Цель: ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, рисунки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. На фоне музыки звучат стихи учащихся.
1-ый ученик
На Руси вдоль дорог во все концы
В прошлом веке звучали бубенцы.
В дождь и метель тройки неслись,
Тройки людей везли…
2-ой ученик
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудет уныло под дугой.
3-ый ученик
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
4-ый ученик
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
III. Рассказ ученика о музее “Домик станционного смотрителя”.
- В деревне Выра Ленинградской области находится этот музей – первый в стране музей литературных героев. Музей открыт в 1972 году. История его началась в 1800 году. Все почтовые станции делились тогда на 4 разряда. Выра была станцией 3 разряда. Здесь кипела жизнь.
Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры.
IV. Слово учителя о целях урока и о “Повестях Белкина”.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной повестью Пушкина из цикла “Повести Белкина”. Цикл – это сложное идейно-художественное целое, в основе которого лежит какая-либо общая идея. Все повести объединяет один рассказчик – Иван Петрович Белкин. Их всего пять. В основе каждой лежит традиционный, часто западноевропейский сюжет.
Наиболее важной является повесть “Станционный смотритель”. Пушкин ввел в круг блестящих светских героев “маленького человека” Самсона Вырина. Фигура С. Вырина стала знаковой в литературе.
V. Беседа-анализ по содержанию повести.
- Какой эпиграф предложил А.С. Пушкин к повести? (Стихи своего друга П. Вяземского).
- Серьезно ли он говорит? (это ирония).
- Кто такой диктатор? (зачитать).
- Как относятся к ним люди? (не любят).
- А что говорит о них Пушкин? Как относится к ним рассказчик?
- Откуда он знает о смотрителях?
- Что увидел повествователь в домике станционного смотрителя? (картинки с историей блудного сына).
VI. Рассказ ученика о содержании притчи о блудном сыне.
Это библейская притча. Сын ушел от отца, сбился с пути. Но он не погиб, а осознал свой грех и вернулся домой. Отец его простил. Принял, устроил пир. Но другой сын осудил отца и брата.
Если связать это с библией, то отец – это бог; сын – это грешник, который ушел от бога. Но вернулся, и бог его простил.
VII. Продолжение анализа повести.
- Почему это вечная тема?
1. С каждым человеком это может случиться;
2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;
3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;
4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину.
- А зачем висят в доме картинки? (Для украшения).
- Но это и важная деталь. Они указывают на судьбу героев. (Здесь Дуня – блудная дочь).
- Что мы о ней узнаем? Какая она по словам отца? (Красавица, умница).
- А по словам рассказчика? (Красивая, кокетка).
- Что еще узнаем о судьбе Дуни?
- Как изображает Пушкин Самсона Вырина. Хозяина? (В библии он богатырь).
- Что можно сказать об отношениях отца и дочери?
- Сколько раз побывал рассказчик на станции? (Три).
- В какое время года это было?
- Каким мы видим Самсона в первый раз? (Свежий, бодрый).
- Каким он предстает перед нами во второй раз? (Старый, дряхлый).
- Что же случилось? Что послужило причиной несчастья? (Приезд офицера Минского).
- Опишите его.
- Как его принял Самсон? (Гостеприимно).
- Почему Самсон ничего не понял? (Он доверял дочери).
- Сколько раз ходил искать дочь? (Три).
- Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на лестницу).
- Почему он хочет ее вернуть?
VIII. Чтение сцены “Последняя встреча Дуни с отцом”, ее анализ.
- Что переживает каждый?
- Что узнает рассказчик в третий приезд? (Смотритель умер; приезжала барыня).
IX. Просмотр иллюстраций “Дуня на могиле отца” разных художников.
X. Подведение итогов.
- О чем эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).
- В чем смысл последнего пейзажа?
- Чему учит повесть? (Сочувствовать ближнему).
- Какой бы мог быть конец? (Версии учащихся).
- А почему такой? (Реализм; понятие об открытом финале).
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос:
1) О чём плакала Евдокия Самсоновна? (I вариант).
2) В чём похожи Самсон Вырин и Минский? (II вариант).