Урок развития связной речи в 8 классе. Сочинение–развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Разделы: Литература


Оформление: портрет писателя, выставка книг, оформленный фотографиями стенд и иллюстрации к уроку.Памятки., как писать рецензию, отличие отзыва от рецензии. У каждого ученика памятки на столе.

Цели урока:

  1. продолжать обучать учащихся написанию сочинений необычных жанров (сочинению-рецензии),
  2. развивать стремление к творческому поиску,
  3. отрабатывать умения самостоятельно анализировать художественный текст, давая собственную оценку прочитанному,
  4. воспитывать эстетический и литературный вкус.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Зачитывается текст. /Очерк «Огоньки» В.Г.Короленко/.

Вспомните известный вам текст очерка В.Г.Короленко «Огоньки».

Идейное содержание заключается в одной строке. Назовите эту строчку.

- Но всё-таки…всё-таки впереди огни!

- Правильно, но надо учесть, что огни – это аллегория, иносказание. Что же на самом деле скрывается за этими огнями?

Если мы раскроем смысл аллегории, заключённой в рассказе, мы научим темы вашего сегодняшнего урока развития речи.

-Что же всё-таки впереди?

  • 1-й – Впереди надежда.
  • 2-й – Впереди счастье.
  • 3-й – Впереди любовь.
  • 4-й – Впереди радость.
  • 5-й – Впереди борьба.
  • 6-й – Впереди жизнь.

- И как итог, я бы добавила. Всё-таки…всё-таки жизнь прекрасна.

/Эти высказывания записываются на доске/.

-Именно об этом нам с вами предстоит сегодня порассуждать.

/О счастье, о надежде и т.д./ и подготовиться к написанию сочинения-рецензии по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»/Писатель назвал своё произведение этюдом/.

-Начнём с домашнего задания. При подготовке к уроку вы должны были обратиться к словарям, дать определение отзыва и рецензии для того, чтобы точно знать, как работать над своим сочинением, на что следует обратить внимание при подготовке материалов к сочинению.

- Отзыв – то же, что отзвук, отклик.

-Мнение о ком, чём-нибудь.

-Условный секретный ответ на пароль/пропуск/ в войсках.

Словарь Ожегова.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.д.

Соварь русского языка Ожегова.
Рецензия -

  1. Газетно-журнальный жанр; критический разбор и оценка нового художественного или научного произведения.
  2. Отзыв на научную работу или литературно- художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. д.

Энциклопедический словарь.

/На столах учеников памятки написания рецензий/.

  1. Библиографическое описание книги/Ф.И.О. автора, название книги, место издательства, год издания/.
  2. Краткое изложение содержания, о чём книга?
  3. Суждение о книге/что особенно понравилось и почему?/
  4. Выводы о прочитанном:согласны ли вы с идейным содержанием книги, т.е. с позицией автора или нет.

Обосновать свою точку зрения.

- Назовите отличия отзыва от рецензии.

Отзыв.
Рецензия.
1. Библиографическое описание книги.
2. Короткое изложение содержания /о чём книга/ 2.Анализ содержания
а) раскрытие темы,проблематики идейного содержания произведения.
б) Анализ средств художественнойвыразительности.
в) Это система образов.
г) Мастерство художественной формы.
3. Задача:выразить собственные размышления,впечатления от прочитанного. 3. Задача: дать объективную оценку произведения:достоинств и недостатков произведения /образов, концепции, стиля,языка/.

- Сегодня на уроке мы будем работать над сочинением-рецензией.

Поэтому в тетрадях для рабочих записей после того ,как вы записали число, сочинение-рецензию по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Запишите: Идея…оставьте место, позже вы сформируете её. Темы записи на доске, перепишите в тетрадь. Образ главного героя. Каков он?Вы охарактеризуете его также позднее. Оставить для этого страницу.

2 этап. Работа с текстом.

Краткий пересказ самых важных эпизодов повести.

/Выступления детей/

Беседа по вопросам:

- Какую мысль Короленко хотел довести до читателей? Это и будет главной мыслью/идеей произведения/.

/О смысле жизни, счастье в преодолении эгоизма, в любви к людям/.

