1. Доклад ученика.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. В 1955 г., не доучившись в школе, ушел из 8 класса и поступил работать на военный завод. Часто менял места и виды работы (фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф), пытаясь найти такую, которая оставляла бы больше времени на чтение и сочинительство: Интенсивно изучал языки, посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы.
Писать стихи, по его собственному свидетельству, Бродский начал в 16 лет. К 1963 г. он был уже хорошо известен и ценим как поэт среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергала, возможности опубликоваться не было, и он жил только случайными заказами за стихотворные переводы.
Круг общения его очень широк, но ближе всего Бродский сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Дмитрием Бобышевым. Именно Рейн познакомил его с Анной Андреевной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.
В 1963 г. обострились отношения поэта с ленинградскими властями. Хотя он не писал антисоветских стихов, идеологических работников раздражала независимость его творчества и личного поведения. Была организована травля, опубликован пасквиль “Окололитературный трутень”, а в феврале 1964 г. Бродский был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства его поместили в судебную психбольницу, затем на втором, открытом, процессе обвинили в тунеядстве и приговорили к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.
Ссылку Бродский отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской (сегодня библиотека в поселке Коноша носит имя Бродского). Он написал здесь много известных стихотворений. Его посещали друзья и любимая женщина – Марина Басманова (в 1967 г. она родила от него сына Андрея).
В 1965 г. Бродский был досрочно освобожден благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, под давлением широкой кампании возмущения как в СССР, так и за рубежом. Но по-прежнему ни один журнал и ни одно издательство не осмеливались его публиковать.
В 1972 г. поэт был вынужден покинуть родину. Отправляясь в вынужденную
эмиграцию, он написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в
котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и
книгах.
Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для
литературной работы. Он преподает русскую литературу в университетах и
колледжах. Продолжает писать стихи на русском и прозу на английском. На Западе,
в основном в США, вышло при его жизни более 10 книг.
В 1987 г., в возрасте сорока семи лет, Бродский был награжден Нобелевской премией по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины” (Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения). Прочитанная им “Нобелевская лекция” остается интеллектуальным и эстетическим бестселлером, трактующим проблему независимости творческой личности от социального окружения, тему преемственности и моральных обязательств, трагичности бытия и уроков истории грядущим поколениям.
В Париже в 1991 г. Бродский познакомился с итальянской аристократкой Марией Соззани (русской по матери) и женился на ней. В 1993 г. родилась дочь Анна Александра Мария.
В 1995 г., к пятидесятипятилетию поэта, в Санкт-Петербурге журнал “Звезда”
организовал международную научную конференцию, посвященную его творчеству. Тогда
же был подписан указ Анатолия Собчака о присвоении Иосифу Бродскому звания
почетного гражданина Санкт-Петербурга. Собчак настойчиво приглашал Бродского в
Петербург, в Россию, но Броский, после некоторых раздумий, отклонил это
предложение.
В ходе жизни в Америке Бродского постоянно беспокоили проблемы с сердцем.
Болезнь сердца привела к смерти. Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет, 28
января 1996 г. Похоронен, по его последней воле, в Венеции.
Иосиф Бродский стал всемирно известным поэтом. Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, он проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся все испытания.
Начиная с 90-х годов российские издательства активно публикуют Бродского. Вышло шеститомное собрание его сочинений, множество книг и статей о нем.
Предлагаю прочитать и определить тему и идею стихотворения И.А. Бродского “Пилигримы”.
(Чтение стихотворения или учителем, или специально подготовленным учеником. У каждого ученика должен быть текст.)
Пилигримы
Мои мечты и чувства в сотый раз
идут к тебе дорогой пилигримов.
В. ШекспирМимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
а, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
1958
(Если есть слова, значения которых не понятны, то нужно обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова.)
2. Тема стихотворения: пилигримы – люди, живущие на земле. Идея стихотворения: Пилигримы проходят свой путь, ничего не меняя вокруг.
3. В каком возрасте Бродский написал это стихотворение?
(Молодой человек, полный сил и энергии. Это время определения жизненного пути.)
4. 1958 год. На каком этапе исторического развития находилась Россия в эти годы? (Развеян культ личности Сталина. Развито атеистическое движение. Эти годы названы годами “оттепели”. В искусстве и в литературе появляются яркие, самобытные личности, идущие в разрез с общественным мнением. И все-таки традиция социалистического реализма еще очень сильна. Литературный герой – это типичный человек, один из массы, из “железного потока”.)
5. Приведите описание пилигримов.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
Это прямо образ советского человека – жить ради светлого будущего.
6. А кем является лирический герой, тот, кто со стороны наблюдает путь пилигримов?
(Это личность, которая не хочет быть такой как все.)
7. Есть такое крылатое выражение “Все мы в этом мире только странники”. Почему так говорят? А пилигримы кто?
(Пилигрим – 1. Паломник, путешественник-богомолец. 2. Путешественник, скиталец. Мы приходим в этот мир лишь на отведенное нам Богом время. Мы пилигримы.)
8. Проанализируем первые восемь строк стихотворения.
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
– С помощью каких слов, приемов поэт создает движение?
(Движение создает слово мимо. С него начинается пять строк. Такой прием в литературе называется анафора. Анафора (от греч. аnaphora – вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной сроки или прозаической фразы.)
– Найдите еще примеры анафоры в этом стихотворении.
– Движение обычно создается при помощи глаголов. Обратите внимание, много ли глаголов в этом стихотворении. Почему же в этом стихотворении так мало глаголов? (Движение пилигримов неспешное, несуетливое, они все видят, все замечают, все понимают.)
– Мимо чего они проходят? (Ристалище и капище, храм и бар, кладбище и базар и т.д.)
– Можно ли назвать эти слова синонимами, автор соединил их союзом и? (Это антитеза. Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.)
– Найдите в стихотворении еще примеры антитезы.
– Почему так много противопоставлений, антонимов в стихотворении?
(Мир состоит из противоречий, из борьбы этих противоречий. Пилигримов эта жизнь уже не привлекает, они проходят мимо нее.)
9. Как автор изображает пространство и время в следующих строках:
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
(Пространство и время безгранично, вечно).
10. Каково отношение лирического героя к Богу?
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
(От того, что человек верит в себя или в Бога, мир не меняется.)
11. Внимательно прочитаем заключительную часть стихотворения.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Слова …И, значит,.. подчеркивают, что дальше подводится итог всему сказанному. Жизнь прошла мимо или пилигримы прошли мимо жизни, остались только иллюзия – мечты людей, дорога – жизненный путь человечества, закаты – ночь, рассветы – день, земля – место обитания. Одни люди – солдаты – живут только для того, чтобы удобрить землю своим прахом, другие – поэты – для того, чтобы ее воспевать.
12. Обратимся к эпиграфу стихотворения:
Мои мечты и чувства в сотый раз
идут к тебе дорогой пилигримов.
В. Шекспир
– Как эпиграф раскрывает художественный замысел автора?
(С помощью образа пилигримов лирический герой хочет передать свои чувства к любимой женщине).
– Конкретизируем тему и идею стихотворения.
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения И.А. Бродского “Пилигримы”.