Литература
-
Николай Гумилев: судьба, биография, творчество 2008
Вводный урок изучения творчества Н.Гумилева представлен как страницы творческой биографии: детский и юношеский период, любовь, путешествия, участие в Первой мировой войне, общественная активность. Цель урока: познакомиться с жизненным и творческим путем поэта и создать воображаемую книгу творческой биографии Н.Гумилева.
-
"Книги для юного гражданина Российской Федерации" (разработка урока по литературе в 8–9-х классах) 2008
Воспитание гражданина - одна из задач каждого педагога. Без формирования гражданина невозможно создание гражданского общества, к которому мы стремимся. Целями урока являются следующие: закрепить представление о понятиях "гимн", "герб", "флаг"; познакомить учащихся с книгами о государственной символике; воспитывать уважительное отношение учащихся к символам и эмблемам своего государства; продолжить формирование у школьников гражданственности и патриотизма.
-
Внеклассное чтение "Три злодейства" (урок по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"; 9-й класс) 2008
"Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства", - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. "Молодая мечтательница", проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает "мазурочную болтовню" кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: "У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся 2008
Повышению активизации познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
-
"Подводим итоги" (урок — смотр знаний) 2008
Урок объединяет детей, которые не только любят поэзию, но и пытаются сами писать стихи, также проверяются знания учащихся по теории стихосложения; отрабатывают навык применять полученные знания на практике. Соприкосновение с поэзий всегда благотворно влияет на чуткие детские души, формирует в них многие положительные качества. Ребята учатся слушать музыку стиха, наблюдать за окружающим миром, употреблять выразительные средства речи, таким образом, они становятся сердечными и добрыми.
-
Дискуссия "Что значит быть красивым?" 2008
Цель урока: создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения друг к другу, к старшим. Проводится на классном часе в форме дискуссии.
-
Занятие "Чудеса и тайны поэтических строк" 2008
Цели урока: выявление детей, способных к литературному творчеству; развитие умений определять размер, рифму стихосложения; выделение главного в тексте; переноса полученных знаний в новую ситуацию; создать условия для развития образного мышления; осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства.
-
"Что за человек Печорин" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"; урок-эпилог) 2008
В работе представлен эпилог к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в стихах.
-
"Утро в доме госпожи Простаковой". Анализ эпизода 2008
Данный урок даётся после знакомства с биографией Д.И. Фонвизина и является вводным при изучении комедии. В ходе занятия использовалась инсценировка. Чем сегодня может привлечь эта форма работы? Использование на уроке такого метода, на мой взгляд, способствует развитию творческого потенциала, познавательных интересов, коммуникативных навыков и формирует эстетически развитую личность.
-
Литературно-музыкальная композиция по литературе М.Цветаевой 2008
Представлен открытый урок в 10-м классе, посвященный "Дню матери" с исподьзованием стихов М.Цветаевой.
-
Знакомство с обрядовой поэзией в 6-м классе 2008
Представлен конспект урока русской литературы в 6-м классе по теме: "Календарно-обрядовые песни".
-
Возможности интегрированных уроков. Правовой компонент на уроках литературы 2008
Интегрированные уроки литературы с курсом "Вокруг тебя - Мир..." направлены на развитие гуманитарного мышления. Специальные задания открывают возможности адекватного понимания прочитанного, расширяют представление о культурном, этическом фоне произведения. Широкий диапазон тем помогает расширить разнообразие творческих работ и заданий, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.
-
Образ Ивана Чонкина в творчестве Владимира Войновича 2008
Урок внеклассного чтения был дан в 10-м классе после изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявил традиции и новаторство автора. Семинар рассчитан на 2 часа. Анализ образа Чонкина позволяет выявить вековые симпатии русского народа: добродушие, отсутствие хитрости и прагматизма, альтруизм. Формулируем понятие русского национального характера. Используя межпредметные связи с историей, критикуем тоталитаризм, выявляем его последствия. Вызвала интерес у учащихся игра "Телемост Москва-Нью-Йорк".
-
Урок литературы с применением ИКТ по теме "Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»" 2008
Главная цель урока - добиться усвоения знаний учащимися с минимальными затратами времени и усилий со стороны учащихся на допустимом стандартными требованиями уровне. Применение ИКТ плавно вписывается в композицию урока. Для полноты восприятия восточной природы, на фоне которой происходит действие поэмы, в качестве фонового рисунка к каждому слайду выбраны фотографии, репродукции картин, передающие красоту и величие природы Кавказа.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема любви в русской литературе (А.И. Куприн. "Гранатовый браслет" и повесть И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша") 2008
Представлен конспект урок литературы в 11-м классе по теме: "Тема любви в русской литературе" (по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша"). Анализируя произведения, постигается идея, мировосприятие авторов и персонажей, тем самым совершенствуются навыки сравнительного анализа произведений. В процессе исследовательской работы формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские навыки.
