Тип урока: интегрированный урок-обобщение
Цели и задачи урока:
Воспитательные:
- Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание человека высокой культуры.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
Образовательные:
- Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия “музыкальный образ” на примере баллады “Лесной царь” (В.Гёте – Ф.Шуберт). Работа с терминами темы: “динамика”, “музыкальная выразительность”, “интонация”.
Ход урока
Урок начинается с театрализованного представления: танца трубадуров и их песни. (звучит полонез Ф.Шопена)
1-й трубадур:
Трубадур всегда в дороге,
Трубадур всегда в пути,
Трубадура кормят ноги,
А еще талант и .... Вы.
2-й трубадур:
Трубадуры! Менестрели!
Вот мы здесь, а завтра там.
О разбитом сердце девы
Мы споем легенду вам.
3 -й:
Те времена давно минули,
Тех стариков давно уж нет,
Что танцевали на лужайке,
Еще не зная менуэт.
4-й
В те времена жила девчонка,
Что танцевала лучше всех.
Толстый трубадур:
Ах, если б мне была сестренкой,
Не нужен был бы и обед.
5-й:
На Руси таких девчонок
Называли нежно: “Лада”
А во Франции решили окрестить ее Балладой.
6-й:
А однажды в той деревне
Появились менестрели
О любви и о дороге
Песни души людям грели.
7-й:
А когда те песни смолкли,
Не нашли нигде Балладу,
На дороге, на чужбине
Сердцу та нашла отраду.
8-й:
Там Баллада пела славу
Робину Гуду и свободе
Для крестьянина и лорда,
И для воина в походе.
9-й:
О беде так много знала,
Трубадура целовала,
И забыла, что когда-то
На лужайке танцевала.
10-й:
И балладу все любили,
И стихи к ногам ей слали
А о том, как ей тревожно,
Те поэты и не знали.
11-й:
Встревожилось бедное сердце Баллады.
Не знала она, что важнее для него: поэзия или музыка
И разбила Баллада свое сердце на две половинки.
Одну она отдала поэзии, а другую - музыке.
Но не могут две половинки сердца Баллады жить друг без друга
Такое начало урока способствует созданию праздничной, необычной атмосферы урока. Текст песни содержит уже теоретические знания о балладе: появилась баллада во Франции, вначале была танцевальной песней, затем распространилась в Англии, Германии, стала народным жанром).
I. Формулировка темы учителем. Постановка целей и задач.
-Итак, ребята! Если две половинки сердца баллады не могут жить друг без друга, то сегодняшний наш урок будет одновременно уроком литературы и уроком музыки. А полученные сегодня знания о балладе вы сможете применять при изучении поэзии и музыки.
II. Работа учащихся по выявлению жанровых особенностей баллады - литературного произведения.
Этот этап урока ведут ученик и ученица. По сценарию они брат и сестра, занимающиеся подготовкой домашнего задания к уроку литературы. Маша сидит за столом. В комнату вбегает Сережа.
Маша:
- Ну где ты, Сережка! Скоро уже мама придет, а у нас уроки не готовы!
Сережа:
- Ты знаешь, Маша, я был на улице, видел настоящих трубадуров. Они пели о Балладе. Только я не очень понял, что же такое Баллада.
Маша:
- Так это и есть наше домашнее задание. Слушай, что я нашла. (Читает). Сам термин “Баллада” происходит от провансальского слова, означающего “танцевальная песня”. Возникли баллады в суровые времена средневековья. Источниками их сюжетов были легенды и мифы. В Англии, например, много баллад о народном герое Робине Гуде.
Сережа:
- Вот, вот. Помнишь, мы недавно смотрели замечательный фильм “Стрелы Робина Гуда”?.
Маша:
- Подожди, Сережа. Нам задали другую балладу. Слушай. В России баллада - это лирические песни на исторические или бытовые сюжеты. (“Ванька - ключник”, “Конь и Сокол”). Из народной поэзии баллада перешла в литературу. Создателем литературного жанра баллады в русской поэзии был В.А.Жуковский. Им написано более 40 баллад. Оригинальные - “Светлана”, “Двадцать спящих дев”- и переводные. Вот балладу “Лесной царь” И.Гете в переводе Жуковского нам и надо прочитать.
