Цели урока:
- Знать
- фамилии автора учебника, редактора, художника-автора иллюстраций и рисунков к произведениям;
- содержание текста «к читателям».
- Уметь
- Читать с пониманием словами, бегло вслух, осознанно, ставить цель чтения. Выделять непонятные слова, толковать их, отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста. Выделить главную мысль (мысли) текста. Озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста, выполнить пересказ прочитанного, используя различные приемы.
- Слушать: поставить цель слушания, концентрировать внимание при слушании, выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте, выделять смысловые части текста, выделять главную мысль (мысли) текста, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, сформулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста, высказать свое мнение относительно слушаемого текста.
- Оформлять свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений.
- Работая в группе, беседовать с автором (формировать у учащихся умение вести диалог с автором)
Задачи урока:
- Прививать учащимся навыки логического мышления, анализа текста.
- Развивать умение слушать, умение читать с пониманием, работать с текстом.
- Формировать навыки парной, групповой работы.
Тип урока – сообщение новых знаний.
Методы урока – частично-поисковый.
Формы урока – фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.
Средства ведения урока:
- доска, портреты (Иван Федоров, А.С.Пушкин, В.Г.Белинский, В.Набоков).
- учебник В.Я.Коровиной и др. Литература, 5 кл, Москва, Просвещение, 2007, тетради учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Поздравляю с началом нового учебного года. Желаю успехов.
II. Новый материал
1. Фронтальная беседа:
– Ребята, приступая к работе в новом учебном
году, что нам необходимо иметь «под
рукой» на каждом уроке литературы?
– Чем является для нас учебник?
– Какие источники информации вы знаете еще?
– Почему ни один из перечисленных вами
источников информации не может заменить
учебник?
– Чем сегодня будем заниматься на уроке?
(формулировка темы урока)
– Зачем? (Цель)
2. Работа в тетрадях
Запись числа, вида работы, темы урока.
3. Знакомство с учебником
Задание. Работа в парах.
3.1. Рассмотрите внимательно учебник
(авторы-составители, художники, издательство).
На переплете: М.В. Нестеров. «Лель (Весна)»,
на форзацах :«У лукоморья дуб зеленый». Палех.
«Царевна-лягушка». Палех.
3.2. Выразительное чтение. А.С.Пушкин. «Руслан и
Людмила».
– Что хотели нам сказать авторы учебника?
– Какому читателю откроет книга чудеса?
Фронтальная беседа.
– Каковы ваши суждения, размышления об
учебнике, с которым вам предстоит
работать в этом году (содержание,
оформление)?
– Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу?
Вывод: над созданием учебника трудился большой коллектив, затраты велики. Учебник необходимо беречь.
4. Статья «К читателям». Работа с текстом
Задание 1. Для того, чтобы понять текст, что нам нужно делать?
Запись на доске:
- внимательно слушать текст;
- выделять понятное и непонятное;
- знакомые имена, фамилии, понятия записать в тетрадь;
- нарисовать рисунок или схематично изобразить прочитанное.
Выразительное чтение текста учителем. (Первичное восприятие текста учащимися).
– О чем прочитали? (Схемы, рисунки).
– О ком? (Фамилии: А.С. Пушкин, И.Федоров).
– Что заинтересовало вас? Почему?
– Удалось ли вам все запомнить?
– Смогли бы вы сейчас пересказать прочитанное?
Почему?
– Что нужно сделать, чтобы хорошо знать
содержание, запомнить то, о чем прочитали?
Задание 2. Работа в группах (по 5 уч.)
1-я группа:
а) прочитать 1 абзац стр. 3.
– О ком здесь говорится? Что? (Ярослав Мудрый (ок.
978–1054) – великий князь Киевский. Рядом побед в
войнах обезопасил южные и западные границы Руси,
«…прилежал к книгам», библиотека Ярослава
Мудрого говорит о том , что он уделял серьезное
внимание чтению, был образованным человеком);
б) А.С.Пушкин сказал: …;
в) КНИГА – университет. Почему?
2-я группа:
а) прочитать 2-й абзац стр.3 ,
б) найти на стр.4. портрет первопечатника Ивана
Федорова. Худ. А Моравов,
«вычерпать» информацию об основателе
книгопечатания в России и на Украине.
(Иван Федоров (ок. 1510–1583) – основатель
книгопечатания в России и на Украине.
В 1564 г.выпустил первую русскую печатную книгу
«Апостол»).
