Тема: Анализ стихотворения Игоря Северянина “В парке плакала девочка”
Оборудование: портрет поэта, выставка сборников произведений поэта, запись музыкальной пьесы Г.Форе “Пробуждение”, репродукции картин “Мика Морозов” В.Серова, “Портрет сына” В.Тропинина и др. детские портреты, лексическое лото, изображение ласточки, цветовые сигнальные карточки.
Цели урока:
1. Образовательная: обучение анализу лирического стихотворения.
2. Развивающая: развитие умения выразительного чтения стихотворения, образного восприятия художественного произведения.
3. Воспитательная: воспитание доброты, милосердия ко всему живому.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем путешествие в удивительную страну Поэзии. Страну, где живут трепетные существа, рождённые талантом, фантазией и вдохновением поэта. Существа эти – стихотворения. У них, как и у человека, есть своя история, судьба, душа,
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из таких созданий – стихотворением замечательного русского поэта Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Я надеюсь, каждый постарается всё сделать для того, чтобы душа этого стихотворения приоткрылась для нас. А возможно это будет только в том случае, если вы разделите чувства и переживания поэта, поймёте мысль, которую он вложил в своё произведение,
Задача эта очень непростая. Чтобы успешно решить её, надо ещё и многое уметь и знать. Поэтому вначале мы проверим, как вы готовы к нашему путешествию: сыграем в лексическое лото и повторим таким образом те понятия, которые могут нам пригодиться при работе над стихотворением.
2. Лексическое лото.
1. |
6. |
2. |
7. |
3. |
14. |
11. |
8. |
13. |
15. |
12. |
4. |
5. |
10. |
9. |
Для игры понадобится любая картинка, которая разрезается на необходимое количество частей в зависимости от количества учащихся в классе. Например, в классе 30 учеников. Для работы вам понадобится 15 карточек. На обороте карточки записывается термин. В произвольном порядке карточки выдаются учащимся на парты для работы в парах. На обсуждение даётся полминуты. Затем учитель зачитывает лексическое значение понятий, по которому ученики должны узнать своё слово. Они громко называют термин и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом, складывается необходимая картинка.
Лексическое значение |
Понятие |
1. Описание жизни человека. 2. Вымышленное имя писателя. 3. Автор стихотворных произведений. 4. Род литературы, в произведениях которого выражены чувства, мысли и переживания человека. 5. Краткое мудрое изречение. 6. То, о чём говорится в произведении. 7. Основная мысль произведения. 8. Звуковые совпадения в конце стихотворных строк. 9. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. 10. Основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чём говорят. 11. То, что означает слово. 12. Слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения. 13. Герой, чьи мысли, чувства, переживания выражены в лирическом произведении. 14. Точная выдержка из текста. 15.Часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием. |
Биография Псевдоним Поэт Лирика Афоризм Тема Идея Рифма Прямая речь Интонация Лексическое значение Синонимы Лирический герой Цитата Строфа |
3. Повторение основных фактов биографии И.Северянина.
4. Выразительное чтение стихотворения “В парке плакала девочка” и анализ читательского восприятия.
– И.Северянин – поэт многоликий. В 5 классе мы знакомимся лишь с двумя его стихотворениями. Они дадут нам возможность увидеть только одну из граней его творчества.
(Чтение стихотворения учителем.)
– Перечитайте стихотворение самостоятельно.
– Понравилось ли оно вам?
– Выразите своё настроение, возникшее при чтении, в цвете. Прокомментируйте.
(Работа с сигнальными карточками.)
Цветовые сигнальные карточки постоянно используются на уроках литературы при работе с лирическими стихотворениями. Карточка белого цвета означает, что произведение оставило ученика равнодушным, не вызвало никаких эмоций; красного – восторг, радость; голубого – покой, умиротворение; розового – мечтательность; чёрного – тревогу и т.д.
5. Анализ стихотворения.
– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?
(Да, в нём выражены чувства.)
– Чьи чувства?
(Отца и девочки.)
– Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?
(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца.)
– Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.
(1. “В парке плакала девочка”
2. “ И отец призадумался”.)
– Сколько всего предложений в стихотворении?
(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное.)
– Как они связаны в один поэтический текст?
(Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой.)
– Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев?
(Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства.)
