Цели:
- Обобщить знания о произведениях устного народного творчества.
- Прививать любовь к русской земле, родному искусству.
- Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Предварительная работа:
- Команды должны выбирать капитана и подготовить по 2 вопроса командам соперников;
- Собираются иллюстрации детей к прочитанным произведениям.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Устное народное творчество». Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды и их капитаны).
Для начала давайте вспомним, какие жанры русского народного творчества вам известны? Итак, мы начинаем!
Конкурс «РАЗМИНКА»
(Сетки для кроссвордов см. в приложении).
Каждая команда должна разгадать кроссворд, если все слова будут разгаданы верно, то в выделенных клетках получится ответ на загадку:
Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.
Загадки для 1 команды:
- На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
- Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
- Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
- Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
- Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
- Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
- Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)
Загадки для 2 команды:
- На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
- Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
- Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
- Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
- Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
- Алый сапог в земле горит. (Свёкла)
- Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
Загадки для 3 команды:
- На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
- Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
- Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
- Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
- Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
- Алый сапог в земле горит. (Сёкла)
- Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)
Конкурс «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Задание для 1 команды:
Куй железо, |
|
|
ни сил, ни жизни не жалей. |
Один в поле |
|
|
век учись. |
Что посеешь, |
|
|
пока горячо! |
Век живи |
|
|
год кормит. |
Вешний день |
|
|
то и пожнешь. |
Для Родины своей |
|
|
не воин. |
Задание для 2 команды:
Какие труды |
|
|
а имей сто друзей. |
Не спеши языком |
|
|
так и выспался |
Слов не воробей |
|
|
такие и плоды. |
Как постлал |
|
|
вылетит, не поймаешь. |
С кем поведешься |
|
|
торопись делом. |
Не имей сто рублей |
|
|
от того и наберёшься. |
Задание для 3 команды:
При солнышке тепло, |
|
|
вода не течёт. |
Красна птица опереньем, |
|
|
слова не выкинешь. |
Сам умирай, |
|
|
один раз отрежь. |
Семь раз отмерь, |
|
|
а человек уменьем. |
Из песни |
|
|
а при матери добро. |
Под лежачий камень |
|
|
а товарища выручай. |
Конкурс КАПИТАНОВ.
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые).
- Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
- Сестрица __________ и братец Иванушка.
- Иван – царевич и ___________волк.
- У страха _________ велики.
- Финист - _______________ сокол.
- _________ из топора.
- Никита __________.
- Летучий _____________.
Слова для справок: корабль, принеси, Кожемяка, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
Конкурс ВОПРОС–ОТВЕТ.
Командам по очереди задаются вопросы.
- Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
- Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник)
- Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)
- Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)
- Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)
- Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)
- Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца)
- Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч)
Конкурс «ТЫ - МНЕ, Я – ТЕБЕ».
Команды по очереди задают вопросы соперникам.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Подсчитываются баллы, полученные командами, победители награждаются памятными подарками.
При подготовке к мероприятию была использована следующая литература:
- Избранные пословицы русского народа. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1957.
- Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост. М. В. Голованова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
- Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
- Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.