Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?"

Разделы: Литература


Цель:

  • Расширение читательского кругозора; углубление знаний о поэтах Кузбасса, их творчестве.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с произведениями поэтов Кузбасса.
  • Продолжить формирование навыков выразительного чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину.
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность.
  • Развивать коммуникативные способности.

Оформление: эпиграф, портреты поэтов, выставка книг кузбасских поэтов, рисунки учащихся.

Мостик, заводь, куст смородины,
Паровозный крик вдали –
Это все частица Родины,
Мирный день моей земли.

М. Небогатов

Вступление: Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина” (1- й куплет).

Ведущий (учитель):

У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи кузбасских поэтов.

Две недели назад, разделившись на группы, ребята приступили к изучению поэзии Кузбасса. Сегодня мы подводим итог нашего творческого поиска. Слово предоставляется первой творческой группе. Все мы будем внимательно слушать выступление и принимать активное участие в обсуждении. Пожалуйста, ребята.

 I блок: Природа – часть Родины

Ученик: Удивительный человек, поэт жил в городе Кемерово – это Михаил Александрович Небогатов. Родился он в г. Гурьевске. Первые его стихи появились во время Великой Отечественной войны, на фронте. В 1945г. их публикуют в газете. После войны Михаил Александрович был корреспондентом, редактором Кемеровского книжного издательства. При жизни вышло 10 сборников стихов поэта.

Учитель: Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные 1 творческой группой. Постараемся ответить на вопрос: “О чем пишет поэт”?

Ученик:

В серебристом, чистом инее -
До чего ж хорош убор!
Смотрит вдаль, в раздолье синее
Вековой сибирский бор.
До весны, до пенья птичьего
Стих и замер мир лесной…
Сколько русского величия
В соснах, вставших тут стеной.

(“В серебристом, чистом инее…”)

Учитель: О чем пишет поэт?

Как вы понимаете слова “русское величие” сосен?

(Величие – наличие в ком – чем – нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение).

Учитель: Ребята, а вы когда – нибудь видели такой красивый сосновый бор?

Учитель: Стихотворение, которое сейчас прочтут ребята, называется “Бор – зеленая обитель”. Послушайте, что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки?

Ученик:

Бор – зеленая обитель,
Словно сосны,
День высок.
- Митю видел?
- Митю видел? –
Звонкий птичий голосок.
Кто такой он, этот Митя?
Чей, кому товарищ, брат?
Но, как в детстве:
- Видел, видел! –
Я ответить птичке рад.

Учитель: Что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки?

Какие вы молодцы! А вы когда – нибудь слышали подобный “разговор”?

Учитель: А что вас заставляло удивляться, когда вы общались с природой? (Например: первый подснежник, деревья в инее и т. п.).

Учитель: А вы любите гулять в сосняке, посаженном у нас при въезде в поселок? Почему?

Учитель: Свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.

Ученик:

Вот березка в пышной кофточке,
В белой юбочке своей;
Вот тальник присел на корточки,
Молча смотрится в ручей.
На жужжание знакомое
Обернулся я. Пчела!
С добрым утром, насекомое!
Как живется? Как дела?

(“Нестареющая, вечная…”)

Учитель: В чем видит автор “нестареющую, вечную красоту земли родной”?

Учитель: О чем пишет Михаил Небогатов во всех прослушанных вами стихах?

Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты показывают ее в своих стихах, выражая тем самым любовь к своей родине большой и малой.

Ученики поют песню “Осенний вальс”

(слова и музыка Л. Блошкиной, г. Новокузнецк)

От чего замолчали все птицы,
Притаилась в лесу тишина,
И березка грустит на опушке,
И листочки роняет она.
Припев:
Это осень пришла,
Карусель завела.
Листья падают,
Листья падают,
Обнимают и кружат ребят.

 II блок: У нас гость!

Учитель: Ребята, я думаю, что вам интересно узнать, а какие они – поэты, как они создают свои стихи, что (кто) им помогает творить. Сегодня у нас есть такая возможность, ведь у нас в гостях поэт и прозаик Владимир Ефимович Олейников. Владимир Ефимович – житель нашего поселка и вы его хорошо знаете. В 2000г. вышел первый сборник стихов Владимира Ефимовича “Я свечу от звезды зажигаю”, сейчас готовится к изданию второй сборник поэта.