– Прочитайте, какова эта реакция.
(“И отец призадумался, потрясённый минутою”.)
– Какое чувство он испытал?
(Потрясение.)
– Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов.
(Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении.)
– Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.
Какие средства может использовать автор для создания образа героя?
(Имя, портрет, речь, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами …)
– Какие средства использованы здесь?
(Только речь.)
– Прочитайте слова автора в этом предложении.
(“В парке плакала девочка”.)
– Каким глаголом вводится прямая речь?
(Плакала.)
– В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки.
(Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.)
– А когда люди плачут, даже рыдают?
(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.)
– Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?
(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)
– Что передают эти слова?
(Состояние ласточки.)
– А как вы представляете себе эту птичку?
(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая.)
Показ картинки.
– Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?
(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная.)
– Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.
(Страдание, мучение, физическая и душевная боль.)
– Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?
(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость.)
– Каково значение приставки со– в этих словах?
(Совместность, объединение.)
– А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?
(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…)
– Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?
(Возьму и укутаю.)
– Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?
(Это глагол, употреблён в форме будущего времени.)
– То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Проэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика?
(Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала.)
– Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?
(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия.)
– Как вы думаете, что сделала девочка?
(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой.)
– Какое определение можно дать её поступку?
(Добрый, милосердный.)
– Как вы понимаете лексическое значение этих слов?
(Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим людям..
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо.)
– Таким образом, мы видим, что девочка не только пожалела птичку на словах, но и оказалась способной совершить добрый поступок.
А теперь подумайте, сколько лет может быть этой девочке? Пусть при ответе на вопрос вам помогут репродукции детских портретов: “Портрет сына” Василия Андреевича Тропинина, “Мика Морозов” Валентина Серова.
Скажите, кто из изображённых детей мог бы так же остро, как героиня стихотворения, пережить чужое страдание?
(Мика – маленький, трогательный в своей непосредственности.)
– Ему было 4 года, когда создавался портрет. А могли бы вы заплакать? А взрослые? Почему же девочка отреагировала так остро?
(Она впервые так близко увидела чужую боль, это было первое живое существо, к которому она проявила милосердие, а первое чувство всегда самое острое.)
– А теперь подумайте, случайно ли автор пишет в стихотворении именно о ласточке, а не о другой птице?
(Можно предположить, что не случайно. “Первая ласточка” – устойчивое выражение. Так говорят о первых признаках появления чего-то хорошего.)
– Так что же так потрясло отца? О чём он задумался?
(Он увидел в своём ребёнке первые признаки появления доброты, милосердия. На его глазах в дочери родились эти качества.)
– Послушайте лирическую миниатюру известного французского композитора Габриэля Форе “Пробуждение”. Какие чувства вызвало у вас это музыкальное произведение?
– Прочитаем последние строки стихотворения.
– Как вы понимаете слово “грядущий”?
(Будущий.)
– Почему отец прощает дочери грядущие капризы и шалости?
(В ней есть то, что сделает девочку настоящим человеком.)
– Прочитаем стихотворение ещё раз.
– Передайте свои ощущения при помощи цветовых сигнальных карточек.
6. Обобщение.
– Какова душа стихотворения И.Северянина “В парке плакала девочка”? Чему оно нас учит?
(Это очень доброе стихотворение. Оно учит искренности, взаимопониманию, милосердию ко всем, кто рядом с нами.)
– Представьте, что вам предложили сформулировать тему урока и выбрать её из данных афоризмов. Познакомьтесь с ними, сделайте выбор и объясните классу.
“Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его”. Л.Толстой.
“Милосердие – это активная доброта”. И.Шмелёв.
“Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное”. Платон.
– Итак, сегодня мы проанализировали удивительно нежное и трогательное стихотворение И.Северянина, в котором поэт проявил себя с неожиданной стороны: как простодушный, мечтательный и даже наивный человек, а главное – удивительно добрый. Поэтому завершить урок я хотела бы стихотворением поэта и переводчика Г.Шенгели, близко знавшего И.Северянина.
Вы были наивно уверены,
Что Ваша жена – королевочка,
Что друг Ваш будет профессором,
Что все на почте конверты – Вам,
Что самое в мире грустное –
Как в парке плакала девочка…
7. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
По желанию: сформулировать “Закон доброты”.