Цели урока:
1) образовательные:
- раскрыть смысловую глубину рассказа “Легкое дыхание”;
- показать неразрывную связь тем любви и смерти в творчестве Бунина;
- раскрыть ценность художественного слова И. Бунина;
- научить применять литературоведческие знания к анализу произведения;
- работать над ритмико-синтаксическим и образным строем рассказа “Легкое дыхание”;
2) развивающие:
- развить навыки анализа художественного произведения;
- развить навыки деятельностного подхода в работе над художественным произведением;
3) воспитательные:
- развитие эстетического вкуса через внимание к художественному слову;
- развитие эмоционально-образной области восприятия;
- развитие нравственно-духовных качеств личности и личностной точки зрения на предмет анализа.
Оборудование урока:
1) портрет И. Бунина,
2) тексты стихотворения “Портрет” у каждого ученика.
Ход урока
1) Вступление. Работа с портретом писателя.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами продолжаем разговор об Иване Алексеевиче Бунине, исключительно своеобразном и одаренном русском поэте и писателе. Писателе-классике, стоявшем на пороге новой эпохи XX века, на пороге новой культуры, получившей название модернизма. В его художественном творчестве удивительным образом переплелось старое и новое, что мы сегодня на уроке и попытаемся увидеть. И первое, чем я предлагаю нам заняться – вглядеться в портрет этого удивительного человека.
Что можно сказать о нем по его портрету? Конечно, в первую очередь, мы видим его умное лицо, мудрый взгляд, одухотворенность всего облика, можем догадаться об особой впечатлительности писателя. А вот, что писал о внешности Бунина его знакомый Мейснер: “Поражал блеск какой-то страстности, которая преобладала не только в лице Бунина, но и вообще в его характере. Отсюда та большая любовь и та слепая ненависть. Отсюда эта постоянная тема любви и смерти”.
2) Работа над стихотворением “Портрет”.
Какие произведения вам вспоминаются в связи с нераздельной связью в его творчестве двух величайших загадок: любви и смерти? Это и “Солнечный удар”, и “Митина любовь”, и “Натали”, и “Чистый понедельник”, и еще многие другие.
Для Бунина любовь и смерть – две величайшие загадки. Начало и конец жизни, красота и ужас, глубинный вечный смысл и великая бессмыслица. Любовь в понимании Бунина всегда трагична, страсть роковым образом губит человека, приближает к смерти. Как разрешить это мучительное противоречие? Как обрести бессмертие? И возможно ли оно? Эти глобальные вопросы ставит Бунин в своих произведениях. Поставим и мы.
Прежде чем мы обратимся к рассказу “Легкое дыхание”, поговорим о стихотворении “Портрет”, которое предшествовало рассказу (1903 г), но уже содержит в себе, как в зародыше, мотивы и темы будущего шедевра.
Портрет.
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампада, образа,
И в раме, перевитой крепом,
Большие, ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-
Незримый кто-то говорит.
Кокетливо-проста прическа,
И пелеринка на плечах…
А тут повсюду капли воска
И банты крепа на свечах.
Венки, лампадки, пахнет тленьем…
И только этот милый взор
Гладит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы; встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор. Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Его “сонет любви на старом мавзолее звучит бессмертной грустью обо мне”, как сказано в другом стихотворении Бунина “Эпитафия”, близком по тематике только что прочитанному. Как же создается бессмертие художественного слова, та бессмертная грусть, что вот уже сто лет привлекает наши сердца к рассказу “Легкое дыхание”?
3) Работа в группах над анализом структурных уровней рассказа.
Мастерство писателя проявляется на всех структурных уровнях рассказа.
1 группа работает с художественным временем рассказа. Задание сформулировано так: “Покажите обилие временных скачков в рассказе. Для чего они служат? Какие события представлены бегло, какие - более крупно?”
Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно: настоящее (описание могилы Оли) – прошлое (гимназическая жизнь Оли) – почти настоящее (смерть Оли) – прошлое (падение Оли) – настоящее (классная дама на пути к могиле Оли) – прошлое (классной дамы) – настоящее (классная дама на могиле Оли) – рассказ из прошлого (о легком дыхании) – настоящее (ветер на кладбище). Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании) представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком. Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.
Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, в обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.
2 группа рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения. Задание сформулировано так: “Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остается неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?”
Действительно, многие детали в развитии действия остаются неизвестными: так, неизвестно, к чему приводит самоубийство Шеншина, чем завершается разговор Оли с начальницей после ее скандального признания, что стало с убийцей Оли, с Малютиным после того, как раскрылась правда о совращении Оли. С другой стороны, очень ярко и крупно в рассказе представлена не имеющая отношения к действию подруга Оли Субботина, в подробностях описан царь на портрете, упоминается в дневнике Оли некий Толя, о котором далее нет ни слова, можно только догадываться, кто это.
