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века 2007
Проблема портрета недостаточно разработана в литературоведении применительно к стилю Бунина. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при изучении творчества Бунина, его роли в словесном искусстве на уроках в старших классах и внеклассных занятиях, посвящённых Бунину и проблемам развития реалистической поэтики в XX в.
-
Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося 2007
Тысячи людей верят в миф, будто без гуманитарных ценностей можно построить стабильное государство. Увы... Жизнь доказывает обратное: как только ослабевает внимание к гуманитарным ценностям, никакие экономические рычаги не помогают в разрешении социальных кризисов. Отсюда и вытекает, что даже в профессиональных учебных заведениях предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны: через них в учащихся формируется и укрепляется человеческое начало. Формировать нравственное отношение к себе, к окружающему миру - чрезвычайно сложная задача, которую в силу своего жизненного и профессионального опыта решают преподаватели литературы, истории и обществоведческих дисциплин на бинарных уроках литературы и истории, литературы и химии.
-
Литературно-музыкальная композиция "Пусть душа останется чиста!" (К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова) 2007
Данный материал, составленный из стихов, воспоминаний о поэте, представляет собой обзор жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова.
-
Урок литературы по теме "Былина в устном народном творчестве". 7-й класс 2007
Урок литературы в 7-м классе расширяет представления учащихся о былинах.
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Библейские сюжеты в произведениях живописи 2007
Урок завершает разговор о Библии в среднем (в несколько измененном виде) и старшем звене. Также он может быть проведен в рамках курса "Мировая художественная культура" (с акцентами на "искусствоведах").
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007
Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.
-
Порядок слов в предложении. Инверсия 2007
Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.
-
Конспект урока литературы в 5-м классе "Библия - книга книг" 2007
Урок литературы в 5-м классе знакомит учеников с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, знакомит с использованием библейских образов в поэзии, живописи, скульптуре и др. видах искусства, развивает у обучающихся чувство прекрасного, повышает уровень эрудиции, совершенствует навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширяет словарный запас учеников, воспитывает толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов.
-
Урок-семинар "Дню Победы посвящается" 2007
Урок-семинар посвящен Дню Победы. На уроке анализируются произведения Б.Васильева "Завтра была война", "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Неопалимая купина".
-
"Тебе, о Родина, сложил я песню ту…" (урок-концерт) 2007
Урок знакомит учащихся с творчеством Сергея Есенина.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" 2007
Урок литературы в 9-м классе проводится как обобщающий после изучения "Слова о полку Игореве". Урок проводится с использованием технологии РКМЧП (составление кластера, стратегия "инсерт").
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Мир детства в книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера" 2007
Урок внеклассного чтения в 5-м классе посвящен произведениям Марка Твена.
-
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") 2007
Понимать художественный текст - одна из самых трудных задач в литературе. Как этому научиться и научить? Как вырастить умного читателя, способного вести диалог с книгой, с автором, с самим собой?.. Только через анализ произведения. В статье предлагается ряд приемов, с помощью которых можно осуществить анализ рассказа. Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и послужить источником принципов, опираясь на которые можно самостоятельно проанализировать текст малой эпической формы.
-
Интегрированный урок "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"" (русская литература, английский язык) 2007
Цели урока: cовершенствование навыков работы учащихся с первоисточником текста трагедии "Ромео и Джульетта" У.Шекспира (текст на английском языке); формирование литературной исследовательской деятельности учащихся в ходе сравнительной характеристики трех вариантов построчного перевода (учащихся, Б.Л. Пастернака, Т.Щепкиной-Куперник) фрагмента трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"; литературный анализ фрагмента трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"; расширение знаний учащихся об эпохе Возрождения У.Шекспира (английская литература, английский театр); развитие интереса учащихся к изучению английской литературы XV—XVII вв.