Игровые технологии в преподавании литературы. Игра "Умницы и умники" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  1. Выявить одаренных детей, любящих русскую литературу, читающих вдумчиво огромные произведения, такие как роман “Война и мир”.
  2. Добиться объединения познавательных и воспитательных целей, чтобы дети могли уметь доказать своё мнение.
  3. Воспитать настоящих патриотов своей страны на героических примерах предшествующих поколений.
  4. Показать умение быстро мыслить, точно находить ответ, соединяя серьёзный материал игровыми элементами.

Оборудование:

  1. Карточки разных цветов с заданиями для красной, желтой и зеленой дорожек.
  2. Тексты романа “Война и мир”.
  3. Поощрительные медали в виде шелкового умника.
  4. Метроном.

Запись на доске:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам войны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
И тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей.
Поклонимся за тот великий бой.

Ход урока

Сегодняшний урок - урок необычный. Наш урок - это маленькая возможность прикоснуться к великой теме: “Родина, народ, победа” Каждый год наш народ отмечает День Великой Победы в войне с фашистской Германией. Любовь к Родине не рождается вместе с появлением человека на свет, она не усваивается вместе с пищей, любовь к Родине воспитывается целенаправленно, терпеливо и долго.

Л.Н.Толстой считал, что воспитывать детей должны сами родители, а не перепоручать это важное дело нянькам, мамкам и гувернанткам. Например, таков в романе Н.А.Болконский, он один воспитывал сына и дочь. Сын князь Андрей перенял от него самые лучшие душевные качества: совестливость, ответственность, деловитость, чувство собственного достоинства.

Чтобы дочь Н.А.Болконского не походила на легкомысленных и пустоголовых барышень, он сам занимается с ней геометрией и алгеброй.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, к своему дому, к своей школе, к своей семье. Обо всем об этом вы услышите в песне “От станции нашей”.

В исполнении учителей Татьяны Федоровны и Надежды Анатольевны звучит песня “От станции нашей”.

От станции нашей дорога знакома
Исхожены здесь все тропинки, пути
К родному крыльцу деревенского дома
Веди меня сердце, как в детстве, веди.

Учитель:

Как вы уже догадались, наш урок посвящается великому празднику. Не было бы победы над французами, не было бы победы над фашистами, и, возможно, не было бы и нас.

Урок мы проведем в форме популярной игры “Умники и умницы”.

Отборочный тур.

Учитель:

Вы, наверное, знаете условие игры “Умницы и умники”. На красной дорожке нельзя ошибаться. В каждом туре на ней по одному вопросу. Дорога к победе кажется короткой, но вопросы самые трудные. На желтой дорожке по два вопроса и можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка - путь к победе длинный, но надежный, там вопросы полегче.

А теперь мы отбираем участников первого тура.

  1. Как вы знаете во время Великой Отечественной войны места, связанные с Бородинской битвой, были оккупированы фашистами. Назовите дату, когда советские войска освободили Бородино? (23 января 1942 г.)
  2. Вы знаете и о том, что фашисты старались уничтожить, унизить и затоптать в грязь эти исторически священные места. Кто ответит, что находилось в музее Бородина во время оккупации? (в музее была устроена скотобойня).
  3. Кутузов остается символом мудрости, человечности и достоинства. Вы знаете, что он умер от ран в польском городе Бреслау в 1813 году. Вся слава победителя досталась императору Александру I. И все-таки во время Вов был учрежден орден Кутузова I-II степени. Кто вспомнит, когда был учрежден этот орден? (29 июля 1942 г).

Учитель:

Ну, вот мы и отобрали первых участников нашей игры. Выбираем каждый свою дорожку. Каждый тур будет иметь своё название: “Литературные перекрестки”, “Литература - магия чисел” и “Герои и антигерои”.

Итак, 1 тур.

1. Красная дорожка. Город Браунау по тексту романа вы помните, что там происходил смотр войск, где впервые мы знакомимся с М.И. Кутузовым. По каким ещё событиям истории мы знаем это географическое название?

(Браунау - это родина Адольфа Шикльгрубера. Кто это такой вы уже догадались, хотя тогда он ещё не был Гитлером).

2. Желтая дорожка.

- Символом чего стало слово “тулон”?

(Тулон – это город, битва под которым коренным образом изменила судьбу Наполеона. Он был обыкновенным поручиком. Бой был несчастливый, но судьба улыбнулась будущему полководцу. Он схватил знамя и устремился вперед. Это было на Аркольском мосту. Солдаты устремились за ним. Бой закончился победой Наполеона.

