Литература
-
Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»" 2008
В данной работе представлен открытый урок литературы с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность десятиклассников, сделать мой урок более интересным и эффективным. Урок "Любовь в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева" включает в себя и беседу с учащимися, и групповые формы работы, и игровые моменты.
-
Внеклассное чтение в процессе обучения и воспитания 2008
Уроки внеклассного чтения в системе с воспитательными мероприятиями существенно обогащают духовно-нравственные мотивы становления личности. В целом ребята стали серьезнее, ответственнее. Они свободно высказывают свое личное мнение по обсуждаемым вопросам, с желанием выполняют письменные творческие работы, индивидуальные задания.
-
Использование новых информативно-коммуникативных технологий в преподавании раздела "Строительное дело" в образовательной области "Технология" 2008
Работа знакомит с использованием новых информационных технологий в преподавании основ проектирования зданий гражданского назначения.
-
"Маленькие трагедии" А.С.Пушкина. Трагедия "Моцарт и Сальери" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с "Маленькими трагедиями" А.С. Пушкина, в которых поэт обличает человеческие пороки.
-
Урок литературы в 1-м1 классе "Мужество и боль Чернобыля" (по роману Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва") 2008
Данную разработку можно использовать не только при изучении творчества С.Алексиевич, но и для проведения вечера памяти, посвященного трагедии в Чернобыле, необходимо только дополнить фрагментами из романа.
-
В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире 2008
Урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов. Это позволяет "вжиться" в ту эпоху, полнее представить личность поэта, его литературное творчество. Важно обращение к страницам истории родного города Армавира, связанным с пребыванием поэта.
-
Проект "Стратегия успеха" 2008
Цель проекта: формирование гармонически развитой личности, способной адаптироваться к любым социально-экономическим, географическим, этнокультурным условиям путем применения инновационных технологий в учебно-воспитательной деятельности. В основу проекта заложено 4 главных принципа: освещены 10 ступеней к успеху.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Поэма С.Есенина «Анна Снегина»". Защита творческих проектов 2008
Представленный урок проводился после изучения творчества С.Есенина. Для защиты группы учащихся подготовили проекты в форме литературного альманаха, в форме киносценария по поэме С.Есенина "Анна Снегина", исследовательские проекты и компьютерную презентацию.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия на русской литературе "Мир А.С. Пушкина" 2008
Методическая разработка дает представление о А.С. Пушкине как о человеке неординарном, позволяет провести параллели между прошлым и настоящим. Представленный материал может быть использован при проведении внеклассной работы, при оформлении литературной газеты, альманаха.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина. 5-й класс 2008
Разработка представляет собой литературную игру по сказкам А.С. Пушкина. В ходе игры учащиеся смогут продемонстрировать знание художественных текстов, умение объяснять значение устаревших слов. Игра воспитывает уважительное отношение к слову как таковому, помогает обогатить лексикон учащихся. Материал игры можно использовать во внеклассной работе по предмету и после изучения темы "Сказки Пушкина".
-
Литературная игра-соревнование "Литература плюс" (разработка внеклассного мероприятия по литературе) 2008
Литература игра-соревнование "Литература - плюс" посвящена городу комсомольской славы - Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края. Она даёт возможность расширить и углубить знание учащихся в живописи, музыке, географии, истории, поэзии, прозе Дальнего Востока; способствует развитию творческих способностей учащихся.
-
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою…" 2008
"Сеять разумное, доброе, вечное", - к этому обязывает профессия педагога. Учитель должен формировать духовно-развитую, нравственно здоровую личность. Для этого существуют разные формы работы, одна из которых - внеклассные мероприятия. Литературно-музыкальная композиция "На любовь свое сердце настрою..." создавалась с целью формирования у учащихся доброты, милосердия, умения любить, понятия о том, что любить - это настоящее искусство, которому надо учиться у редчайших художников слова.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?" 2008
Предметом исследования является проблема совести, рассматриваемая на материале художественного произведения - сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и публицистической статьи Ф.Искандера "Откуда взялась человеческая совесть?..."
-
Методическая разработка урока литературы. Анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2008
Урок предназначен для учащихся 9-10-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на 2 учебных часа. Урок знакомит учащихся с жанром комедии; выявляет конфликт, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассматривает комедию с позиций канонов классицизма и отступления от них.
