Литература
-
Знакомство с обрядовой поэзией в 6-м классе 2008
Представлен конспект урока русской литературы в 6-м классе по теме: "Календарно-обрядовые песни".
-
Возможности интегрированных уроков. Правовой компонент на уроках литературы 2008
Интегрированные уроки литературы с курсом "Вокруг тебя - Мир..." направлены на развитие гуманитарного мышления. Специальные задания открывают возможности адекватного понимания прочитанного, расширяют представление о культурном, этическом фоне произведения. Широкий диапазон тем помогает расширить разнообразие творческих работ и заданий, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.
-
Образ Ивана Чонкина в творчестве Владимира Войновича 2008
Урок внеклассного чтения был дан в 10-м классе после изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявил традиции и новаторство автора. Семинар рассчитан на 2 часа. Анализ образа Чонкина позволяет выявить вековые симпатии русского народа: добродушие, отсутствие хитрости и прагматизма, альтруизм. Формулируем понятие русского национального характера. Используя межпредметные связи с историей, критикуем тоталитаризм, выявляем его последствия. Вызвала интерес у учащихся игра "Телемост Москва-Нью-Йорк".
-
Урок литературы с применением ИКТ по теме "Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»" 2008
Главная цель урока - добиться усвоения знаний учащимися с минимальными затратами времени и усилий со стороны учащихся на допустимом стандартными требованиями уровне. Применение ИКТ плавно вписывается в композицию урока. Для полноты восприятия восточной природы, на фоне которой происходит действие поэмы, в качестве фонового рисунка к каждому слайду выбраны фотографии, репродукции картин, передающие красоту и величие природы Кавказа.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема любви в русской литературе (А.И. Куприн. "Гранатовый браслет" и повесть И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша") 2008
Представлен конспект урок литературы в 11-м классе по теме: "Тема любви в русской литературе" (по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша"). Анализируя произведения, постигается идея, мировосприятие авторов и персонажей, тем самым совершенствуются навыки сравнительного анализа произведений. В процессе исследовательской работы формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские навыки.
-
"Точка зрения: образ Емельяна Пугачева глазами историка, поэта и режиссера" (на материале произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта", статьи М.И. Цветаевой "Пушкин и Пугачев" и фильма режиссера А.Прошкина "Русский бунт") 2008
Целю учебного занятия является создание на основе межпредметных связей условий для совершенствования умений анализировать художественное произведение, сравнивать произведения разных стилей, определять точку зрения автора, сопоставлять произведения разных видов искусств (литература и кино), условий для продолжения отработки навыков грамотной, логичной, связной устной и письменной речи.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века" 2008
Данная разработка урока по теме "Русская культура Серебряного века" вводит в удивительный мир русской культуры начала XX века. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. Данная разработка способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, выявляет степень усвоения учащимися нового материала, вызывает интерес к предмету.
-
Мастер-класс. Открытый урок: "Традиции семьи как один из аспектов воспитательной деятельности на уроках во внеурочное время" 2008
В мастер-классе определены основные объекты воспитательной деятельности, потенциалы личности ученика, названы компоненты анализа художественного произведения, указаны направления деятельности учителя. Как повторение дано определение традиции, перечислены традиции русского общества, согласно текста романа "Война и мир". Приведены отрывки из творческих работ учащихся по проблеме " Какую из традиций бывшей русской жизни вам более всего жаль?"
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.А. Лугинова "Кустук" и А.П. Чехова "Каштанка" 2008
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся сравнивают рассказ А.П. Чехова "Каштанка" с раасказом Н.А. Лугинова "Кустук", выявляют сходства и различия при раскрытии основной темы рассказов.
-
Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ 2008
Родина. Долг, Честь, Измена - эти понятия как-то отошли на задний план, но так хочется, чтобы из моих учеников вырастали не просто людишки, а настоящие граждане своей страны. Кто, как не классики помогают воспитать, через свои произведения, настоящие личности. Произведение "Тарас Бульба" - энциклопедия воспитания гражданина и патриота.
-
Урок-концерт по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина" 2008
По лирике С.Есенина я провожу урок-концерт. На первом уроке учащиеся знакомятся с фактами жизни и творчества поэта. На данном уроке определяются основные темы лирики С.А. Есенина. Поскольку это урок-концерт, по каждой из тем лирики учащиеся читают стихи, исполняют песни на стихи С.Есенина, слушают записи или смотрят кадры из фильма.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова" 2008
Творчество Н.Некрасова в школьной программе 10-го класса представлено только произведением "Кому на Руси жить хорошо". Данный урок направлен на то, чтобы сформировать полное представление о творчестве Н.Некрасова.
-
Литературная композиция "Скрытый романтик, или О странностях одной любви" (по творчеству В.В. Маяковского) 2008
Содержание материала рассчитано на углубленное изучение темы "Поэзия серебряного века", форма призвана развивать творческие способности студентов. Ведущей идеей сценария является мысль, что лирика В.В. Маяковского не безликий единый революционный призыв, а романтический сплав ранимой души поэта, жившего на перепутье времен.
-
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Военные аспекты международного гуманитарного права" 2008
Трудные теоретические понятия международного гуманитарного права раскрываются через обращение к литературным произведениям и изобразительному искусству. Кроме традиционных форм и методов работы, в ходе урока используются презентации учителя ОБЖ и учащихся, что позволяет сделать урок ярким, интересным, насыщенным.
