Первое представление о литературном процессе формируется в восьмом классе, а центральным понятием становится понятие традиции. Задача учителя на данном этапе – показать, что пронизывает литературу, делает её устойчивой и одновременно изменчивой, а именно – традиции.
В начале учебного года мы говорим о традициях в фольклоре, о народно – поэтических традициях в литературе, знакомимся с понятием живой традиции и “вечной темы”; предметом исследования становятся сказочные образы в современной литературе.
Заключительный урок по теме – всегда поиск, раздумье над тем, как организовать деятельность учащихся, как побудить их к размышлению. Материал к итоговому уроку по разделу “Фольклор и литература” подсказан одним из моих учеников. Он принёс аудиокассету с записью песен Ивана Кучина, обратил моё внимание на песню “Человек в телогрейке”. Понравилась аранжировка песни, запали в душу стихи, поразили мастерски использованные выразительные средства языка. Подумалось: почему бы не взять этот материал для закрепления и обобщения знаний по теме.
Так родился урок “Традиции устного народного творчества в современной авторской песне”. А текст песни Ивана Кучина “Человек в телогрейке” помог сделать нескучными литературоведческие исследования.
Конспект урока литературы в восьмом
классе.
Программа А. Г. Кутузова.
Тема. Традиции устного народного творчества в современной авторской песне. Иван Кучин “Человек в телогрейке”.
Задача урока – актуализировать знания учащихся по теме урока с целью выявления роли выразительных языковых средств, фольклорных традиций для понимания авторского замысла в песне; побудить учащихся к размышлению об ответственности каждого человека за свои поступки, за судьбы близких людей.
Ход урокаОткрыт первый титульный слайд презентации.
Беседа:
– Найдите в названии темы урока ключевое слово. (Традиция)
– Что такое традиция? (Передача исторически сложившегося опыта, знаний, представлений).
– А какой смысл мы вкладываем в понятие “литературная традиция”? (Опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов, осваивавших искусство слова).
– В чём проявляется литературная традиция? (В описании художественного пространства, характеров героев, образной системы, постановке и разрешении “вечных” нравственных проблем, использовании художественных средств и приёмов).
Как Ивану Кучину фольклорные традиции помогают раскрыть нравственные проблемы, мы постараемся увидеть сегодня на заключительном уроке в разделе “Фольклор и литература”. Мы уже выявляли традиции и новаторство в “Сказке о царе Салтане…” А. С. Пушкина, сравнивая её с народной сказкой “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды”. Мы увидим сегодня, что фольклорные традиции живучи во все времена и не только не снижают уровня художественности литературного произведения, но напротив использование традиций украшает и укрепляет любое литературное произведение.
Я попросил вас познакомиться с представленным на стенде “К уроку” материалом о жизни и творчестве Ивана Кучина.
Второй слайд – блиц-опрос. Самостоятельная работа учащихся. Озвучивание ответов.
Третий слайд. Самопроверка.
К уроку вы также повторили и выразительные средства языка.
Четвёртый слайд – блиц-опрос.
Пятый слайд – проверка.
Шестой слайд – чтение рассказа Ивана Кучина о том, что послужило импульсом для написания песни “Человек в телогрейке”.
Седьмой слайд – звучит песня “Человек в телогрейке” в исполнении автора. Проигрыватель включается нажатием клавиши по заголовку песни. Дети имеют возможность видеть текст песни на слайде.
Беседа:
– Ваши ощущения?
– О чём песня?
Восьмой слайд – нажатием по картинке можно вернуться к седьмому слайду – тексту песни. Вопросы, по которым ведётся разговор.
– Каковы темы песни? (Идёт разговор о теме побега из тюрьмы).
– Что вы испытываете по отношению к герою песни, безымянному ЗК?
– А как автор относится к своему герою?
– Прямо автор говорит о своём сочувствии к ЗК?
– Как же вы определили, что автор на стороне бежавшего из тюрьмы заключённого?
– Какие же языковые средства выразительности использует Иван Кучин, чтобы и в нас пробудить добрые чувства к ЗК?
– Как вы относитесь к ефрейтору, выполнявшему свой служебный долг по поимке сбежавшего ЗК?
Девятый слайд – об отношении Кучина к ефрейтору.
Десятый слайд – работа с текстом песни: дети находят выразительные средства языка, говорят об их функциях в тексте. На слайде по мере разговора высвечиваются художественные тропы.
Одиннадцатый слайд – Тема материнской верности.
– Как раскрывается эта тема в песне?
Двенадцатый слайд – разговор идёт об элементах сказки в песне, их функциях в современном авторском произведении.
Беседа:
– Какова идея песни?
– О чём хочет предупредить нас с вами автор? От чего уберечь?
– Какие струны в душах наших заставил зазвучать? О чём задуматься?
Тринадцатый слайд – чтение текста об ответственности человека за свою судьбу, судьбы близких ему людей.
Четырнадцатый слайд – чтение слов Ивана Кучина.
– С какими мыслями уйдёте вы с урока? Какие выводы для себя сделаете?
Пятнадцатый слайд – чтение и запись в тетради выводов по уроку.
Шестнадцатый слайд – восьмиклассники выбирают одно из двух заданий для работы дома:
– письменно раскрыть тему: “Фольклорные традиции в современной литературе”;
– сочинение: “Я в ответе…”.
Оценка возможностей использования ИКТ на уроке:
– из Интернет были взяты фотографии Ивана Кучина. Представленные на слайдах, они дали возможность увидеть, что автор песни ни на одной фотографии не улыбается, погружен в себя. Таким может быть человек, живущий под гнётом вины перед близкими;
– текстовые материалы помогли лучше понять авторский замысел в песне, сделали автора живым человеком, страдающим и талантливым, не совсем оправданным, но понятым подростками – взяты эти материалы тоже в Интернет;
– презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, дала возможность представить всё наглядно на уроке, что сделало разговор не только живым, но и полным;
– использование презентации позволило увеличить объём материала, осмысленного на уроке, поддержать в течение всего урока интерес учеников к теме общения.