Цели:
- Обучающие:
а) познакомить с личностью Р.Бернса, дать понятие о ее многогранности;
б) познакомить с творчеством поэта, с гуманной направленностью его поэзии;
в) продолжить работу над литературоведческими понятиями «тема» и «идея». - Развивающие:
а) развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;
б) развивать творческие способности;
в) расширить детский кругозор. - Воспитывающие:
а) создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;
б) формировать умение отстаивать свою позицию;
в) воспитывать любовь к поэзии.
Обеспечение: слайдовая презентация по теме урока (см. приложение).
Тип урока: Урок анализа стихотворения.
План урока
- Слово учителя. Постановка проблемы.
- Проблемная ситуация. Познавательные задачи.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка решения. Знакомство с поэтом. Чтение и анализ стихотворения Р.Бернса «Честная бедность».
- Итоги. Введение решения в систему знаний.
- Творческая работа.
- Домашнее задание
Ход урока
I. Слово учителя. Постановка проблемы.
У: Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как честь, честность, богатство?» (Слайд 1). Я предлагаю задуматься. В этом вам поможет романс в исполнении А. Калягина «Любовь и бедность». Из этого романса вы будете выписывать слова, связанные с предложенными вам понятиями. Слова, которые вы выпишете, помогут в дальнейшем в творческой работе, которую мы будем выполнять. Чтобы вам было проще работать со словами – ассоциациями, расчертим в тетради небольшую таблицу, состоящую из 3-х столбцов.
Образец таблицы:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
|
|
|
II. Проблемная ситуация.
Д: Прослушивают романс, записывают слова в таблицу.
Д: Называют и записывают слова в таблицу на доске, все дополняют в тетради.
У: Ребята, а теперь подберите свои слова-ассоциации, связанные со словами «честь», «честность», «благородство», «богатство». Какие слова к ним притягиваются? Обратите внимание на один корень слов «честь» и «честность». Запишите их в таблицу.
Дети обдумывают свои ассоциации.
У: Прочитайте свои варианты.
Д: читают, дописывают на доске и в тетради.
У: Мы часто употребляем такое выражение: «честное слово». А задумываемся ли, что в него вложено, чего он стоит. Ну а слово «честь» мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: «Он человек чести?» Зато в нашем современном мире у всех на устах: богатство, богатый. Какой же смысл вложен в эти три замечательных слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:
Быть честным – значит …
Услышав слово «честь», я представляю…
Богатство для меня… (Слайд 2).
III. Выдвижение гипотез.
Д: Читают свои высказывания (На этом этапе ученик анализирует свою работу, сопоставляет ее с другими, обогащает свой опыт).
Несколько учеников высказываются. Обсуждают, доказывают свое мнение, приводят доводы.
У: Сверим наше толкование слов с толкованием, которое дается в словаре Ожегова (Слайд 3).
Д: Сверяют, делают выводы, ключевые слова записывают в таблицу.
У: Вы уже давно знаете, что творческие люди, в частности, писатели и поэты, часто обращают внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни; им дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением одного из них. Это Роберт Бернс, поэт, живший еще в далеком 18 веке в Шотландии, поэт, который ставил перед собой вопросы и пытался на них ответить – что есть Добро и Зло, что такое Долг Человека (Краткий рассказ о поэте) (Слайд 5).
Роберт Бернс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (графство Эйшир), ), в семье крестьянина. (Слайд 6). В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось батрачить наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. Бёрнс, хоть и обучался в сельской школе, но его преподавателем был человек с университетским образованием — Джон Мёрдок, которому он обязан своими успехами в поэзии. Как свидетельствуют рукописи, Бернс писал на шотландском, хотя литературным английским языком владел безукоризненно — это был осознанный выбор поэта.
Шотландия славилась своей природной красотой, поразительным горным рельефом и незабываемыми видами многочисленных озер, о которых слагались легенды. Много произведений создал Бернс, воспевая красоту своего края (Слайд 7).
Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. А сейчас перед вашими глазами Национальная галерея Шотландии (Слайд 8).
В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток вести сельское хозяйство Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, и поэт быстро становится знаменитым.
Уже в 1787 поэта принимают в Великой Ложе Шотландии; выходит первое эдинбургское издание поэм; он совершает поездки по Шотландии. Спустя 6 лет – второе эдинбургское издание стихов в двух томах. А еще через 2 года, в декабре 1795 Бернса постигает тяжелая болезнь, от которой через полгода, 21 июля 1796 Роберт Бернс умирает в городе Дамфрис. (Слайд 9).
Первый русский перевод Бернса появился уже в 1800 г. – через 4 года после смерти поэта. Поэзия Бернса получила широкую популярность в России благодаря переводам С.Я.Маршака. Изначально многие произведения Бернса создавались как песни. Поэзия его проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку.
А.Т.Твардовский говорил о Бернсе: « Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…» (Слайд 10)
IV. Проверка решения.
У: Стихотворение Р.Бернса, которое мы с вами будем сегодня читать, называется «Честная бедность».
Запишите тему нашего урока:
Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью.
У: Записывает тему на доске. Читает стихотворение.
У: Какова интонация этого стихотворения? (Интонация грусти сквозь бодрый ритм стихотворения. Грусть из-за того, что еще не настал черед «уму чести» на всей земле ).
В чем идея стихотворения? (В том, что истинная знать – это не тот, кто много имеет, а тот, кто честно трудится.)
Какова позиция автора по отношению к тем, кто стыдится своей бедности?
Как вы понимаете строчки:
Богатство – штамп на золотом,
А золотой – мы с вами.
(Главная ценность – человек.)
Объясните смысл слов: «судите не по платью». (Богатство не делает человека лучше.)
У: Позиция человека по отношению к богатству и чести может быть разной, но у Бернса она именно такая, какой мы видим ее в стихотворении. Она очень близка к позиции народа. Народная мудрость выражается через многочисленные пословицы: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Слайд 12).
Д: Высказывают свое мнение о том, как они понимают эти пословицы и какая из них в большей степени отражает мысль стихотворения. Главные слова, на которых делают акцент и которых еще нет в таблице, записывают.
V. Итоги.
Д: Делают вывод, что же такое истинное человеческое богатство, честь и честность. Стихотворение еще раз читается учениками.
VI. Творческая работа.
У: В заключение нашего урока вы, ребята, попробуете сами написать небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам. При его написании вы можете пользоваться теми словами, с которыми мы сегодня работали, и записи которых у вас сохранились в виде таблицы (Слайд 14).
1 строка – название синквейна.
2 строка – 2 прилагательных.
3 строка – 3 глагола.
4 строка – фраза на тему синквейна.
5 строка – существительное. (Слайд 15).
На работу дается 5-7 минут, затем зачитывается несколько стихотворений, отмечаются наиболее удачные.
VII. Домашнее задание.
Подберите поговорки и пословицы, которые подойдут для выражения основной мысли стихотворения; какие русские афоризмы совпадают по смыслу с афоризмами Бернса.