Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, районном центре, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. По этому учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей проживающих рядом с ними.
Однако очень важно, чтобы в процессе использования элементов краеведения при изучении общеобразовательных предметов и во внеклассной работе учащиеся не были в роли пассивных потребителей информации, а принимали активное участие в сборе, подготовке и оформлении изучаемого материала.
Формы организации внеклассной работы по литературе и литературному краеведению могут быть самыми разнообразными, мы, учителя МОУ СОШ №26 г.Пензы, используем различные формы, одной из основных является литературно-музыкальная композиция.
Композиции отличает, с одной стороны, информационная насыщенность, с другой – ёмкость в изложении литературно-краеведческого материала.
Работа над реализацией данной формы способствует развитию творческих способностей учащихся (навыков выразительного чтения, речевых навыков, актёрских способностей), она позволяет учащимся погрузиться в историческую эпоху, легко усвоить материал и стать активными участниками событий. Кроме того, ученик глубоко проникает в атмосферу жизни писателя, поэта, их литературных героев, лучше начинает понимать внутреннюю духовную сущность автора и, в конечном итоге, его творчество.
Мы предлагаем вашему вниманию сценарий литературно-музыкальной композиции
“Яркие страницы жизни и творчества Сергея Есенина”, с успехом проведённой в стенах нашей школы в рамках недели литературы и литературного краеведения. Краеведческий аспект в данной композиции был основан на том, что ближайший друг С.А.Есенина - А. Мариенгоф, а также В.Э.Мейерхольд являются уроженцами г. Пензы.
Фон – начало песни “Мне осталась одна забава” исп. А.Малинин – 2 куплет.
1 ведущий. “С. Есенин – своеобразно талантливый и законченно русский поэт”,- Максим Горький.
2 ведущий. “Стихи его свежие, чистые, голосистые”,- Александр Блок.
3 ведущий. С.Есенин – это человек удивительно яркой, трагической судьбы. О нём, его жизни и творчестве наш рассказ. (Ведущие уходят, появляется Есенин).
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября по старому стилю, в Рязанской губернии.
Фон - народная мелодия “Купала”
5 ведущий.
Матушка в Купальницу по лесу ходила.
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.Не дознамо печени судорга схватила.
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали...
Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Есенин уходит. Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
Песня “Всё живое особой метой...” исп. Никольский – 1-4 куплет.
Есенин. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву на заработки. Устроился помощником корректора в типографию Сытина. Женился.
Сценка (Анна Изряднова, Есенин).
“Не жалею, не зову, не плачу...” - фон.
Анна
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза...
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Удивительные стихи, Серёжа. Только одно плохо, опять всё жалование на книги растратил, на что жить то будем?
Есенин. Анна, как ты не понимаешь! Я - поэт! А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: “Делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!” А я делом и занимаюсь!
Анна. А семья, Серёжа? Деньги на журналы ушли! На книжки!
Есенин. Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду своё дело делать!
Анна. Как! Писать целый день, на кружок к Сурикову, к этим эссерам бегать, листовки нелегальные распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!
Есенин. Нет, это того стоит! (Садится, пишет).
6 ведущий.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорого гостя встречать.Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт...
7 ведущий. В конце 1915-1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий.
8 ведущий. Но для того, чтобы стать “истинным” поэтом, Есенин хочет получить одобрение других, более известных литераторов. Путь его лежит в Петербург.
Сценка (горничная Глаша и Блок).
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
Песня “Под окошком месяц...” - из к/ф
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).
2ведущий. Так начался литературный путь Есенина.
3 ведущий. Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
4 ведущий. В разгаре Первая Мировая война, на фронте гибнут люди. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале, читает свои стихи перед императрицей.
5 ведущий. А ведь не так давно, в 1916 году, здесь же, в Царском селе, Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой.
6 ведущий.
Край любимый, сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.Всё встречаю, всё приемлю.
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
7 ведущий. Поэтесса была поражена пророческим настроением этого стихотворения. И она не ошиблась – жизнь Есенина оказалась и скоротечной, и трагичной...
8 ведущий. А вскоре новое потрясение для России – революция.
1 ведущий. Её Есенин принял с воодушевлением. Он ждал, что она поможет построить крестьянский рай на земле.
2 ведущий.
О Русь взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь!
3 ведущий. Это было время надежд, мечтаний, первых потрясений и трагедий. Но оно подарило Есенину лучшего друга.
Сценка (Мариенгоф, Есенин).
Мариенгоф. Милая моя Пенза! Милые мои пензюки! Вот я – Анатолий Мариенгоф – в Москве! Революция! Судьба страны решена, да и моя тоже! Теперь я один из сотрудников литературного отдела ВЦИК! На улице солдаты, интересный у них лозунг: “Требуем террора!”