Вопросы ребят:

  • Владимир Ефимович, расскажите о том, как Вы стали поэтом.
  • А когда Вам лучше всего пишется?
  • Пишите ли вы о природе, о нашем поселке?
  • Прочтите свое любимое стихотворение о природе.

Олейников В.Е. читает стихотворение.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое настроение было у Владимира Ефимовича, когда он писал стихотворение? Почему? Владимир Ефимович, правильно ли ребята определили настроение стиха?

Олейников В.Е. читает стихотворение.

Учитель: Ребята, с чего начинается родина для Владимира Ефимовича?

Олейников В.Е дополняет ответы ребят.

Учитель и учащиеся благодарят Олейникова В.Е.

III блок: Беззащитность мира

Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле. Но всегда ли человек сохраняет это чудо? Послушайте стихотворение Игоря Киселева, подготовленное ребятами 2 группы “Молитва лани”. Какая картина представляется вам при прослушивании?

Ученик:

Отпусти меня, человек!
Отведи меня в лес, к поляне,
Где, в тумане купаясь, лани
Долго пьют из прохладных рек /…/
Мой детеныш совсем ручной,
Твои жесткие руки лижет.
Без меня он не сможет выжить.
Отпусти его в лес – со мной!
Не разглядывай. Отвернись.
Любоваться страданьем стыдно /…/

Учитель: Какую картину представили себе при прослушивании стихотворения? Где находится лань? Почему стихотворение называется “Молитва лани”?

Учитель: Действительно, лань не просто просит отпустить ее, а она молит человека вернуть ей подлинную (настоящую) жизнь, ту, для которой она родилась.

Ребята, а наблюдали ли вы подобные картины в своей жизни, видели ли вы слезы в глазах животных? Отчего эти слезы? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило?

Учитель: Нужно любить и понимать природу. Ведь природа – это частица родины, частица нас самих. Поэтому так тревожно – призывно звучит еще одно стихотворение И.Киселева “Благодарю, земля”.

Ученик:

Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
Прости, Земля! /…/
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.

Учитель: В стихах И.Киселев показывает природу, которая ждет от нас милости, пощады. Это зов к человечности (одна из ведущих тем стихов поэта).

Ученик: Игорь Михайлович Кисевев не любовался собой – он хотел быть понят и услышан. “Ты должен, должен быть услышан, иначе грош тебе цена”, - сказал поэт в одном из своих стихотворений. Его биография проста. Родился в 1933г. в с. Павловское на Алтае, окончил педагогический институт в Новосибирске, служил в армии, работал в газетах и на телевидении. Первые стихи опубликовал в 1955г. в “Комсомольце Кузбасса”, первая книжка вышла в 1966г., затем последовало еще четыре.

Ученики поют песню “Берегите лес!” (автор Ф.Лисичкин; композитор И.Друго)

Чтоб веселее и здоровее
Жил человек – 2 раза.
Чтобы весною птицей лесною
Пел человек – 2 раза.
Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес – 3 раза.
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной – 2 раза.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой – 2 раза.
Припев: тот же

IV блок: Отчий дом

Учитель: На вопрос “С чего начинается Родина?” нам поможет ответить еще один кузбасский поэт – Валентин Васильевич Махалов.

Ученик: В.В.Махалов, окончив Ленинградский университет, приехал в Кемерово. Первый сборник стихов вышел в 1960г. в Кемеровском книжном издательстве. Махалов – автор стихов и прозы. Его произведения переведены на иностранные языки.

Учитель: Внимательно послушайте стихи В. Махалова и подумайте, чем они могли заинтересовать людей, живущих за границей, и, возможно, никогда не видевших России?

Ученик:

Обрастал зеленым мохом
Старый тополь у окна.
На дворе коровьим вздохом
Пробудилась тишина.
Раскрываю окна настежь,
Непричесанный, босой:
- Здравствуй, утро!
- Здравствуй, счастье,
Окропленное росой!
-Здравствуй, милая деревня;
С плеч стряхнувши сон и лень,
По твоим законам древним
Начинаю этот день.

