Игра–викторина "Устное народное творчество"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Обобщить знания о произведениях устного народного творчества.
  2. Прививать любовь к русской земле, родному искусству.
  3. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.

Предварительная работа:

  • Команды должны выбирать капитана и подготовить по 2 вопроса командам соперников;
  • Собираются иллюстрации детей к прочитанным произведениям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Устное народное творчество». Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды и их капитаны).

Для начала давайте вспомним, какие жанры русского народного творчества вам известны? Итак, мы начинаем!

Конкурс «РАЗМИНКА»

(Сетки для кроссвордов см. в приложении).

Каждая команда должна разгадать кроссворд, если все слова будут разгаданы верно, то в выделенных клетках получится ответ на загадку:

Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.

Загадки для 1 команды:

  1. На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
  2. Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
  3. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
  4. Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
  5. Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
  6. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
  7. Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)

Загадки для 2 команды:

  1. На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
  2. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
  3. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
  4. Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
  5. Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  6. Алый сапог в земле горит. (Свёкла)
  7. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Загадки для 3 команды:

  1. На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
  2. Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
  3. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
  4. Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
  5. Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
  6. Алый сапог в земле горит. (Сёкла)
  7. Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)

Конкурс «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

 

 

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

 

 

век учись.

Что посеешь,

 

 

пока горячо!

Век живи

 

 

год кормит.

Вешний день

 

 

то и пожнешь.

Для Родины своей

 

 

не воин.

Задание для 2 команды:

Какие труды

 

 

а имей сто друзей.

Не спеши языком

 

 

так и выспался

Слов не воробей

 

 

такие и плоды.

Как постлал

 

 

вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься

 

 

торопись делом.

Не имей сто рублей

 

 

от того и наберёшься.

Задание для 3 команды:

При солнышке тепло,

 

 

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

 

 

слова не выкинешь.

Сам умирай,

 

 

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

 

 

а человек уменьем.

Из песни

 

 

а при матери добро.

Под лежачий камень

 

 

а товарища выручай.

Конкурс КАПИТАНОВ.

Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые).

  1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
  3. Иван – царевич и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.
  7. Никита __________.
  8. Летучий _____________. 

Слова для справок: корабль, принеси, Кожемяка, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

Конкурс ВОПРОС–ОТВЕТ.

Командам по очереди задаются вопросы.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник)
  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)
  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)
  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)
  6. Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)
  7. Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  8. Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца)
  9. Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч)

Конкурс «ТЫ - МНЕ, Я – ТЕБЕ».

Команды по очереди задают вопросы соперникам.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подсчитываются баллы, полученные командами, победители награждаются памятными подарками.

При подготовке к мероприятию была использована следующая литература:

  • Избранные пословицы русского народа. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1957.
  • Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост. М. В. Голованова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
  • Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
  • Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – М.: Новая школа, 1994.
  • Сухин И. Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса. – М.: Новая школа, 1994.
  • Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.