Сережа:
- Дай посмотреть. Слава богу, небольшая. Интересно, все баллады такие маленькие? Ты говоришь в переводе? Да тут же все наше, русское. И лес, и лесной царь, и младенец. Так на Руси называли детей до 7 лет.
Маша:
- Пушкин называл Жуковского “гением перевода”. Многие стихи, переведенные им, становились как бы собственными стихами Жуковского, в них отражается его личность, его взгляд на мир.
Сережа:
- Маша, что же мы все сами. Пусть и наши одноклассники нам помогут.
С помощью учителя, подготовленных Маши и Сережи семиклассники формируют основные особенности жанра баллады, прослеживают их на примере текста “Лесного царя” и тех баллад, которые они прочитали к уроку.
Баллада — лироэпический жанр поэзии, т.е. обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.
(В “Лесном царе” - это диалог лесного царя, отца и младенца)
В балладе используется прием “повторения с нарастанием”.
(В “Лесном царе” повторяется обращение сына к отцу, нарастает тревога.)
Важный элемент баллады - краткость. Она похожа на пружину, сжатую между завязкой и развязкой. Сверхъестественное, фантастическое, мистическое часто присутствует в сюжете баллады.
Баллады бывают волшебные, исторические, героические, любовные и комические.
Проводится словарная работа.
Объясняется лексическое значение слов чертоги, перлы, ветлы. Подведя итог этого этапа урока, учитель говорит о том, что баллада - это не только стихотворение, это и песня. И поэтому сегодня в классе прозвучит баллада “Лесной царь” в исполнении учителя музыки
III. Выразительное исполнение песни- баллады “Лесной царь”
(учитель музыки)
Ф. Шуберт искал в поэтических текстах отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого. Он обратился к стихам великого немецкого писателя В.Гете. Баллада стала излюбленным жанром австрийского композитора-романтика. Ф.Шуберта.
Звучит баллада “Лесной царь” Ф.Шуберта в переводе В.А.Жуковского в исполнении учителя музыки.
2. Беседа с учениками:
- Почему это песня- драма? (поют и трагический конец).
- Форма изложения... (Диалог).
- Какими средствами музыкальной выразительности достигается создание музыкального образа?
- Сколько действующих лиц в балладе?
- В каком состоянии находится каждый герой? Почему?
- При помощи каких средств композитор показывает нарастающий страх ребенка?
(идет терминологическая работа: музыкальный образ в развитии темпа, интонации, динамики).
- Как в динамике развивается музыкальный образ дитя, лесного царя?
(Детям предлагается показать это на примере осенних листьев. Постепенное усиление цвета - это усиление состояния страха. От беспокойства к крайней взволнованности - крик.)
(При повторном слушании баллады на немецком языке дети узнают образы отца, лошади, ребенка, лесного царя.) / Вслух их называют/
IV. Выразительное чтение текста баллады.
(Работа учителя музыки над средствами музыкальной выразительности дает возможность учителю литературы успешно организовать работу над совершенствованием навыков выразительного чтения детей).
V. Следующий этап урока проводят оба учителя. Задача этапа - показать жанровое разнообразие баллады, современное развитие жанра.
1. Исполнение учениками песни-баллады Я.Френкеля “Баллада о гитаре и трубе”
2. Музыкальная викторина (произведения В.Высоцкого, “Битлз”, А.Дольского....)
3. Инсценировка А.Милна (в переводе С.Маршака) - “Старуха, дверь закрой!”.
VI. Проведение итогов урока. Поощрение его активных участников.
ЛИТЕРАТУРА
- Общеобразовательные программы по музыке и литературе.
- Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”, “Советский композитор” Санкт-Петербург,1997 г
- Ф.Шуберт. Московское издательство, 1993г.
- Рыцарева М.Г. “Музыка и я”, “Москва” Москва, 1994г.
- Кутузов А.Г. “В мире литературы”. Учебная хрестоматия для 6 класса.
- Кутузов А.Г. “Как войти в мир литературы”. Книга для учителя.