Литература
-
Литературно-музыкальная гостиная "Встретимся у Пушкина…" (А.С. Пушкин и Якутия) 2009
В условиях нашей республики изучением произведений Пушкина связано с глубоким познанием русского языка, поскольку имя поэта неотделимо от "великого и могучего". Пушкина интересовала история северного края. До недавнего времени было принято считать, что Якутия стала известна поэту в связи с местами ссылки друзей - декабристов. Но факты свидетельствуют о том, что поэт изучал Якутскую область еще ранее.
-
Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
В основе урока – различные виды групповой, парной и индивидуальной работы, на котором школьники получают навыки по организации работы над созданием текста. Учащиеся сопоставляют различные виды планов к сочинению, отбирают цитатный материал, редактируют текст, представляют итоги проектной работы. На уроке используются презентация и буклеты.
-
Литературная гостиная по поэзии Серебряного века "Штрихи к портретам легендарных современников легендарного века" 2009
Литературная гостиная – одна из самых востребованных детьми форм работы. Разнообразие тем, непринужденность, коллективная работа над сценарием помогают общению, формируют правильные человеческие взаимоотношения. Представленный вариант – часть целостного спектакля по поэзии Серебряного века (К.Бальмонт, З.Гиппиус, И.Северянин, М.Цветаева).
-
Приобщение к чтению 2009
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция. На уроках литературы и во внеклассной работе было выбрано направление работы: пропаганда семейного чтения, знакомство с современной литературой. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях - и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
-
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе чувашской школы 2009
Целью урока является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением выразительности чтения.
-
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы 2009
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.
-
Программа элективного курса "Зарубежная литература" 2009
Курс представляет собой интегрированную программу, включающую в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература» и «Иностранный язык». Он рассчитан на один год обучения в 9—11-х классах гуманитарного и филологического профиля для введения учащихся в западное культурное пространство Европы и США в соответствии с нормами и ценностями открытого общества.
-
Урок внеклассного чтения и читательская конференция в 6-м классе. Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке" 2009
Подвиг главного героя никого не может оставить равнодушным. В ходе беседы выявляется умение учащихся анализировать отдельные эпизоды, раскрывать черты характера главного героя, осмысливать такие понятия, как "настоящий человек", "подвиг" и другие. Знакомство с повестью способствует формированию личностных качеств учащихся, таких как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
-
По страницам романа А.Дюма "Три мушкетера". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2009
Электронное приложение направлено на развитие интереса к роману А.Дюма. Сегодняшние школьники больше предпочитают компьютерные игры чтению книг. А данная презентация вызывает интерес к произведению, расширяет представления учащихся об исторической эпохе, в которой происходят описываемые в произведении события, о ее героях. Знакомит школьников с Францией, с ее историческими и культурными памятниками, пейзажами.
-
Исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества обучения 2009
Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к литературе и русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение облечь свою мысль в выразительную форму. Чувство собственной ущербности заставляет их замыкаться в себе, занимать позицию неучастия в классных и школьных делах. Такая ситуация вызывает тревогу, желание что-то делать, чтобы изменить положение.
-
"Певец во стане русских воинов" - романтическая ода. Открытия В.А. Жуковского 2009
Данный урок проводится в рамках изучения творчества В.А. Жуковского в 9-м классе. Целью урока является стремление понять, какие художественные открытия совершил поэт, а также воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей страны и славе предков. Прилагается исторический комментарий.
-
Урок–лекция "Л.Н. Толстой и музыка" 2009
Интегрированный урок знакомит учащихся с фактами биографии Л.Н.Толстого, развивает интерес к изучению творчества писателя, воспитывает чувство гордости за свою национальную культуру. В ходе урока прослежены роль музыки в жизни писателя, его отношение к музыкальному искусству, цели использования музыки в его произведениях. Такая форма проведения урока наиболее удобна, так как позволяет настроить аудиторию, подготовить её к прослушиванию текста и музыки.
-
План-конспект урока армянской литературы в 8-м классе. Тема: "Стихотворение Наири Зарьяна "Армянский язык". Восприятие, анализ, оценка" 2009
Этот урок проведен в средней школе, в которой преподается армянский язык - родной язык для девчонок и мальчишек хутора Шаумян. Большинство ребят школы никогда не были на своей исторической родине - Армении. Их предки нашли приют в России, в донском краю, еще с царских времен. Они сохранили свою культуру, самобытность и родной язык. С историей родины, языка и культуры знакомлю своих учеников на примерах литературных произведений армянских писателей и поэтов.
-
Урок–семинар по внеклассному чтению в 10–м классе "Твой образ легкий и блистающий…" (по роману В.В. Набокова "Машенька") 2009
Урок внеклассного чтения представляет из себя двухчасовой семинар, позволяющий, с одной стороны, выявить основные черты Русского зарубежья, с другой – раскрыть связи романа Набокова с темой «дворянских гнезд» в литературе ХIХ века. Прослеживаются общие черты Ганина с «лишним человеком» Рудиным, выделяется общее и различное. Кульминационный момент урока – отношение автора и главного героя к Родине.