Тулон – это символ славы, о которой мечтает князь Андрей. )

Для героев каких литературных произведений Наполеон стал кумиром? (Наполеон- кумир многих поколений на протяжении XIX века. Им одно время увлекался А.С.Пушкин. В романе “Евгений Онегин” на столе Онегина стоит “чугунная кукла в треуголке с сумрачным лицом”. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Р.Р.Раскольников одержим идеей наполеонизма, к чему все это привело, вы знаете из романа.

В романе Л.Н.Толстого “Война и мир” Андрей Болконский тоже “болеет Наполеоном”)

3. Зеленая дорожка.

- Символом чего стало слово “аустерлиц”?

(Аустерлиц - символ разочарования. Во-первых, русские войска потерпели поражение под этим городом. Во-вторых, А.Болконский был тяжело ранен. Но самое главное - Аустерлиц помог ему в истинном свете увидеть, что быть похожим на Наполеона очень опасно. Ведь такие, как он, ради своей карьеры гонят миллионы людей на смерть.)

2 тур.

Красная дорожка.

Не зря роман “Война и мир” называется романом эпопеей. В нем всего много. И людей, и пространства, и цифр. Цифры в жизни людей играют не малую роль, все знают о золотом сечении, верят в гороскопы и лунные календари.

Что случилось 26 августа 1812 года? (1. Бородинская битва. 2. День рождения Натальи Ростовой. 3. В этот же день умерла Элен. В этот день много погибло людей, многие стали героями, но Элен умудрилась умереть не за счастье своей семьи и своей родины, Л.Толстой пишет: “Элен умерла от невозможности решить задачу, за кого из двух женихов ей выйти замуж”).

Желтая дорожка.

22 - цифра несчастья, в русском фольклоре тоже отложилось представление народа о связи жизни человека с числами, например, “Семеро смелых”, “Семь раз отмерь, один раз отрежь”, как видите, число семь для русских счастливое. Что обозначает число 22 в романе? (Именно 22 телеги выпросила у отца Наташа Ростова, чтобы отдать их раненым. Телеги были уже нагружены добром для вывоза из Москвы, там была фарфоровая, золотая, серебряная посуда, дорогая мебель, меха. Для не очень богатых Ростовых это было большой ценностью. И все-таки отец уступает просьбам Наташи, в этот момент она думала не о своём приданом, а о том, что раненых нужно довезти до госпиталя, вылечившись, они снова станут защитниками Отечества. И отец не мог не понимать этого.)

Зеленая дорожка.

В романе дважды упоминается число четыре тысячи. Что оно обозначает? (В Шенграбенском сражении победу одержали русские: деревня подожжена, мост взорван. Задача Кутузова была уберечь солдат от прямых стычек с французами, а основная часть войска еще не подошла долгими дорогами из России. М.И.Кутузов проявил полководческий талант, придумав такой тактический ход: четырехтысячный авангард П.И.Багратиона был отправлен вперед, а армия, отягощенная обозами с вооружением и провиантом, легкой, но наиболее длинной дорогой шла сзади. Мюрат подумал, увидев Багратиона, что это вся армия запросил мира на два дня. Этого времени хватило, чтобы русская армия воссоединилась с отрядом и стала готова к боям

Четыре тысячи- это число, которое встречается в биографии Наполеона. Четыре тысячи военнопленных, захваченных им в Африке. Их нужно было конвоировать, кормить, чтобы облегчить себе задачу, Наполеон приказал их расстрелять).

3 тур. Герои и антигерои.

Красная дорожка.

Кому из исторических личностей Суворов подарил свою шашку в Италии? (П.И.Багратиону, который, получив традицию быть героем, героем и погиб на поле Бородина)

Желтая дорожка.

Купец Ферапонтов встречается в романе только один раз и его мы называем героем. Почему? (Купец Ферапонтов - фигура не очень симпатичная: толстый, огромный, черный с шишкой на носу. Мы видим его в сцене, когда он торгуется за каждую копейку, за лошадей, перевозивших солдат, а французы были уже под Смоленском. Здесь мы видим его жадным, расчетливым, думающим только о своих доходах, а никак не о судьбе своей страны. Не прошло и суток, видя солдат, проходящих мимо его лавки, он даром отдает им все: “Решилась Расея!”. Мы понимаем его слова, как то, что героизм русских людей будет массовым. )

Каково отношение офицеров в армии было к адъютанту Кутузова А.Болконскому? (к А.Болконскому отношение было прямо противоположным: одни восхищались им и любили его, другие его презирали и боялись, ненавидели. Это объяснялось тем, что А.Болконский был человеком справедливым. Достаточно вспомнить сцену в смотре войск в Браунау, когда он в резкой форме одернул шутовство и кривляние Жеркова и Несвицкого, в то время, когда армия была до половины солдат разута, а впереди- бои… Вспомним сцену, когда он защищает капитана Тушина, оставившего орудие на поле боя из-за того, что бойцы в батарее были ранены и убиты, но об этом не знал Багратион и его свита. “А успехом дело мы обязаны исключительно капитану Тушину”, - сказал Болконский, потому что он привез приказ об отступлении и видел все своими глазами.