Учитель: Ребята, вы заметили, что у героя хорошее настроение? А почему?

Учитель: А еще каждому из нас хочется, чтобы рядом был самый дорогой нам человек – мама!

Ученик:

Затопила мама печь
Рано – рано утречком.
Проплывает по избе
Молодою уточкой.
На дворе растет трава,
На траве лежат дрова.
Говорит мне моя мама
Очень добрые слова:
- Петушок пропел давно.
Просыпайся, мой сынок…
Я гляжу на белый свет –
Мне всего – то 8 лет.
Я впервые понимаю,
Что меня счастливей нет…

Учитель: Ребята, почему герой считает себя счастливым человеком? А как говорит о маме?

Учитель: Так почему же стихи нашего кузбасского поэта В.Махалова заинтересовали людей, живущих за границей?

Учитель: Поэт говорит о доме, о маме с большой теплотой, нежностью – это общечеловеческие ценности. Стихи его пронизаны радостью и светом.

Учитель: Каждый поэт на вопрос “Что такое Родина? С чего она начинается?” отвечает по – своему. Для И.Киселева родина – это защита животного мира. А для М.Небогатова? Для В. Махалова?

Ответы учеников:

вековой сибирский бор;
звонкий птичий голосок;
березка, тальник, пчела;
милая деревня; мама;
солнечное утро; тропинка и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята. Верно.

Ученик читает стихотворение В.Махалова:

Родина наша малая –
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берез…

 V блок: У нас гость!

Учитель: Малой родиной для гостьи нашего сегодняшнего праздника является п. Степной. Познакомьтесь, Мезенцева Марина – выпускница нашей школы, студентка Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка. С детства Марина пишет стихи. Марина, можно ли, читая твои стихотворения, найти ответ на вопрос “С чего начинается Родина?”.

Марина: А пусть ребята сами найдут ответ на этот вопрос (читает 2 – 3 стихотворения):

Весенним утром на опушке
Стряхнула иней ель с макушки.
Озябший кустик у дороги
Похорошел и выгнул ноги.
Все ожило вокруг в природе.
Спасибо ей, теплой погоде.

Учитель: Что такое родина и с чего она начинается для Марины? Спасибо, Марина, что ты к нам сегодня пришла. Ребята, чтобы вы хотели пожелать Марине?

Учитель: Любовь к родной стране начинается с любви к тому месту, где родился и вырос. Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу, березку, что растет у дома, тихую речку. Для нас с вами наша малая родина – это поселок Степной.

Ученики поют песню “Милая Россия” (слова Н.Коха; музыка С.Лучшева)

Мила Россия всюду сердцу русскому,
Но всех милей отцовский край родной:
Сибирский край, где есть березки грустные,
Поселок птицеводов, наш Степной.
(3 - 4 строку – 2 раза).

Учитель: Музыку к этой замечательной песне написал музыкальный руководитель хора п. Степной, директор Степновского дома культуры Лучшев Сергей Наилович на стихи поэта из п. Бенжереп Николая Коха. Да и все песни, которые звучали сегодня, - это стихи и музыка кузбасских поэтов и композиторов.

Надеюсь, что после нашей встречи вы, ребята, будете более внимательными, чуткими к окружающему миру, научитесь видеть и слышать сердцем, будете еще сильнее любить свою родину – малую и большую.

Готовясь к сегодняшнему празднику, вы выучили стихи и проиллюстрировали их. Это начало нашей творческой работы по созданию сборника “Любимые стихи кузбасских поэтов”.

Вот перед вами выставка книг поэтов Кузбасса. Я думаю, в них вы сможете найти стихотворение по душе. Здесь же один из последних номеров районной газеты “Сельские вести”, где под рубрикой “Зеленая лампа” напечатаны стихи уже известных и начинающих поэтов нашего района. В газете вы найдете и стихотворение В.Е.Олейникова. Прочтите, поразмышляйте над прочитанным.

А если у вас возникло желание самим написать стихотворение, сочинить музыку – пробуйте, творите. Пусть это будет дополнением к вашим рисункам.

Спасибо за работу!