-
"Родине поклонитесь". Урок литературы по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Деревня", 10-й класс 2008
Задачи урока: развивать навыки аналитической работы с художественным текстом и ассоциативное мышление учащихся; помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенева; создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Трагизм восприятия жизни на рубеже двух веков. (По рассказу Бориса Зайцева "Волки"). Урок литературы в 11-м классе 2008
Предложенный урок нацелен на выявление некоторых особенностей литературы начала XX века и знакомит учеников 11-го класса с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева. На уроке ученики познают художественный мир писателя в рассказе "Волки" благодаря целостному анализу, постановке проблемных вопросов и музыкальному сопровождению.
-
Интегрированный урок (информатика + литература) в 11-м классе по теме: "Решение задач (Пушкин и Михайловское)" 2008
Предлагается конспект урока по теме "Решение заданий ЕГЭ по информатике ("Пушкин и Михайловское")". Учебно-игровой урок проводится в виде соревнования между двумя командами учеников, на уроке обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление оценок.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) "Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след" 2008
Интегрированный урок русской литературы и изобразительного искусства дает возможность познакомиться с историей «Владимирской Богоматери», подумать о великом смысле Слова христианского, задуматься над нравственными понятиями, увидеть связь литературы, живописи и жизни.
-
Урок чтения "Книги в кругу семьи" 2008
Цель урока литературного чтения - привлечение внимания учащихся к книге и к чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, привитие устойчивого и осознанного интереса к чтению.
-
Урок литературы в 7-м классе "Если быть внимательным" (по рассказам Б.Петрова) 2008
Урок разработан по творчеству красноярского писателя Б.Петрова. Урок построен по схеме, противоположной традиционной: не от биографии к творчеству, а от творчества - к коллективному составлению биографии. В результате проведенных уроков в двух разных классах получились интересные творческие работы.
-
Урок. Заочная экскурсия "Музеи Габдуллы Тукая в Татарстане" 2008
Урок разработан с учётом национально-регионального компонента. Его целесообразно провести после изучения лирики А.С. Пушкина в 9-м классе в форме заочной экскурсии. Урок сопровождается демонстрацией портрета поэта, карты Республики Татарстан, видеозаписей, открыток, фотографий, изображающих достопримечательности, связанные с именем Г.Тукая, домов-музеев, их комнат и др.
-
Тема нравственности и милосердия в повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 2008
Возвращение к изучению жизни и творчества забытого в наше современное время и неизвестного нашим ученикам писателя Аркадия Гайдара. Цель урока - воспитать патриотизм, уважение, милосердие к людям, нуждающимся в помощи. Помочь учащимся увидеть во многих героях себя и через поступки героев оценить и свои поступки.
-
Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте" 2008
Урок, на котором происходит первое знакомство девятиклассников с творчеством А.А.Ахматовой. Цель учителя - акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия "женской поэзии" А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний.
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Творческая эволюция Николая Алексеевича Заболоцкого 2008
Это пособие поможет учителям-словесникам разобраться в сложной судьбе замечательного русского поэта, сумевшего преодолеть все жизненные тяготы и сохранить чистоту русской души, Николая Алексеевича Заболоцкого.
-
Конспект урока по теме "Судьба человека в тоталитарном государстве" по страницам повести К.Воробьёва "Это мы, Господи" и мемуарной литературы 2008
Урок представляет собой интеграцию литературы с историей и краеведением. Учащиеся ещё очень много не знают о войне, об истинной цене победы. Поэтому и важна для них исповедальная литература. На уроке происходит знакомство с особенностями этого жанра литературы. У К.Воробьёва свой лик войны - плен. Работая с официальными документами об оккупационной политики фашистской Германии, анализируя эпизоды повести "Это мы, господи", учащиеся приходят к выводу, что все пленные достойны нашего уважения и памяти, никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Будьте щедрей на ласку!" по рассказу К.Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?" 2008
Урок проводится в 6-м классе как урок внеклассного чтения. Дети открывают новое для себя имя в художественной литературе – К.Д. Воробьёв и размышляют над рассказом «У кого поселяются аисты?». Большое внимание на уроке уделяется развитию творческих способностей учащихся.