-
Урок внеклассного чтения "Воображение с соображением" (по сказкам-притчам В.Кротова), 5-й класс 2008
Представлен коснпект урока внеклассного чтения по сказкам-притчам Виктора Кротова: "Воображение с соображением". 5-й класс. В основе урока лежит технология проблемного обучения с использованием метода проектной деятельности.
-
Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод" 2008
Представлен конспект урока-викторины по сказкам А.С. Пушкина.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
План-конспект урока по теме "Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»" 2008
Анализ рассказа Е.Замятина "Дракон". Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное? Поиском ответа на этот вопрос становится рассказ, с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека".
-
Урок-размышление по литературе по теме: "Трагедия жизни Печерина и его поколения" (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", повесть "Фаталист") 2008
Урок призван содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности. Помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения. Осмыслить сюжетно композиционную роль повести «Фаталист». Способствует активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно – проблемных вопросов.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер" 2008
Урок-анализ лирического стихотворения И.А. Бунина в 5-м классе знакомит учащихся с интересными деталями из биографии. Кроме этого учащиеся усваивают отличия поэзии от прозы, развивают умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха. Построчный анализ стихотворения "Помню - долгий зимний вечер" позволяет увидеть развитие авторской мысли, образов, мотивов, состояние лирического героя, изобразительно-выразительные средства. В ходе такого анализа чаще всего удается главное - найти ключ к раскрытию смысла стихотворения.
-
Урок литературы с использованием инормационных технологий 2008
Основным замыслом урока является доказательство необходимости использования ПК как одного из ведущих на сегодняшний день учебных средств. Урок направлен на становление и проявление индивидуальных качеств студентов; развитие их творческих способностей; формирование положительной жизненной концепции.
-
Игра по литературе. "Жизнь и судьба Михаила Васильевича Ломоносова" 2008
Основой для разработки представленной программы послужили книга Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" и педагогические идеи И.П. Иванова, А.Н. Лутошкина, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой. Предлагается разработка игры, созданной на материале жизни и деятельности великого земляка-помора М.В. Ломоносова. (Игра апробировалась в разные годы на учащихся 7-х классов). В основу игры, в качестве литературного материала, привлечены произведения северных писателей, являющихся гордостью Архангелогородчины.
-
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться") 2008
Мастерская проводится на уроке, посвященном творчеству Н.Заболоцкого в 6-м классе. Участников мастерской нужно посадить по группам (6 групп по 4–5 человек вокруг столов). Задачей урока можно считать приобщение учащихся к миру идей, образов поэзии Заболоцкого, мастерская также обучает анализировать поэтический текст. Анализ в данном случае - это способ понять замысел автора.
-
Урок литературы в 6-м классе "Сила материнской любви в рассказе А.Платонова «Корова»" 2008
Рассказ А.Платонова "Корова" очень актуален сегодня и имеет большую ценность, так как поднимает важнейшие проблемы человечества: стремление к познанию мира, сопереживание всему живому, желание трудиться и жить для того, чтобы мир вокруг становился светлее и радостнее, постоянный труд души, а также - сила материнской любви.
-
Информационная 15 минутка 2008
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.
-
Урок литературы "Повторение пройденного", 9-й класс 2008
Данный урок литературы помогает повторить пройденный материал 8-го класса. Поставлены цели: вспомнить литературные роды, систему жанров; познакомиться со стихотворением в прозе И.С. Тургенева; сопоставить стихи устного народного творчества со стихами писателей.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и Г.Гейне «Сосна»" 2008
Учащиеся знакомятся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и Г.Гейне «Сосна», выясняют различия и сходства художественных особенностей стихотворений русского и немецкого поэтов; сравнивают мир чувств и переживаний авторов этих произведений. Ученики знакомятся с художественно-изобразительными средствами поэзии и живописи, учатся анализировать поэтический текст.
-
Сценарий литературного салона: "Я помню чудное мгновенье…" 2008
Выступление Литературного салона было посвящено Всемирному дню поэзии. При подготовке студенты не просто учили стихотворения, они показали частичку жизни той или иной эпохи. В Литературный салон были приглашены поэты своего города С.Е. Сметанин, А.В. Лазарева, что способствует формированию творческого начала.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дивная сила искусства" (по сказке Х.К. Андерсена "Соловей") 2008
Урок посвящен анализу сказки Андерсена. «Соловей» – новая для ребят сказка – сказка об искусстве. Она учит видеть за серенькой неприметною внешностью соловья дивную силу искусства пения. В ходе урока ребята поймут, что подлинное искусство бессмертно и невозможно заменить его механизмом. Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы.
-
Литературно-музыкальная композиция "История великой любви. Полина Виардо в жизни И.С. Тургенева" 2008
Творчество И. С. Тургенева относится к числу самых блестящих страниц в истории литературы XIX века. Превосходный стилист, глубокий психолог, талантливый художник, чуткий не только к стремительному ходу времени, но и к мимолетной красоте, он создал поистине классические произведения. Несмотря на все это, жизнь писателя сложилась не очень счастливо. Его единственной любовью и музой была известная французская певица П. Виардо, за которой он преданно следовал всю жизнь. Истории этой великой любви и посвящена литературно-музыкальная композиция.