3-я и 4-я группы:
а) прочитать по 2 абзаца (3-я гр. – 3-4 абзац; 4-я –
5-6),
б) определить микротемы;
в) пересказать прочитанное (подробно).
5-я группа:
а) прочитать 7 абзац;
б) определить основную мысль текста;
в) рассказать о В. Набокове; (В.В. Набоков
(1899–1977) – русский писатель. С 1919 г. жил в
эмиграции. Выходец из старинной дворянской
семьи. Закончил Кембриджский университет. Свои
произведения писал на русском и английском
языках).
Проверка 2-го задания.
Задание 3. Работая в группах, подготовиться к подробному пересказу прочитанного.
Мотивация.
– Для того чтобы справиться с заданием, что
нужно?
– Какие приемы работы с текстом знаем?
– Что нами уже сделано для плана? (3 и 4 гр.
определили уже микро-темы с 3-6 абзац).
– Что « говорит» заголовок текста? (Это обращение
к читателям).
– Помогут ли нам ваши рисунки и схемы? Почему?
(Несут «сжатую» информацию).
Вывод: Будем использовать следующие приемы работы с текстом: план, работа с заголовком, пересказ, диалог с автором текста.
Проверка:
1. Что узнали о Ярославе Мудром? Небольшая
историческая справка, портрета нет.
2. Иван Федоров, кто он такой?
3. Русский писатель, выходец из старинной
дворянской семьи? (В.В.Набоков)
Домашнее задание (по желанию) – найти портрет Ярослава Мудрого.
Задание 4.
В каждой группе один (хорошо читающий) ученик
читает текст статьи «К читателям», все
учащиеся внимательно слушают, обращают внимание
на название статьи, делают вывод – это обращение
к творческому читателю-перечитывателю.
Ответить на вопрос: Каким должен быть
читатель?
Пересказать статью, предварительно составив
простой план.
Работа в группах. (Класс разбит на 3 небольшие группы.)
Задание.
1 группа – читает 1 и 2 абзац,
определяет микротемы, записывает в тетрадях;
2 группа – 3-6 абзац, определяет
микро-темы, записывает в тетрадях.
3 группа – работает со словарем,
записывает в тетрадях:
а) подвижническая деятельность …;
б) дурно выбранные книги …;
в) доверительный разговор наедине …;
г) исстари « прилежали к книгам» …;
д) изрядная подготовка …,
Порядок выступления групп: 3, 1, 2.
Проговаривание алгоритма работы в группе.
План.
1. Книга – университет.
2. Подвижническая деятельность Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор с автором.
4. Читать дурно выбранные книги хуже, чем ничего
не читать.
5. Чтение художественной литературы –
сотворчество.
6. «Хороший читатель» – это перечитыватель.
Пересказ статьи по плану.
Вывод.
1. Род человеческий бесконечно многим обязан
книге.
2. Каждый сам определяет свой «круг чтения».
3. Доверяться надлежит надежным маякам.
4. Большой писатель заслуживает большого
читателя.
Фиксируется на доске и в тетрадях.
III. Тестовый контроль
Задание: Отметь «+» верные суждения, «–» – неверные:
а) подвижническая деятельность Ивана Федорова
открыла новую эпоху в истории;
б) каждый сам определяет «свой круг чтения», для
этого не нужна изрядная
подготовка;
в) в плавании по безбрежному морю книг доверяться
надлежит надежным маякам;
г) читать дурно выбранные книги хуже и вреднее,
чем ничего не читать,
д) чтение художественной литературы – это
сотворчество.
IV. Рефлексия
– Что на уроке получилось, принесло вам
радость, удовлетворение?
– Какие слова, сочетания слов («незнакомцы»)
прошли мимо?
– Что необходимо сделать?
– Чему научились?
– Что не получилось? Над чем предстоит еще
каждому из вас поработать?
– Какой фрагмент урока понравился больше всего,
почему?
V. Домашнее задание
Рассмотрите страницы из старинных книг,
воспроизведенные в вашем учебнике. Стр. 4.
(Разворот начального листа книги «Апостол». 1564 г.
Страница книги «Апостол». 1564 г.)
– Что, по вашему мнению, отличает их от
современных книг? (Прием: сравнительный анализ)
Стр.3-6 .Знать содержание статьи, уметь кратко
пересказать. Как понимаете пушкинское
определение: «Чтение – вот лучшее учение»?
Подберите пословицы об учении, выучите их
наизусть – по желанию.