Получается, что сюжет движут вовсе не относящиеся к фабуле факты. Все события в рассказе происходят как бы случайно, неожиданно. Так, и красота к Оле пришла “без всяких забот и усилий”, и роковой выстрел прозвучал “вдруг”.
3 группа рассматривает отношение героини к различным фонам рассказа. Задание звучит так: “Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская? В каких отношениях находится героиня с этими фонами?”
Мы наблюдаем, что героиня изображается на фоне толпы (гимназисток, первоклассниц, толпы на катке, на вокзале), то сливаясь с ней (“ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц”), то выделяясь из нее (“никто не танцевал так на балах, никто не бегал так на коньках, ни за кем на балах не ухаживали столько”). Мы также видим Олю на фоне сада (из ее дневника), на фоне чистого и светлого кабинета начальницы. В обоих случаях автор явственно передает Олино ощущение восторга и восхищения этими фонами (“и я думала так хорошо, как никогда в жизни”), восхищения их реальным предметным существованием (“Оле очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет”). Но и мир рассказа последовательно и вызывающе физичен, мы ясно видим, слышим, осязаем гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра, растрепавшиеся волосы, “ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы”… Ощущение красоты физического мира роднит героиню с мироощущением автора, недаром В. Набоков назвал прозу Бунина “парчовой”. Каждый из героев прежде всего характеризуется через внешние детали (Субботина – полная, высокая; классная дама – высокая немолодая девушка; Малютин – глаза совсем молодые, черные, а борода разделена две длинные части и совершенно серебряная – это взгляд Оли, но как же он близок авторскому видению!).
Осуждает ли автор свою героиню за ветреность, бездуховность? Напротив, любуется этими ее качествами. А это, в свою очередь, знак новой модернистской эпохи – отказ от любых морально-этических оценок.
4 группа ищет в рассказе все возможные портреты и рамки и отвечает на вопрос, как ведет себя в них героиня.
Мы обращаем внимание на портрет царя, но в рассказе нет словосочетания “портрет царя”, Оля смотрит на “молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы”, в собственном Олином портрете автор подчеркивает “радостные, поразительно живые глаза”. Рама портрета не может удержать в своих пределах живость Оли, она выходит за рамки, в том числе и в переносном смысле, нарушая рамки приличий (символичен образ платка, которым она закрывает лицо в эпизоде падения), границы поведения (у гимназистки внешность женщины). Героиня не слушается наставлений, преждевременно превращается из девочки в женщину, сходит с ума от веселья, грубит начальнице, готовится жить вечно, умирает, оживает в памяти классной дамы… Как бабочка, постоянно выпархивает из всех рамок, норм поведения, возрастов, жизни, смерти.
5 группа получает следующее задание: “Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах”.
Ребята при работе над этим заданием выделяют такие образы, как “моложавая, но седая начальница”, “немолодая девушка”, Малютину “56 лет, но все еще очень красив”, “зимнее солнце”, “холодный весенний ветер”. Эти бунинские оксюмороны подчинены единой художественной задаче – попытке преодолеть смерть, выйти в бессмертие.
Для 6 группы задание звучит так: “Раскройте глубинный смысл образа “легкого дыхания”. Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?”
Учащиеся отмечают семантическую связь образа легкого дыхания с ветром, по ассоциативной цепочке – с движением воздуха (растрепавшиеся волосы Оли, ее заголившееся колено, как она “вихрем” носилась по залу). Название рассказа обусловлено темой старинного рассказа о женской красоте, но финальное предложение рассказа делает образ легкого дыхания обобщенным до образа всего мира: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”. Деталь облика девушки сливается с пейзажем, эта деталь при всей своей физичности в то же время оказывается и духовной по сути. С другой стороны, дыхание можно связать и со словом (акт говорения невозможен без акта дыхания).
4) Выводы по уроку.
Мы видим, как деталь облика героини становится частью мирового баланса, как она сливается с ним, а значит и исчезает, и сохраняется на вечные времена (вспомним, как Оля собиралась жить вечно). Эффект легкого дыхания составляет основу рассказа И. Бунина. Мы вместе с автором и героиней преодолеваем время, пространство, а значит, саму смерть. Бунин использует для этого эффекта модернистские приемы: игру со временем, с фоном, с рамками. Искусство вечно, слово, человеческая память способны преодолеть смерть. Слово несет в себе огромный духовный потенциал. Приникая к этому живительному источнику, мы и сами приобщаемся к Вечности. “Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, “накоплений культуры”, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей”, - писал академик Д.С. Лихачев. Думается, эти мысли были созвучны духовному облику И. Бунина и во многом определяли художественные задачи, которые он решал в своих произведениях.