Князь Болконский отказался от адъютантства сначала Кутузову, потом АлександруI. Кутузов понял, что дело решается там, в войсках, и отпустил его. Александр же был обижен его отказом, и карьера Болконского закончилась на этом, царю казалось, что все только и мечтают быть поближе к нему, а оказалось не все.)

Зеленая дорожка.

Берг, Жерков, Друбецкой. О каком из них академик Страхов сказал: “Дрянь Александровского времени”? (О Друбецком.)

Кто такой Телянин? Кокой поступок он совершил? Герой он или антигерой?

(Он служил в одном полку вместе с Н. Ростовым и В. Денисовым. Вспомните о краже кошелька с деньгами у Денисова. Н. Ростов хотел предать его суду чести. Полковой офицер Богданыч не позволил ему этого. Воровство – это страшное пятно позора, несовместимое с понятием офицерской чести. Это привело к тому, что Телянин, оказавшись в штабе, явился причиной провала карьеры, отдания под суд В. Денисова впоследствии. Из-за подлости таких людей погибали честные и достойные герои. )

Бородинское сражение - это победа или поражение? (Несмотря на то, что после Бородинской битвы русским войскам пришлось оставить Москву, вспомним споры офицеров на совете в Филях, Бородинская битва - это победа русских. Именно об этом дне писал М.И.Кутузов в своих мемуарах: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа Российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за своё Отечество ”.)

Учитель:

Ребята, молодцы! Произведение огромное, мы коснулись на уроке только сотой доли его объема, но и эта сотая доля дала нам столько информации для размышления о сегодняшнем дне. В каждом времени есть свои герои и антигерои. Настоящих героев, которым мы обязаны своей свободой и жизнью, мы должны знать. Вспомним их имена: Багратион, Раевский, Ермолов, Уваров, Платов, Дохтуров, Кутайсов, Неверовский, Барклай де Толли, братья Тучковы. Именно этих людей мы должны чтить за образцы мужества, достоинства и геройства. Например, А.Тучков был командиром пехотного корпуса. Он погиб при атаке на Багратионовы флеши. Французское ядро ударило его в грудь. В гибели князя Андрея прозрачно угадываются обстоятельства гибели А.Тучкова и П.Багратиона.

Был август, и береза желтела,
Потянулись на юг журавли,
Внезапная весть пролетела:
Французы к Москве подошли.

По берегу тихой Колочи,
В глуши Бородинских полей
Врагов беспокойные очи
Узрели валы батарей.

И бой Бородинский кровавый
Окрест загремел, застонал,
И пал за Отчизну со славой
Тучков, молодой генерал.

Чтобы не прервалась связь времен между поколениями, мы должны понимать цену человеческой жизни, отданной за своё Отечество. Героизм не передаётся по генам от отца к сыну, героизм воспитывается родителями, учителями, подвигами предков. Великая Отечественная война подтвердила это. Из нашего села Вознесенки Дуванского района Башкирии на фронт ушло более четырехсот человек, около двухсот вернулось в свои родные дома, ранеными, контуженными, но живыми. На сегодняшний день в живых осталось не более 10 человек. Уходят тихо ветераны, и страшно подумать, когда настанет час, когда Великую Отечественную войну мы будем воспринимать так же как Ледовое побоище, Бородинскую битву…. Было, но было так давно, что как будто и не было.

Но мужество предков, их преданность Родине, их бесстрашие передаются поколениям живущих только через нравственные чувства, через память.

Почти 200 лет прошло с тех далеких пор….

Я объявляю минуту молчания всем погибшим в освободительных войнах 1812, 1941 гг.

Метроном.

Звучит песня

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамена,
А жизнь и время движется вперед
Отстали только 20 миллионов.

Остались в поле брани навсегда.
Легли живой дорогою победы
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.

А память нам покоя не дает,
И совесть нас с тобой частенько гложет
И 30 лет и 300 лет пройдет:
Никто из нас войны забыть не сможет.
Не сможет.