-
"Точка зрения: образ Емельяна Пугачева глазами историка, поэта и режиссера" (на материале произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта", статьи М.И. Цветаевой "Пушкин и Пугачев" и фильма режиссера А.Прошкина "Русский бунт") 2008
Целю учебного занятия является создание на основе межпредметных связей условий для совершенствования умений анализировать художественное произведение, сравнивать произведения разных стилей, определять точку зрения автора, сопоставлять произведения разных видов искусств (литература и кино), условий для продолжения отработки навыков грамотной, логичной, связной устной и письменной речи.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века" 2008
Данная разработка урока по теме "Русская культура Серебряного века" вводит в удивительный мир русской культуры начала XX века. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. Данная разработка способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, выявляет степень усвоения учащимися нового материала, вызывает интерес к предмету.
-
Мастер-класс. Открытый урок: "Традиции семьи как один из аспектов воспитательной деятельности на уроках во внеурочное время" 2008
В мастер-классе определены основные объекты воспитательной деятельности, потенциалы личности ученика, названы компоненты анализа художественного произведения, указаны направления деятельности учителя. Как повторение дано определение традиции, перечислены традиции русского общества, согласно текста романа "Война и мир". Приведены отрывки из творческих работ учащихся по проблеме " Какую из традиций бывшей русской жизни вам более всего жаль?"
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.А. Лугинова "Кустук" и А.П. Чехова "Каштанка" 2008
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся сравнивают рассказ А.П. Чехова "Каштанка" с раасказом Н.А. Лугинова "Кустук", выявляют сходства и различия при раскрытии основной темы рассказов.
-
Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ 2008
Родина. Долг, Честь, Измена - эти понятия как-то отошли на задний план, но так хочется, чтобы из моих учеников вырастали не просто людишки, а настоящие граждане своей страны. Кто, как не классики помогают воспитать, через свои произведения, настоящие личности. Произведение "Тарас Бульба" - энциклопедия воспитания гражданина и патриота.
-
Урок-концерт по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина" 2008
По лирике С.Есенина я провожу урок-концерт. На первом уроке учащиеся знакомятся с фактами жизни и творчества поэта. На данном уроке определяются основные темы лирики С.А. Есенина. Поскольку это урок-концерт, по каждой из тем лирики учащиеся читают стихи, исполняют песни на стихи С.Есенина, слушают записи или смотрят кадры из фильма.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова" 2008
Творчество Н.Некрасова в школьной программе 10-го класса представлено только произведением "Кому на Руси жить хорошо". Данный урок направлен на то, чтобы сформировать полное представление о творчестве Н.Некрасова.
-
Литературная композиция "Скрытый романтик, или О странностях одной любви" (по творчеству В.В. Маяковского) 2008
Содержание материала рассчитано на углубленное изучение темы "Поэзия серебряного века", форма призвана развивать творческие способности студентов. Ведущей идеей сценария является мысль, что лирика В.В. Маяковского не безликий единый революционный призыв, а романтический сплав ранимой души поэта, жившего на перепутье времен.
-
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Военные аспекты международного гуманитарного права" 2008
Трудные теоретические понятия международного гуманитарного права раскрываются через обращение к литературным произведениям и изобразительному искусству. Кроме традиционных форм и методов работы, в ходе урока используются презентации учителя ОБЖ и учащихся, что позволяет сделать урок ярким, интересным, насыщенным.
-
Урок внеклассного чтения "Воображение с соображением" (по сказкам-притчам В.Кротова), 5-й класс 2008
Представлен коснпект урока внеклассного чтения по сказкам-притчам Виктора Кротова: "Воображение с соображением". 5-й класс. В основе урока лежит технология проблемного обучения с использованием метода проектной деятельности.
-
Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод" 2008
Представлен конспект урока-викторины по сказкам А.С. Пушкина.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
План-конспект урока по теме "Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»" 2008
Анализ рассказа Е.Замятина "Дракон". Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное? Поиском ответа на этот вопрос становится рассказ, с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека".
-
Урок-размышление по литературе по теме: "Трагедия жизни Печерина и его поколения" (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", повесть "Фаталист") 2008
Урок призван содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности. Помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения. Осмыслить сюжетно композиционную роль повести «Фаталист». Способствует активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно – проблемных вопросов.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер" 2008
Урок-анализ лирического стихотворения И.А. Бунина в 5-м классе знакомит учащихся с интересными деталями из биографии. Кроме этого учащиеся усваивают отличия поэзии от прозы, развивают умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха. Построчный анализ стихотворения "Помню - долгий зимний вечер" позволяет увидеть развитие авторской мысли, образов, мотивов, состояние лирического героя, изобразительно-выразительные средства. В ходе такого анализа чаще всего удается главное - найти ключ к раскрытию смысла стихотворения.