Есенин. (Трогая за плечо) Скажите, товарищ, я могу пройти к заведующему издательством Еремееву?
Мариенгоф. А вы кто, товарищ?
Есенин. Скажите товарищу Еремееву, что его спрашивает Есенин, поэт.
Мариенгоф. Вы? Как я рад познакомиться. Анатолий Мариенгоф. Всегда удивлялся силе вашего слова и крестьянского разума! Но представлял вас я совсем не так.
Есенин. Как же?
Мариенгоф. Мужик, лет 35, рост в сажень, с бородой как поднос из красной меди...
Есенин. (Смеётся) Сначала многие так думали.
Мариенгоф. Наслышан о том, что вы хотите создать новую поэтическую школу “образа”. Имею что сказать поэтому поводу. Предлагаю работать вместе. У меня и программа готова, и название я придумал – “школа имажинизма”. Ваша поэзия в духе этой школы.
Есенин. А что значит “имажинизм”?
Мариенгоф. “Имаж” в переводе с французского – образ, более образной поэзии, чем ваша, в русской литературе на данный момент нет.
Есенин. Хорошо, я подумаю.
4 ведущий. Так вскоре 2 совершенно разных во всём человека стали друзьями и соратниками, правда, только на очень короткое время. Они вместе жили, вместе замерзали в неотапливаемой квартире, вместе голодали и видели смерть других...
5 ведущий. Вместе наблюдали, как рушится прежний мир, как разруха шествует по стране, как начинается время “тёмное и беспощадное”.
6 ведущий. Ещё страшнее было видеть, как в поэзию приходит весьма разношёрстная публика, весьма далёкая от литературы, которая нередко появлялась в клубе имажинистов “Стойло Пегаса”. Представители разных литературных направлений сталкивались в этом клубе в поэтических баталиях.
7 ведущий. Эти споры часто перерастали в откровенное хулиганство и заканчивались в милицейском участке.
“Мне осталась одна забава” исп. А.Малинин – 2 куплет.
8 ведущий. Из участка Есенина забирала жена актриса Зинаида Райх, на которой Есенин женился 30 июля 1917 года. Этот брак был обречён на неудачу, так как всё своё время проводил с друзьями или читал стихи в различных поэтических кафе. Вскоре они расстались.
Сценка. (Есенин, Мариенгоф, Райх, Мейерхольд).
Мариенгоф. Серёжа, только не нервничай, к нам в “Стойло Пегаса” пожаловала Зина, с ней режиссер театра конструктивизма – Всеволод Мейерхольд, кстати, он, как и я из Пензы.
Есенин. Да я спокоен, она же теперь ведущая актриса в его условном театре. Надеюсь, это её новый избранник.
Зина Райх. Сергей, я приняла решение, наши отношения зашли в тупик, у тебя одна жена – поэзия, о нас с детьми ты заботиться не можешь, не хочешь, я ухожу к другому. Он замечательный человек, он обожает наших детей, надеюсь, ты не против.
Мейерхольд. Здравствуйте, Сергей, прочитал вашу поэму “Пугачев”, хочу поставить в своём театре. Кроме того, у меня к вам есть личный разговор. Отойдёмте.
Есенин. Я так понимаю, речь пойдёт о Зине.
Мейерхольд. Я люблю вашу жену, мне кажется, я мог бы заботиться о ней гораздо лучше, чем вы, она этого достойна.
Есенин. Не имею ничего против, к тому же мы уже давно в разводе. Лучше расскажите, как вы собираетесь ставить пьесу по моему “Пугачёву”.
Мейерхольд. Если интересно приходите на репетиции.
Есенин читает стихотворение “Вы помните, Вы всё, конечно, помните...”
Песня “Пой же, пой на проклятой гитаре...” - исп. Никольский – 2 куплет
Сценка (Есенин, Мариенгоф).
Мариенгоф. Вот мы и в Питере! Ну, холоднее здесь, чем в Москве, это точно! Все промокли!
Есенин. Столица революции, а шляпу купить, хоть какую-нибудь невозможно, в 10-тую лавку уже заходим!
Мариенгоф. Товарищ, вы поймите, мы - поэты!
Есенин. Мы промокли!
Купец. Хоть поэты, хоть кадеты, а без ордера не могу продать!
Есенин. Заболеем и умрём, революционная поэзия осиротеет!
Купец. Без ордера только цилиндры!
Мариенгоф. Чёрт с вами, берём. Вот вылупят на нас глаза петербуржане!
Есенин. Ага, вон уже милиция, приготовь-ка, Толя, документы!
Мариенгоф. Серёжа, мы их не взяли...
