Литература
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным" 2009
Данный урок знакомит детей с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, развивает и совершенствует навык чтения по ролям, пересказа, выразительного чтения. Учит сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, настроение и чувства. Совершенствует библиографические навыки, развивает читательский интерес.
-
"Пусть муки творчества станут радостью…" 2009
Поэзия всегда была высшей ценностью человеческого духа. Стать настоящим поэтом трудно, а вот попробовать свои силы могут многие. Ведь это занятие доставляет удовольствие. Кто захочет, будет и дальше совершенствовать свои знания и умения в этом жанре, освоит элементарные правила стихосложения.
-
Урок по литературе на тему "Жизненный и творческий путь Бориса Пастернака. Художественный мир поэта" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением поэта, сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя.
-
Урок литературы в 6-м классе "Этические нормы взаимоотношений по рассказу М.М. Зощенко "Золотые слова" 2009
Урок помогает решить важные психологические проблемы в мире взаимоотношений взрослых и детей, понять необходимость существования этических норм в процессе общения, пробудить желание размышлять о культуре поведения человека в обществе. Этап закрепления представлен в стихотворной форме. Зарифмованная физкультурная минутка является неотъемлемой частью урока.
-
Урок литературы в 6-м классе. В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского" 2009
На уроке раскрываются духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского". Учащиеся определяют авторскую позицию, учатся анализировать художественное произведение и работают над культурой речи.
-
Контраст в новеллах В.Я. Брюсова 2009
Проблема контраста в прозе В.Брюсова связана с установкой литературы эпохи рубежа XIX-XX веков на реформирование, выводит к вопросам более глобальным: как осуществляется переход к новому искусству, в каких формах, что наработано предшествовавшими поколениями художников слова, а что, напротив, нетрадиционно.
-
Урок литературы в 5-м классе "Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Большое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся: краткий пересказ текста, чтение наизусть отрывков из рассказа, сочинение-миниатюра. На уроке работает справочное бюро: учащиеся, используя толковые словари, объясняют значение непонятных слов. Звучит запись с пением птиц, что делает урок живым и эмоциональным.
-
Урок литературы в 11-м классе. Драма А.Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" 2009
Происходит знакомство с последней пьесой А.Вампилова, основанной на жизненном материале сибирской глубинки. Здесь показаны судьбы героев, у которых все переплелось и затянулось тугим узлом. В данной разработке урока использована технология критического мышления.
-
Виктор Астафьев и его рассказ «Людочка» (цикл уроков рассчитан на 3 часа в 10–11-х классах) 2009
На уроке учащиеся продолжают знакомство с писателем В.Астафьевым, обращаясь к его биографии и прочитанным произведениям. Урок раскрывает нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя, формирует активную жизненную позицию у старшеклассников.
-
Урок литературы в 8-м классе «Герои–романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"» 2009
Урок художественного восприятия, на котором формируется понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; развивается умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания; воспитываются нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.
-
Разработка открытого урока в 5-м классе "Анекдоты. Сказка-анекдот" на примере текстов фольклора Омского Прииртышья 2009
Урок знакомит учащихся с лучшими произведениями фольклора жителей Омского Прииртышья. Вызывает интерес к изучению малых форм фольклора, воспитывает гордость за талантливость прииртышского народа, который сумел создать и сохранить культуру Омского края.
-
Урок литературы в 11-м классе "Нельзя предавать отцов…". (По произведениям Б.Васильева "Завтра была война" и Ф.Абрамова "Поездка в прошлое") 2009
На уроке рассматривается проблема сыновнего предательства и выявляется авторское отношение к ней; совершенствуются умения анализировать текст, сопоставлять эпизоды, связывать художественное воплощение темы с историческим развитием России.
-
Урок внеклассного чтения. "Героические былины". 7-й класс 2009
Войти в мир былин, попытаться вглядеться в него, в этот мир, отдаленный от нас веками, вслушаться в музыку древней русской речи - главная цель данного урока. Через века пронесли наши предки историческую память о славных подвигах могучих богатырей. Былины, представленные на уроке внеклассного чтения, помогают семиклассникам расширить представление о русском героическом эпосе.
