А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель"

Разделы: Литература


Цель: ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, рисунки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. На фоне музыки звучат стихи учащихся.

1-ый ученик

На Руси вдоль дорог во все концы

В прошлом веке звучали бубенцы.

В дождь и метель тройки неслись,

Тройки людей везли…

2-ой ученик

Вот мчится тройка удалая

В Казань дорогой столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудет уныло под дугой.

3-ый ученик

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

4-ый ученик

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

III. Рассказ ученика о музее “Домик станционного смотрителя”.

- В деревне Выра Ленинградской области находится этот музей – первый в стране музей литературных героев. Музей открыт в 1972 году. История его началась в 1800 году. Все почтовые станции делились тогда на 4 разряда. Выра была станцией 3 разряда. Здесь кипела жизнь.

Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры.

IV. Слово учителя о целях урока и о “Повестях Белкина”.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной повестью Пушкина из цикла “Повести Белкина”. Цикл – это сложное идейно-художественное целое, в основе которого лежит какая-либо общая идея. Все повести объединяет один рассказчик – Иван Петрович Белкин. Их всего пять. В основе каждой лежит традиционный, часто западноевропейский сюжет.

Наиболее важной является повесть “Станционный смотритель”. Пушкин ввел в круг блестящих светских героев “маленького человека” Самсона Вырина. Фигура С. Вырина стала знаковой в литературе.

V. Беседа-анализ по содержанию повести.

- Какой эпиграф предложил А.С. Пушкин к повести? (Стихи своего друга П. Вяземского).

- Серьезно ли он говорит? (это ирония).

- Кто такой диктатор? (зачитать).

- Как относятся к ним люди? (не любят).

- А что говорит о них Пушкин? Как относится к ним рассказчик?

- Откуда он знает о смотрителях?

- Что увидел повествователь в домике станционного смотрителя? (картинки с историей блудного сына).

VI. Рассказ ученика о содержании притчи о блудном сыне.

Это библейская притча. Сын ушел от отца, сбился с пути. Но он не погиб, а осознал свой грех и вернулся домой. Отец его простил. Принял, устроил пир. Но другой сын осудил отца и брата.

Если связать это с библией, то отец – это бог; сын – это грешник, который ушел от бога. Но вернулся, и бог его простил.

VII. Продолжение анализа повести.

- Почему это вечная тема?

1. С каждым человеком это может случиться;

2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;

3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;

4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину.

- А зачем висят в доме картинки? (Для украшения).

- Но это и важная деталь. Они указывают на судьбу героев. (Здесь Дуня – блудная дочь).

- Что мы о ней узнаем? Какая она по словам отца? (Красавица, умница).

- А по словам рассказчика? (Красивая, кокетка).

- Что еще узнаем о судьбе Дуни?

- Как изображает Пушкин Самсона Вырина. Хозяина? (В библии он богатырь).

- Что можно сказать об отношениях отца и дочери?

- Сколько раз побывал рассказчик на станции? (Три).

- В какое время года это было?

- Каким мы видим Самсона в первый раз? (Свежий, бодрый).

- Каким он предстает перед нами во второй раз? (Старый, дряхлый).

- Что же случилось? Что послужило причиной несчастья? (Приезд офицера Минского).

- Опишите его.

- Как его принял Самсон? (Гостеприимно).

- Почему Самсон ничего не понял? (Он доверял дочери).

- Сколько раз ходил искать дочь? (Три).

- Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на лестницу).

- Почему он хочет ее вернуть?

VIII. Чтение сцены “Последняя встреча Дуни с отцом”, ее анализ.

- Что переживает каждый?

- Что узнает рассказчик в третий приезд? (Смотритель умер; приезжала барыня).

IX. Просмотр иллюстраций “Дуня на могиле отца” разных художников.

X. Подведение итогов.

- О чем эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).

- В чем смысл последнего пейзажа?

- Чему учит повесть? (Сочувствовать ближнему).

- Какой бы мог быть конец? (Версии учащихся).

- А почему такой? (Реализм; понятие об открытом финале).

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос:

1) О чём плакала Евдокия Самсоновна? (I вариант).

2) В чём похожи Самсон Вырин и Минский? (II вариант).