-
Поэзия Владимира Высоцкого в 7-м классе. Владимир Высоцкий: "вечное" и "преходящее" 2009
В учебном комплексе «Школа-2100» для чтения даны статья С.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю», которые позволят определить «систему жизненных ценностей» легендарного поэта. На уроке-исследовании ученики знакомятся с поэтическим миром В.Высоцкого, что в 9-м классе поможет сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и В.Высоцкого «Памятник», а в 11-м классе составить представление о его эстетическом идеале.
-
Учебное занятие по литературе с использованием ИКТ и компетентностно-ориентированных заданий 2009
Урок посвящен теме Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов. Он продолжает сквозную тему «Анализ стихотворений».
-
А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге" 2009
На первом уроке по изучению пушкинской баллады учащиеся погружаются в мир тех далёких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов-кудесников, знакомятся с историей создания стихотворения, сравнивают его с летописным повествованием. Под руководством учителя шестиклассники составляют воображаемый киносценарий, что помогает понять нравы и обычаи наших предков, перенестись в место действия, вдуматься в психологию героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Внеклассное мероприятие расширяет знания учащихся по истории возникновения Нового года; знакомит со святочными традициями; воспитывает уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.
-
Дерево жизни в якутском фольклоре 2009
Урок проводится в пятом классе. Цели и задачи урока - ознакомление с историей и культурой народа, развитие мыслительных и творческих способностей, воспитание правильного взгляда на взаимодействия человека и природы, внимание учеников к тому, что создано его предками.
-
Интегрированный урок (литература + биология) на тему "Природа в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2009
Данный урок посвящён работе над отрывком из повести, в котором рассказывается о походе героев за клюквой. Задача учителя - объяснить современным городским детям, какое значение имеют лекарственные растения (в частности клюква) в жизни человека, привить им умение видеть красоту природы, её гармоничность, воспитывать бережное отношение к растениям.
-
Урок-размышление "Россия в сказках Салтыкова-Щедрина" 2009
Используя сказки Салтыкова-Щедрина, выстраиваем новый образ России. Сказки обличают обывательщину, паразитизм, трусость, невежество, произвол и пустословие; углубляют понятие об условности в искусстве; о сатире. Урок формирует у учащихся общечеловеческие нравственные качества; чувство любви к России.
-
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы". Заключительный урок по творчеству Лермонтова 2009
Интеллектуальная игра развивает мышление учащихся, формирует эстетический вкус, приобщает к классической литературе.
-
Применение ИКТ учителем русского языка и литературы 2009
Чтобы получить новое качество образования, педагогу сейчас необходимо изменить формы и методы организационно-коммуникационной деятельности учащихся и педагогов при изучении и применении на уроках не только методологической основы данной технологии, но и при использовании опыта других учителей, при хорошей оснащенности материальной базы школы современными информационными ресурсами, при творческом подходе и желании к проектированию и продуцированию своей деятельности и деятельности учеников.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Повторительно-обобщительный урок по литературе за курс 7-го класса. Урок-игра. Литературный бой 2009
На уроке в игровой форме обобщаются знания учащихся по литературе за курс 7-го класса. Основная идея урока заключается в повышении мотивированности учащихся к изучению предмета посредством активизации их мыслительной деятельности через использование игровых технологий обучения. Использование военной терминологии придаёт занятию необычность, настраивает на деловой тон, способствует организации дисциплины и заинтересованности на уроке.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Актуальность урока заключается в формировании у подростков интереса к чтению классической литературы через сопоставление отношений отцов и детей в XIX веке и отношений современных подростков и родителей. Знания из области психологии, полученные на уроке, помогут школьникам разобраться в характерах героев, выяснить, преодолима ли пропасть между отцами и детьми, понять, что бояться надо не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы."Иронизирующее дитя" и "Гений" Игорь Северянин 2009
В статье представлен конспект урока литературы по творчеству Игоря Северянина. Также на этом уроке учащиеся говорят о течении "Футуризм", его группировках, представителях и выпущенных ими сборниках. Представляются основные принципы футуризма, рассматриваются эгофутуризм Игоря Северянина, программа эгофутуризма, анализируются стихотворения "Игорь Северянин" и "Ананасы в шампанском".
-
"В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь") 2009
Автор в статье раскрывает художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; развивает умение работать с текстом художественного произведения; дает характеристику литературному герою; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2009
Анализ поэтического текста - сложный вид работы на уроках как для учащихся, так и для учителя. А сравнительный анализ стихотворений представляет еще большую трудность. У школьников недостаточно развиты навыки анализа, сравнения, синтеза; определенную трудность для них составляет и выделение особенностей поэтического стиля. В предлагаемой работе автор дает конкретный поэтапный ход сравнительного анализа.
-
Урок литературы в 11-м классе "Тема любви в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой" 2009
На данном уроке создаются условия для развития личностного потенциала ученика в образовательном процессе, его способности к непрерывной реализации творческих возможностей, обеспечивается творческое взаимодействие учителя и учащегося. Материал занятия помогает углубить знания ребят о жизни А.Ахматовой и М.Цветаевой, повышает познавательный интерес к творчеству поэтесс.