Литература
-
Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "Барсучий нос", УМК "Гармония" 2009
На данном уроке учащиеся знакомятся с новым рассказом К.Г. Паустовского. Цели урока – продолжить учить ребят работать с текстом; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". 9-й класс 2009
Урок внеклассного чтения всегда интересен учащимся. Текст повести ребята читают с удовольствием, запоминают легко, с большим увлечением обсуждают. На этом уроке впервые заходит разговор о теме военного детства, сиротства, депортации народов. Повесть актуальна, так как учит терпимости пониманию.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Страницы мятежной жизни" 2009
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева.
-
Рабочая программа элективного курса по литературе для учащихся 10–11-х классов "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" 2009
В основу рабочей программы "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в отобранных художественных текстах. Процесс обучения переориентирован с помощью системы педагогических средств на поддержку "смысловой стороны читательской деятельности" в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса.
-
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Данная игра построена по принципу популярной игры "За семью печатями", идущей на телеканале "Культура". Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора.
-
Сценарий постановки "Пока я дышу, надеюсь…" (интерпретация по пьесе М.Горького "На дне") 2009
Представляя постановку пьесы Горького в виде авторской интерпретации, мы не только знакомимся с произведением в сжатом виде, не искажая, однако, горьковский текст, но и решаем психологические задачи: воспитание в подростках толерантности, терпимости, доброты, милосердия к людям, стремление противостоять моральному нигилизму.
-
Комплексно-целевая программа литературно-патриотического воспитания "Сын земли алтайской" 2009
2009 год в Алтайском крае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В статье представлена комплексно-целевая программа «Сын земли алтайской», призванная решить ряд важных проблем литературного образования и воспитания.
-
Коллективные методы обучения на уроках литературы 2009
Коллективные методы обучения литературе помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором появляется возможность обучения детей без принуждения, без двоек. Работа учащихся в группах и парах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. При такой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности.
-
Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов 2009
Основная идея технологии проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Метод проектов широко внедряется во внеурочной деятельности в современной школе, но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке.
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным" 2009
Данный урок знакомит детей с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, развивает и совершенствует навык чтения по ролям, пересказа, выразительного чтения. Учит сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, настроение и чувства. Совершенствует библиографические навыки, развивает читательский интерес.
-
"Пусть муки творчества станут радостью…" 2009
Поэзия всегда была высшей ценностью человеческого духа. Стать настоящим поэтом трудно, а вот попробовать свои силы могут многие. Ведь это занятие доставляет удовольствие. Кто захочет, будет и дальше совершенствовать свои знания и умения в этом жанре, освоит элементарные правила стихосложения.
-
Урок по литературе на тему "Жизненный и творческий путь Бориса Пастернака. Художественный мир поэта" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением поэта, сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя.
-
Урок литературы в 6-м классе "Этические нормы взаимоотношений по рассказу М.М. Зощенко "Золотые слова" 2009
Урок помогает решить важные психологические проблемы в мире взаимоотношений взрослых и детей, понять необходимость существования этических норм в процессе общения, пробудить желание размышлять о культуре поведения человека в обществе. Этап закрепления представлен в стихотворной форме. Зарифмованная физкультурная минутка является неотъемлемой частью урока.
-
Урок литературы в 6-м классе. В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского" 2009
На уроке раскрываются духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского". Учащиеся определяют авторскую позицию, учатся анализировать художественное произведение и работают над культурой речи.
-
Контраст в новеллах В.Я. Брюсова 2009
Проблема контраста в прозе В.Брюсова связана с установкой литературы эпохи рубежа XIX-XX веков на реформирование, выводит к вопросам более глобальным: как осуществляется переход к новому искусству, в каких формах, что наработано предшествовавшими поколениями художников слова, а что, напротив, нетрадиционно.