-
Лингвистическая игра для учащихся 8-х классов 2009
Данная лингвистическая игра разработана для учащихся 8-х классов и направлена на то, чтобы в игровой форме повторить изученный материал по русскому языку, литературе и риторике. Игра способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
-
Урок–мастерская "Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо» 2009
Урок построен в форме мастерской, поэтому будет интересен не только начинающим работу молодым специалистам, но и давно работающим коллегам. Урок интересен и выбором текста: рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо". Новейшая литература мало представлена в методических пособиях. Урок с одинаковым успехом можно проводить как в среднем звене, так и в старшем.
-
Урок литературного чтения. 2-й класс. «Чародейкою зимою…» 2009
Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
-
Интегрированные уроки-исследования (литература+иностранный язык) 2009
Интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой, являются одной из форм обобщения знаний. В данном материале представлены уроки на основе межпредметной интеграции. По типу – урок-исследование, когда создается проблемная ситуация, которую учащиеся решают, осуществляя межпредметные связи.
-
Заключительный урок по творчеству В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс) 2009
Данный урок позволяет создать условия для формирования гражданской позиции учащихся через творчество В.Шаламова. Развиваются умения самостоятельного анализа художественного текста и навыки критического осмысления поступков героев. На занятии-исследовании осуществляется сотрудничество и сотворчество учителя с учениками, повышается гражданская мотивация деятельности.
-
Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ 2009
Статья с презентацией представляет собой попытку обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
-
"В театре Николая Васильевича Гоголя" (по комедии «Ревизор») 2009
Целью урока является знакомство учащихся с творчеством и сценической историей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; раскрытие идейного замысла комедии; знакомство с театральными терминами.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Вечер сказок А.С. Пушкина" 2009
Внеклассное мероприятие посвящено 210-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, способствует пробуждению интереса к изучению творчества любимого поэта, воспитанию любознательных, внимательных читателей, формированию и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
-
Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России" 2009
Урок представлен с целью рассмотреть применение активных методов обучения и их влияние на развитие умений и способностей учащихся, а также показать связь между географией и литературой.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие (английский язык + литература) "В.Шекспир – «Бессмертный поэт природы»" 2009
Традиционно литература входит в круг предметов, наиболее близких к иностранному языку. Одновременно с приобретением эстетического опыта на родном языке в сознание учащихся поступают сведения на иностранном языке о конкретных явлениях культуры стран изучаемого языка.
-
Урок литературного чтения в 8-м классе на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений") 2009
Урок литературы в 8-м классе с целью выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, их взаимосвязь с современностью.
-
Игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н. Толстого "После бала" 2009
Игра проводится после изучения творчества Л.Н. Толстого и его рассказа "После бала"(8-й класс). В течение уроков выбираются отличившиеся ученики (из разных классов), которые и участвуют в игре. Игра проводится по правилам игры "Умники и умницы". В оформлении зала используются творческие работы ребят (иллюстрации, рисунки героев рассказа), газеты, фото, высказывания о писателе.
-
Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы" 2009
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
-
Урок литературы в 5-м классе "Связь веков. Стихи, посвященные великому поэту" 2009
На уроке идет повторение изученного по творчеству А.С. Пушкина, воспитание интереса учащихся к чтению и любви к нашим отечественным ценностям, гордости за наше духовное наследие.
-
Праздник–конференция по литературе в 11-м классе "Поэзия подвига" 2009
В ходе урока ученики познакомились с ролью поэзии в военные и послевоенные годы, узнали, что уже в первые дни войны была создана песня-символ "Священная война". Исследователи рассказали об истории создания песен В.Высоцкого. В заключение сделан обзор современной литературы на военную тему.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане" 2009
Ребята любят поэзию стихийно, неосознанно, ничего не зная о ней, не умея ее понимать, только чувствуя. Призвание учителя - совершенствовать восприимчивость к поэзии, учить ее понимать, развивать художественный вкус. Данный урок - попытка, один из возможных вариантов разговора учителя с учеником о Поэте.