Литература
-
Урок по литературе по теме "Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов" 2009
Учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей. Учащиеся работают в трех группах: поэзия, проза, публицистика 20-х годов.
-
Занятие элективного курса "Содружество муз. Русская литература конца XIX – начала XX века. О.Э. Мандельштам. Время. Жизнь. Судьба. Творчество" 2009
Начало творческой деятельности О.Мандельштама связано с литературным направлением, получившим название акмеизм. В произведениях акмеистов настойчиво звучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги памяти, для них было важно художественное освоение многообразного и яркого земного мира, четкость образов, точность композиции, отточенность деталей. Судьба О.Э. Мандельштама трагична и светла.
-
Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2009
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
-
Литературная композиция "Генералам 12-го года, или Великая сила любви" 2009
Почему не снимают фильмы о таких женщинах? Возможно потому, что их свет, их пример, их образ жизни слишком ярки. И наши мастера боятся даже прикоснуться к этому великому полотну, которым является жизнь Маргариты Тучковой. Прекрасной, хрупкой, но удивительно сильной женщины. Мы приоткрываем завесу, и перед нами предстает образ великой русской женщины, жены, матери, подвижницы, образец неисчерпаемой любви и доброты, преданности и верности своей семье, своему высокому назначению...
-
"…крылатые крыловские слова" (Исаковский). Урок по басням И.А. Крылова 2009
На уроке идет развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А. Крылова «Демьянова уха»). Учащиеся знакомятся с литературной игрой центон.
-
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова" 2009
На уроке литературы в 8-м классе по программе под редакцией А.Г. Кутузова сделана попытка путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения. Тема - трудная, с целью привлечения внимания на уроке использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки-помощники.
-
Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам) 2009
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
-
Педагогическая мастерская построения знаний на уроке литературы 2009
Урок «Литература и я» проводится для студентов, пришедших учиться в профессиональный колледж, в форме педагогической мастерской. Это даёт возможность включить в работу всех, увидеть потенциал учащихся, снять некую напряжённость перед новым педагогом, незнакомыми ребятами. Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. При работе в мастерской важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.
-
Урок литературы в 6-м классе "Основные способы выражения авторской мысли в художественном тексте" 2009
Урок усвоения новых знаний. Ученики проводят анализ стихотворения, определяют идею, авторскую позицию и способы ее выражения в художественном тексте. В ходе беседы дети приходят к выводу, что стихотворение Т.Белозерова – это стихотворение о любви, преданности, дружбе и бессмысленности принесенной жертвы, приведшей к одиночеству. Форма работы кооперативно-групповая.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Встретимся у Пушкина…" (А.С. Пушкин и Якутия) 2009
В условиях нашей республики изучением произведений Пушкина связано с глубоким познанием русского языка, поскольку имя поэта неотделимо от "великого и могучего". Пушкина интересовала история северного края. До недавнего времени было принято считать, что Якутия стала известна поэту в связи с местами ссылки друзей - декабристов. Но факты свидетельствуют о том, что поэт изучал Якутскую область еще ранее.
-
Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
В основе урока – различные виды групповой, парной и индивидуальной работы, на котором школьники получают навыки по организации работы над созданием текста. Учащиеся сопоставляют различные виды планов к сочинению, отбирают цитатный материал, редактируют текст, представляют итоги проектной работы. На уроке используются презентация и буклеты.
-
Литературная гостиная по поэзии Серебряного века "Штрихи к портретам легендарных современников легендарного века" 2009
Литературная гостиная – одна из самых востребованных детьми форм работы. Разнообразие тем, непринужденность, коллективная работа над сценарием помогают общению, формируют правильные человеческие взаимоотношения. Представленный вариант – часть целостного спектакля по поэзии Серебряного века (К.Бальмонт, З.Гиппиус, И.Северянин, М.Цветаева).
-
Приобщение к чтению 2009
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция. На уроках литературы и во внеклассной работе было выбрано направление работы: пропаганда семейного чтения, знакомство с современной литературой. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях - и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
-
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе чувашской школы 2009
Целью урока является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением выразительности чтения.
-
Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы 2009
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.
-
Программа элективного курса "Зарубежная литература" 2009
Курс представляет собой интегрированную программу, включающую в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература» и «Иностранный язык». Он рассчитан на один год обучения в 9—11-х классах гуманитарного и филологического профиля для введения учащихся в западное культурное пространство Европы и США в соответствии с нормами и ценностями открытого общества.
-
Урок внеклассного чтения и читательская конференция в 6-м классе. Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке" 2009
Подвиг главного героя никого не может оставить равнодушным. В ходе беседы выявляется умение учащихся анализировать отдельные эпизоды, раскрывать черты характера главного героя, осмысливать такие понятия, как "настоящий человек", "подвиг" и другие. Знакомство с повестью способствует формированию личностных качеств учащихся, таких как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
-
По страницам романа А.Дюма "Три мушкетера". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2009
Электронное приложение направлено на развитие интереса к роману А.Дюма. Сегодняшние школьники больше предпочитают компьютерные игры чтению книг. А данная презентация вызывает интерес к произведению, расширяет представления учащихся об исторической эпохе, в которой происходят описываемые в произведении события, о ее героях. Знакомит школьников с Францией, с ее историческими и культурными памятниками, пейзажами.
