Цель:
- расширить представления о творчестве Л.Н. Толстого, Л. Бетховена;
- показать роль музыки в жизни Толстого;
- дать ученикам целостное представления о мире, научить видеть явления в их глубинной взаимосвязи, понять логику процессов, связанных с существованием человеческого общества
- выявление восприятия текста, учить анализировать прочитанное;
- формировать единство в восприятии предметов гуманитарного цикла
Оборудование:
Рояль, фонохрестоматия, портреты Л.В.Толстого, Л. Бетховена, плакат с высказыванием Брехта, плакат с высказыванием Толстого, выставка произведений Толстого, партитура 9 симфонии Бетховена, распечатка фрагментов дневника Толстого, учебники литературы.
Ход урока
1. Орг.момент.
Учитель литературы: Добрый день, дорогие друзья!
Учитель музыки: Нам очень приятно видеть всех вас на нашей встрече.
Встрече с искусством.
2. Слово учителя.
Учитель литературы: В современном мире,нет пожалуй, человека, так или иначе не причастного к искусству.
А что мы понимаем под словом " искусство"?. Можем ли мы представить нашу жизнь без искусства?(ответы детей)
Учитель музыки: Однажды немецкий драматург и режиссер Бертольд Брехт сказал: "Все виды искусства служат главному искусству - искусству жить на Земле".
- Как вы думаете, что означают эти слова?
(В процессе рассуждений подвести детей к осознанию того, что искусство и есть сама жизнь и что жить надо тоже учиться).
Учитель литературы: "Искусство, по словам Л.Н.Толстого, заставляет с большим пониманием относиться к чужой боли и радости, и в этом оно человечно!" Л.Н.Толстой
Пожалуй, нет ни одного человека в России, да и во всем мире, не знающего этого имени.
Л.Н.Толстой - один из самых известных и популярных в мире русским писателей, более того, многие считали и считают его подлинным учителем жизни. Мы не будем сегодня подробно прослеживать весь жизненный путь писателя, знакомиться с его творчеством. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о роли музыки в творчестве Толстого.
Что же мы с вами знаем о нем?
(Сообщение подготовленного ученика)
Толстой ( граф Лев Николаевич) - знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы ХIХ в.славы.
Родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
Л.Н.Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать, чуть позже - отец. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из сестер отца, ставшая их опекуншей.
Толстой особенно страстно интересовался музыкой, он недурно играл на рояле и очень любил музыку классических композиторов.
(работа с учебником, чтение статьи о Л.Н. Толстом)
Учитель литературы: В истории русской литературы не найти, пожалуй, писателя, на жизнь и творчество которого музыка оказала бы столь заметное влияние как на Толстого. Л.Н.Толстой считал музыку "высшим в мире искусством".
Может быть, поэтому музыка не является оторванной от произведений Л.Толстого, она становится составной художественного образа, поступков его героев. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о роли музыки в творчестве Толстого.
Любовь к музыке не могла не повлиять на его литературное творчество.
Исполнению классической музыки в произведениях Толстого посвящено много страниц. Они свидетельствуют о глубоком понимании музыки. Уже первое произведение Толстого "Детство" содержит важный отрывок, посвященный музыке. Но в окончательном тексте этот музыкальный эпизод сильно сжат и видоизменен. А в одном из вариантов главы, с которой мы с вами познакомимся, он представлен полностью. Это первое издание сочинений Толстого под реакцией Бирюкова, вышедшее в 1914г.
Учитель музыки: Сядем так, чтобы было удобно.
Вслушаемся и попытаемся прочувствовать созвучие слова Толстого и музыки известного композитора.
3. Чтение фрагмента дневника, впоследствии вошедшего с небольшими изменениями в повесть "Детство". Звучит I часть "Патетической" сонаты в сокращении. Исполняет концертмейстер.
4. Выявление восприятия музыкальной композиции.
Учитель музыки: Какие ощущения появились у вас, ребята, от услышанной композиции?
(в ответах детей выделить ощущение беспокойства, стремительности, чувство тревоги).
Что послужило причиной смены вашего настроения? (тяжелая поступить аккордов, активная "окрыленность" мелодия, минорный лад, темные краски)
Музыку какого композитора описал Толстой в своем произведении? (Людвига Бетховена)
Учитель литературы: И вновь вы правы. Именно его музыка чаще всего звучит в произведениях Толстого. По силе страсти и мощи переживания Толстому - писателю более близок Бетховен, чем какой- либо другой композитор.
Почему же музыка именно Бетховена более всех созвучна слову Толстому?
Ответы детей:
У них много общего. Бетховен тоже рано потерял мать, а отца было мало проку, он пил, часто бил сына, заставляя заниматься. Друзья отца были учителями, поэтому занятия проходили спонтанно, с 11 лет Бетховен был вынужден работать, чтобы прокормить младших братьев и сестер, а в 14 совсем ушел из дома. Сам зарабатывал на жизнь, на обучение. Денег хватило только на то, чтобы закончить один курс университета. И, наконец, страшный недуг - глухота. Глухой композитор. Чтобы понять всю глубину трагедии достаточно представить слепого художника. Но Бетховен не сдавался. Он самостоятельно изучает итальянский, французский и даже латынь, чтобы читать труды великих философов древности в подлиннике. Люди, знавшие его, поражались уровню его образованности.