Есенин. Действуем по обстоятельствам!
Фон “Гуляка” исп. “Альфа” Немая сценка с милиционером. (Танец с цилиндрами).
Сценка (Есенин и Мариенгоф).
Есенин. Нет, Толя, ты посмотри, что в этой статейке газетной написано! Он же меня последними словами кроет – этот Олег Леонидов!
Мариенгоф. (Сминает газету). О Пушкине и Баратынском тоже писали, что они прыщи на коже вдовствующей российской литературы.
Есенин. Вот поэтому мы и приехали в Питер. Здесь Блок, может, ещё кто из прежней литературы остался. Хотя нет, пожалуй, я последний поэт...
3 ведущий.
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Мариенгоф. А не пойти ли нам сегодня, Серёжа, в студию Якулова, сегодня у него в гостях, ты не поверишь, известная французская танцовщица Айседора Дункан, её пригласило советское правительство обучать искусству танца детей пролетариев, говорят она красавица.
Есенин. Шутишь, да я мечтал об этом.
Сценка в студии Якулова.
Танец Айседоры под “Интернационал”.
Мариенгоф. Шикарная пластика!
Есенин. Богиня!
Мариенгоф. Товарищ Якулов, познакомьте нас с вашей гостьей.
Якулов. Товарищ Айседора – товарищ Есенин.
Айседора. Золотая голова. Ангел. Чёрт.
Есенин. Люблю Дункан! Изадора! Я люблю тебя! Я влюбился по уши!
Айседора. Не понимай.
Есенин. Ну почему ты не понимаешь по-русски!
Танец Есенина.
1 ведущий.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.Я б на веки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень...
Песня “Клён ты мой опавший...” - хор.
2 ведущий. А сначала все шло как нельзя лучше. Вскоре Айседора выучила несколько десятков русских слов и стала называть любимого "Сергей Александрович". Они ходили на приемы, на литературные вечера, где она обязательно танцевала, а он непременно читал стихи. Проезжая мимо церквушки на Арбате, Есенин тыкал в нее пальцем и говорил: "Видишь, Сидора, вот здесь мы с тобой будем жениться! Ты понимаешь, же-нить-ся!"
3 ведущий. Через полгода Есенин, в беспамятстве, посылал Айседору ко всем чертям и иногда бил. Он швырял в нее тяжелыми советскими сапогами, а она, поймав сапог, говорила сквозь слезы на ломаном русском: "Сергей Александрович, я тебя люблю, это и есть русская любовь". Есенин убегал, скрывался у друзей, а потом возвращался - измученный, охваченный нежностью и раскаянием.
4 ведущий. Айседора прощала всё, так как знала, что у любимого Сережи было сложное детство. Свою мать он видел в последний раз много лет назад, но все годы испытывал нежные чувства. Писал ей письма в прозе и стихах.
Песня “Письмо матери” - хор под гитару.
5 ведущий. Чтобы вырвать его из пучины бесконечных попоек, Айседора вышла за Есенина замуж и увезла его в Европу, а оттуда в Америку. Было решено, что участие Сергея в ее гастролях как "первого российского поэта" привлечет внимание мировой прессы и публики. Но едва они пересекли границу, в личных отношениях начались проблемы. В Берлине Есенин сбежал.
6 ведущий. Есенин довольно быстро сориентировался в Берлине и наладил контакты с соотечественниками. Вскоре после приезда он стал общаться с великим Горьким и устроил публичное чтение своих стихов.
1 ведущий. Его стихи имели такой успех, что тут же было договорено о выпуске однотомника в Берлине. Благодаря Айседоре он позже договорился о возможности публикации своих стихов в русском издательстве в Париже. Сборник должен был иметь довольно подходящее название: "Исповедь хулигана".
2 ведущий. Из Европы и Америки Есенин писал своим друзьям и близким каждый день.
3 ведущий. Анатолию Мариенгофу. “Знаете ли Вы, милостивый государь, Европу? Нет! Вы не знаете Европы! Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется. Сердце бьётся с отчаяннейшей ненавистью... Лучше всего, что я видел в этом мире, это всё-таки Москва!”
Песня “Москва” исп. Никольский – 1-3 куплет
4 ведущий. Анатолию Мариенгофу. “Милый мой, самый близкий, родной и хороший! Так хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству... Боже до чего богата и прекрасна Россия в отношении поэзии...”
5 ведущий. Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве. Но он не смог найти себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Спецслужбы его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, “крестьянский” поэт.
Песня “Отговорила роща золотая”.
6 ведущий. В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергей Есенин покончил с собой. Существует версия, что его убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.
Финальная сцена. Песня “Не жалею, не зову, не плачу” хор.