-
Исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества обучения 2009
Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к литературе и русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение облечь свою мысль в выразительную форму. Чувство собственной ущербности заставляет их замыкаться в себе, занимать позицию неучастия в классных и школьных делах. Такая ситуация вызывает тревогу, желание что-то делать, чтобы изменить положение.
-
"Певец во стане русских воинов" - романтическая ода. Открытия В.А. Жуковского 2009
Данный урок проводится в рамках изучения творчества В.А. Жуковского в 9-м классе. Целью урока является стремление понять, какие художественные открытия совершил поэт, а также воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей страны и славе предков. Прилагается исторический комментарий.
-
Урок–лекция "Л.Н. Толстой и музыка" 2009
Интегрированный урок знакомит учащихся с фактами биографии Л.Н.Толстого, развивает интерес к изучению творчества писателя, воспитывает чувство гордости за свою национальную культуру. В ходе урока прослежены роль музыки в жизни писателя, его отношение к музыкальному искусству, цели использования музыки в его произведениях. Такая форма проведения урока наиболее удобна, так как позволяет настроить аудиторию, подготовить её к прослушиванию текста и музыки.
-
План-конспект урока армянской литературы в 8-м классе. Тема: "Стихотворение Наири Зарьяна "Армянский язык". Восприятие, анализ, оценка" 2009
Этот урок проведен в средней школе, в которой преподается армянский язык - родной язык для девчонок и мальчишек хутора Шаумян. Большинство ребят школы никогда не были на своей исторической родине - Армении. Их предки нашли приют в России, в донском краю, еще с царских времен. Они сохранили свою культуру, самобытность и родной язык. С историей родины, языка и культуры знакомлю своих учеников на примерах литературных произведений армянских писателей и поэтов.
-
Урок–семинар по внеклассному чтению в 10–м классе "Твой образ легкий и блистающий…" (по роману В.В. Набокова "Машенька") 2009
Урок внеклассного чтения представляет из себя двухчасовой семинар, позволяющий, с одной стороны, выявить основные черты Русского зарубежья, с другой – раскрыть связи романа Набокова с темой «дворянских гнезд» в литературе ХIХ века. Прослеживаются общие черты Ганина с «лишним человеком» Рудиным, выделяется общее и различное. Кульминационный момент урока – отношение автора и главного героя к Родине.
-
Поэзия Владимира Высоцкого в 7-м классе. Владимир Высоцкий: "вечное" и "преходящее" 2009
В учебном комплексе «Школа-2100» для чтения даны статья С.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю», которые позволят определить «систему жизненных ценностей» легендарного поэта. На уроке-исследовании ученики знакомятся с поэтическим миром В.Высоцкого, что в 9-м классе поможет сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и В.Высоцкого «Памятник», а в 11-м классе составить представление о его эстетическом идеале.
-
Учебное занятие по литературе с использованием ИКТ и компетентностно-ориентированных заданий 2009
Урок посвящен теме Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов. Он продолжает сквозную тему «Анализ стихотворений».
-
А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге" 2009
На первом уроке по изучению пушкинской баллады учащиеся погружаются в мир тех далёких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов-кудесников, знакомятся с историей создания стихотворения, сравнивают его с летописным повествованием. Под руководством учителя шестиклассники составляют воображаемый киносценарий, что помогает понять нравы и обычаи наших предков, перенестись в место действия, вдуматься в психологию героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Внеклассное мероприятие расширяет знания учащихся по истории возникновения Нового года; знакомит со святочными традициями; воспитывает уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.
-
Дерево жизни в якутском фольклоре 2009
Урок проводится в пятом классе. Цели и задачи урока - ознакомление с историей и культурой народа, развитие мыслительных и творческих способностей, воспитание правильного взгляда на взаимодействия человека и природы, внимание учеников к тому, что создано его предками.
-
Интегрированный урок (литература + биология) на тему "Природа в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2009
Данный урок посвящён работе над отрывком из повести, в котором рассказывается о походе героев за клюквой. Задача учителя - объяснить современным городским детям, какое значение имеют лекарственные растения (в частности клюква) в жизни человека, привить им умение видеть красоту природы, её гармоничность, воспитывать бережное отношение к растениям.
-
Урок-размышление "Россия в сказках Салтыкова-Щедрина" 2009
Используя сказки Салтыкова-Щедрина, выстраиваем новый образ России. Сказки обличают обывательщину, паразитизм, трусость, невежество, произвол и пустословие; углубляют понятие об условности в искусстве; о сатире. Урок формирует у учащихся общечеловеческие нравственные качества; чувство любви к России.