Учитель музыки: И мало кто задумывался о том, что все это Бетховен имел исключительно благодаря своему упорству и труду. Может быть потому нам было не уютно в его музыке, что она не давала нам отдохнуть, а все время звала к новому, вперед к развитию?
А что же Лев Николаевич?
5. Работа с текстом. Учитель литературы: Будучи студентом Казанского университета, Л. Толстой увлекается идеей нравственного возрождения человека. Сам начинает анализировать отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Толстой изучал человека в самом себе.
Пример душевного труда -дневники писателя, составившие 13 томов его творческого наследия.
Что такое дневник?
(ответы детей)
Учитель литературы: В дневнике Л. Толстой записывал не только то, что произошло с ним, но и свои мысли, переживания, сомнения, фиксировал свои недостатки, "преступления правил"
Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание, наблюдение за самим собой, стремление понять себя. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852) "Отрочество"(1852-1854) "Юность"(1855-1857), которая была задумана, как роман-эпопея развития человеческого характера, главная в этой трилогии- становление характера человека, "диалектика души", проследить в мельчайших подробностях движения души, ее изменения. Одной из задушевных мыслях Толстого -мысль о громадных возможностях человека, рожденного на земле для постоянного преображения и нравственного совершенствования. В стремлении стать человеком он научился понимать себя и других. В этом ему помогала музыка, размышления о которой мы находим в его дневниках.
Обратимся к записи в дневнике последних лет его жизни.
"Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание, того, чтобы все, как можно больше людей участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства:переноситься в других, хочется чувствовать через других."
драматизм чувства Бетховена был слишком знаком писателю по его собственному каждодневному творчеству, к тому же Толстой не слушать, как и писать вполсилы.
Толстому хочется, чтобы его слово было прочувствовано, как мы чувствуем музыку, чтобы о его героях не просто прочитали и что-то восприняли как обычную информацию, а действительно ощутили переживания героев, переживания Толстого всем сердцем и душой. Размышления Толстого о совершенствовании своего литературного языка мы находим в его дневнике.
Учитель музыки: 20-летний Толстой составляет план изучения наук, где есть такой пункт:"достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи" Обратите внимание - не научиться играть на фортепиано и рисовать, а достигнуть совершенства! Возможно планка достигнуть совершенства в литературе была достигнута благодаря этим занятиям?
Учитель литературы: "В последний раз много думал во время игры, а именно: определял всякую вещь известным чувством, настроением, перенося ее в область словесного искусства. Как бы так художественно писать?"- читаем у Толстого в дневнике.
Вслушаемся еще раз в музыку Бетховена и попытаемся подобрать емкое слово, которое поможет точно передать ваше ощущение и переживание.
Повторное слушание "Патетической сонаты".
(Ответы детей)
Учитель литературы: Легко ли вам подобрать слова, которые могут точно передать ваши чувства, ощущения и переживания?
Толстой оттачивал свое словесное мастерство также скрупулезно, шаг за шагом, как бы совершенствовал себя как личность, учился искусству жить на земле.
Учитель музыки: Вот, ребята, оказывается жить надо тоже учиться. Что же мы, учащиеся 6 класса, можем сделать сейчас для себя, чтобы заложить фундамент, основу своей будущей взрослой жизни?
Примерные ответы детей:
(Учиться многому и разному, чтобы жизнь стала интересней, чтобы можно было умело и открыто смотреть людям в глаза, Приучить себя не пасовать перед трудностями, а с упорством искать выходы из самых разных ситуаций. Учиться жить полной, яркой, интересной жизнью так же , как Толстой и Бетховен, воспитывать себя как личность, заниматься совершенствованием. В этом нам поможет искусство, потому что оно человечно.)
Учитель музыки: Вернемся к словам Толстого:
"Искусство, по словам Л.Н.Толстого, заставляет с большим пониманием относиться к чужой боли и радости, и в этом оно человечно!" А если оно человечно, значит оно вечно.
Учитель литературы: Это понимали и Бетховен и Толстой, поэтому и ставили целью своей жизни самосовершенствование, об этом они размышляли, и стремились научить на искусству жить на земле.
И не удивительно, что оба титана пришли к одному и тому же выводу. Прочитаем последнюю запись в дневнике Толстого о музыке. Смысл искусства в том, чтобы "соединить в одном чувстве всех людей"
Учитель музыки: В каком произведении Бетховен ставит точку в своих размышлениях о цели искусства?
(В последней 9 симфонии есть текст, хотя обычно симфония-это произведение только для симфонического оркестра.) И исполним мы ее на родных языках двух величайших гениев, титанов искусства, языках Толстого и Бетховена.
6. Исполнение музыкального произведения. Хор класса.
Радость. пламя неземное.
Райский дух, слетевший к нам,
Мы, плененные тобою,
Все вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилий
Всех разрозненных враждой.
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди-братья меж собой.
7. Итог урока.
Учитель музыки : Огромное спасибо за урок. За урок искусства, урок жизни, данный нам сегодня двумя мыслителями. Мы надеемся, что наша встреча с искусством не будет последней. На уроках музыки мы еще не раз убедимся в преобразующей силе этого вида искусства.
Учитель литературы : На уроках литературы мы еще не раз ощутим силу не только слова Толстого, но и других замечательных писателей. К следующему уроку прочитать 1 главу повести "Отрочество".