-
Урок литературы в 5-м классе "Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Большое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся: краткий пересказ текста, чтение наизусть отрывков из рассказа, сочинение-миниатюра. На уроке работает справочное бюро: учащиеся, используя толковые словари, объясняют значение непонятных слов. Звучит запись с пением птиц, что делает урок живым и эмоциональным.
-
Урок литературы в 11-м классе. Драма А.Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" 2009
Происходит знакомство с последней пьесой А.Вампилова, основанной на жизненном материале сибирской глубинки. Здесь показаны судьбы героев, у которых все переплелось и затянулось тугим узлом. В данной разработке урока использована технология критического мышления.
-
Виктор Астафьев и его рассказ «Людочка» (цикл уроков рассчитан на 3 часа в 10–11-х классах) 2009
На уроке учащиеся продолжают знакомство с писателем В.Астафьевым, обращаясь к его биографии и прочитанным произведениям. Урок раскрывает нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя, формирует активную жизненную позицию у старшеклассников.
-
Урок литературы в 8-м классе «Герои–романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"» 2009
Урок художественного восприятия, на котором формируется понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; развивается умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания; воспитываются нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.
-
Разработка открытого урока в 5-м классе "Анекдоты. Сказка-анекдот" на примере текстов фольклора Омского Прииртышья 2009
Урок знакомит учащихся с лучшими произведениями фольклора жителей Омского Прииртышья. Вызывает интерес к изучению малых форм фольклора, воспитывает гордость за талантливость прииртышского народа, который сумел создать и сохранить культуру Омского края.
-
Урок литературы в 11-м классе "Нельзя предавать отцов…". (По произведениям Б.Васильева "Завтра была война" и Ф.Абрамова "Поездка в прошлое") 2009
На уроке рассматривается проблема сыновнего предательства и выявляется авторское отношение к ней; совершенствуются умения анализировать текст, сопоставлять эпизоды, связывать художественное воплощение темы с историческим развитием России.
-
Урок внеклассного чтения. "Героические былины". 7-й класс 2009
Войти в мир былин, попытаться вглядеться в него, в этот мир, отдаленный от нас веками, вслушаться в музыку древней русской речи - главная цель данного урока. Через века пронесли наши предки историческую память о славных подвигах могучих богатырей. Былины, представленные на уроке внеклассного чтения, помогают семиклассникам расширить представление о русском героическом эпосе.
-
Лингвистическая игра для учащихся 8-х классов 2009
Данная лингвистическая игра разработана для учащихся 8-х классов и направлена на то, чтобы в игровой форме повторить изученный материал по русскому языку, литературе и риторике. Игра способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
-
Урок–мастерская "Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо» 2009
Урок построен в форме мастерской, поэтому будет интересен не только начинающим работу молодым специалистам, но и давно работающим коллегам. Урок интересен и выбором текста: рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо". Новейшая литература мало представлена в методических пособиях. Урок с одинаковым успехом можно проводить как в среднем звене, так и в старшем.
-
Урок литературного чтения. 2-й класс. «Чародейкою зимою…» 2009
Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
-
Интегрированные уроки-исследования (литература+иностранный язык) 2009
Интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой, являются одной из форм обобщения знаний. В данном материале представлены уроки на основе межпредметной интеграции. По типу – урок-исследование, когда создается проблемная ситуация, которую учащиеся решают, осуществляя межпредметные связи.
-
Заключительный урок по творчеству В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс) 2009
Данный урок позволяет создать условия для формирования гражданской позиции учащихся через творчество В.Шаламова. Развиваются умения самостоятельного анализа художественного текста и навыки критического осмысления поступков героев. На занятии-исследовании осуществляется сотрудничество и сотворчество учителя с учениками, повышается гражданская мотивация деятельности.
-
Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ 2009
Статья с презентацией представляет собой попытку обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
-
"В театре Николая Васильевича Гоголя" (по комедии «Ревизор») 2009
Целью урока является знакомство учащихся с творчеством и сценической историей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; раскрытие идейного замысла комедии; знакомство с театральными терминами.