Цели урока:
- Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.
- Дать понятие “жанр в жанре”.
- Развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою.
- Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников.
- Формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведения.
- Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.
Оборудование урока:
- рисунки детей
- таблички с литер. терминами («эпитет», «сказка», «быль», «жанр в жанре»)
- сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок» ; портрет А.П. Платонова
- аудиофрагмент «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
- репродукции картин известных художников: Эмиля Нольде «Красные маки», Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», Винсент Ван Гога «Подсолнечники»
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о том, что произведения Пушкина крепкой нитью связывают читателей всех поколений с богатством русской речи. На уроках русского языка и литературы мы с вами учимся правильно и бережно обращаться со словом. Искусство слова – великая тайна, которую мы стремимся познавать. И на это порой уходит вся жизнь. Искусство увековечивает всё, к чему «прикасается». Можем ли мы с вами пользоваться тем, что для нас «сохранило» искусство? Можем ли мы сами что-то создать и сделать это вечным? Как оставить память о себе? Многих людей во все времена волновал вопрос:
Проблемный вопрос: «быть или не быть?»
Мы начнём наш урок со знакомства с шедеврами мировой культуры, которые хранятся в разных музеях мира. Тема первой выставки «Известные» цветы». Мы увидим с вами образы, которые обрели известность и вечность благодаря изобразительному искусству. Во время экскурсии прошу вас, ребята, быть внимательными. Для того чтобы понять, какое впечатление на вас произведут художественные образы, попрошу записывать в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденные «известные» цветы.
Индивидуальная работа (с последующим обобщением) (подготовительная работа к восприятию художественного текста)
На экране появляются репродукции картин великих художников, фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов». Учитель объявляет имена художников, названия картин, технику их исполнения и место хранения (музеи).
«Известные» цветы» |
Определения (эпитеты) |
«Красные маки» Эмиль Нольде |
Яркие, красные, красочные, прекрасные, живые, горячие <…> |
«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой |
Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные <…> |
«Подсолнечники» Винсент Ван Гог |
Сочные, яркие, крепкие, осенние <…> |
(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).
- Каким средством пользовались творцы живописи? (кистью и красками)
- Мы с вами увиденные образы охарактеризовали с помощью...(эпитетов – художественных определений)
- Нашу экскурсию продолжает выставка иллюстраций «Мой цветок». Ребята нашего класса попытались запечатлеть образ цветка таким, каким его представили в своём воображении. Вновь записывайте в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденный «Мой цветок».
Репродукции картин известных художников сменяются иллюстрациями учащихся, которые ребята сделали дома по заданию учителя.
«Мой цветок» |
Определения (эпитеты) |
«Цветик - семицветик» Алёна Захарова |
Сказочный, весёлый, счастливый <…> |
«Аленький цветочек» Влада Самолова |
Радостный, красивый, добрый <…> |
«Подсолнух и бабочка» Юля Кожевникова |
Удивлённый, тёплый, солнечный <…> |
«Душевная ромашка» Настя Чукомина |
Загадочная, скромная, душевная <…> |
(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).
- Вы заметили какую-то особенности при подборе эпитетов к образам цветов на обеих выставках? (на первой выставке эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, а на второй выставке эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветов)
- Что именно помогло вам определить настроение цветов? (у этих цветов нарисованы лица)
- Ребята, удивительная вещь получается: мы имеем возможность увидеть цветы, которые возможно росли 100-200-300 лет назад. Благодаря чему? (благодаря великому искусству живописи, которое будет жить во все времена)
Работа с художественным текстом.
- «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре…»
- Ребята, как вы думаете, что сейчас будет происходить? (мы будем читать и слушать)
- Правильно. Мы сейчас будем познавать с вами тайну другого искусства, искусства слова. Основная наша задача на уроках литературы – работа с художественным словом, как с великой тайной познания мира.
- Нам сегодня предстоит познакомиться ещё с одним цветком…. «Неизвестным...» Увековечил память о нём А. Платонов, русский писатель, которого смело можно назвать настоящим философом. Вы знаете, кто такой философ?
Запись на доске: «Философ – это храбрый человек, который додумывает до конца то, что у нас только мелькает в голове» (Пантелеймон Романов).
Для того, чтобы понять, о чём думает писатель, мы сами должны стать философами. И мы постараемся раскрыть великую тайну ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА. Именно СЛОВО поможет нам узнать, что за цветок жил однажды на земле…. Будем читать вдумчиво, осознанно.
Чтение произведения (первичное; аналитическое)
(Перед чтением класс произвольно делится на группы, каждая из которых получает задание).
Работа в группах (в процессе чтения группы выполняют полученные задания)
1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
2 группа – «Художники - эпитеты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);
3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)
4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)
Работа с текстом.
- Перед нами сегодня интересное произведение: сказка-быль.
Работа с термином.
Подберите все возможные ассоциации и однокоренные слова к словам сказка и быль. (Сказка - сказочник, сказочный; быль - было, былое, былина; сказка - волшебство, чудеса; быль - реальность, правда).
- Что даёт сочетание этих слов? (Сочетание этих слов показывает то, что в произведении сказочные события переплетаются с реальными).
- О чём поведает нам сказка? (…)
- О чём расскажет быль? (…)
- С какой целью автор объединил несовместимые жанры? (В таком сочетании кроется тайна, которая поможет понять главную мысль произведения).
- Присмотримся к композиции произведения. Найдите завязку, развитие сюжета, развязку (группа «Литературоведы» (…)) Какое идёт развитие событий? (последовательное)
- Что мы с вами видим в таком развитии сюжета? (жизнь цветка с её начала до конца) (на доске появляется схема композиции сказки-были)
- Давайте посмотрим, КАК автор это показывает в тексте (группа «Художники – деятели»: «Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… <…>)
- Какое слово настойчиво повторяет автор? (слово жизнь запись на доске)
- Где, на ваш взгляд, можно определить кульминационный момент жизни цветка? (некоторые ребята определяют тот фрагмент, где идёт описание «настоящего цветка», который «светился живым мерцающим огнём»; другие учащиеся отмечают центром событий разговор Даши с цветком, ведь именно здесь мы слышим, что цветок живёт «оттого, что мне трудно» (запись на доске).
- И не просто выживает цветок, а становится сильным, красивым и непохожим на других: «А отчего ты на других непохожий?»- спрашивает Даша у нашего героя (группа «Художники-эпитеты»: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», <…>, «маленький цветок- труженик» запись на доске).
- Откуда доносился «голос маленькой неизвестной жизни»? (с пустыря)
- Найдите его описание (группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый» запись на доске <…>)
- Что помогает нам понять описание пустыря? (насколько трудно было выживать маленькому неизвестному цветку)
- А теперь скажите мне, ребята, быть или не быть цветку на земле? (быть, потому что он боролся за жизнь и благодаря великому желанию жить, выстоял и стал прекрасным сильным цветком)
- Спасибо, ребята, за то, что помогли приоткрыть дверь в великую тайну слова.
Домашнее задание (выборочно):
- письменно ответить на вопрос: «быть или не быть?»
- ответить на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»
Итог урока подводится по аналитической работе учащихся в группах + оценка работы в течение всего урока. Творческие работы (предварительные) оцениваются отдельно.