  1. Каким был Петрусь в детстве? Рассказать о том, как формировался его характер?
  2. Каким хотели видеть Петруся мать и дядя Максим?Как они добивались осуществления своих идей?
  3. Как строились отношения мальчика с окружающим миром, с людьми?
  4. Какие радости всё же были в жизни Петра/Музыка,любовь, умение ощущать слушать и слышать музыку/
  5. Какие черты характера читатель можетотметить у повзрослевшего Петра.Поможет ли ответить на этот вопрос опивание внешности Петра?/Ответы записать в тетрадь, зачитывается текст/.
  6. Какую роль сыграла всудьбе Петра любовь к Эвелине?
  7. Что же так мучило, томило Петра изо дня в день не давало тихо, мирно жить в кругу семьи?
  8. Что послужило толчком к изменениям привычного уклада жизни молодого паныча?
  9. Как Пётр и дядя Максим решили изменить течение тихой, вместе с тем мучительной жизни Петра?
  10. Удалось ли Петру победить самого себя, и как это произошло?В чём эта победа проявилась?
  11. Что произошло с Петром после странствия со слепыми нищими бандуристами, после возвращения домой и рождения сына?Найдите в тексте слова дяди Максима, подтверждающие правильность вашего ответа.
  12. Как вы думаете:слепота или другие увечья – это всегда трагедия?
  13. Может ли зрячий человек быть слепым?Гомер был слепым, написал «Илиаду», «Одиссею».

Ренуар не мог двигаться, а писал картины 2-х метров и др.

3 этап. Работа с образцом.

Когда-то Владимир Галактионович Короленко говорил молодому Горькому: «Человек прежде всего должен быть гуманным человеком.Необходима справедливость.Упрямо не щадя себя, никого и ничего не щадя, вносите в жизнь справедливость, - вот как я думаю».

А много ли среди нас найдётся людей, способных не щадить себя, ради блага ближнего своего, ради справедливости. Нет, большинство людей заботится только о себе, живёт только для себя и при этом не испытывает счастья.

В.Г.Короленко был одним из немногих, кто вступался за «обездоленных жизнью», напоминая счастливым о несчастных. В своих рассказах и повестях Короленко ставил главный вопрос о человеческой жизни, о счастье.

Повесть «Слепой музыкант», написанная в 1886 году, даёт ответ на этот главный вопрос человеческой жизни.

«Человек создан для счастья», но счастливым не создан. Будет ли человек счастлив, это зависит от него самого, от его понимания счасть и от его усилий. Этому учит повесть «Слепой музыкант».

Ребёнок родился слепым. Страшное несчастье, самое страшное, какое только может быть. И так как его слепота неизлечима, Пётр Попельский, казалось, обречён на несчастную жизнь.

«Моя жизнь наполнена одной слепотой, - говорит он. - Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего». Он стал злым и раздражительным эгоистом. «Та самая рука, которая лишила меня зрения, когда я ещё не родился, и вжила в меня эту злобу…» Физическая слепота соединилась со слепотой духовной, когда человек ничего не видит и не хочет видеть, кроме себя.

Но Пётр прозрел. Он не стал зрячим, но перестал чувствовать себя несчастным. Этому помог дядя Максим, старый боец, знавший, что настоящая жизнь не прозябание, не спокойствие, а труд и борьба. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни». Полнота жизни лишь в единении с людьми. И Максим посылает в путешествие с нищими слепцами.

«Я хотел, чтобы ты чувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…». И Пётр «узнал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось сердце…Глаза его становились по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась».

Исцелённая душа открыла слепому музыканту глубину «жизненной правды, сделала его музыкальный талант нужным людям. «И каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегущими руками». Такова эта повесть о слепом музыканте, поучительная для каждого. Счастье п преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве на общее благо.

И если говорить о главном, что остаётся в душе после прочтения произведения В.Г. Короленко:

«Слепой музыкант», «Парадокс», «Огоньки» и других – это чувство душевной общности с ним, благодарности за то, что ты заканчиваешь чтение взволнованный, полный того добра к людям, частицу которого вселил в тебя этот добрый и чистый художник.