Тема: «Природа родного края в стихотворениях Матрены Платоновны Смирновой».
Проблема: Как стать добрым, отзывчивым, понимающим, как сделать свою жизнь нужной обществу, какую роль в становлении человека играет его духовный мир?
Цель: Формирование творческого мастерства, создание условий для творческой самореализации личности.
Задачи:
1. Углубление знаний учащихся о творчестве поэтессы М. П. Смирновой.
2. Развитие интереса выразительного чтения стихотворений.
3. Воспитание у учащихся любви к родному краю, к поэтам-землякам.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, гости дорогие!
Эрудированные, непростые!
Мы ценим вас и уважаем,
В творческую мастерскую приглашаем!
Слово дежурному.
Сегодня среда, 14 января.
У среды своя задача,
Свой особенный расчет.
Кто познал, тому удача,
Остальным – наоборот.
В классе 12 человек, присутствуют все, дежурный по классу …
II. Опрос домашнего задания
Учитель: Из обзорной экскурсии в краеведческий музей города Городище, проведенной накануне, начнем урок. Из рассказа экскурсовода вы много узнали о нашем крае, в частности, о жизнедеятельности поэтессы-землячки М. П. Смирновой.
Постарайтесь представить ваше творческое домашнее задание в оригинале.
Вам нужно было высказать свое мнение об экскурсии в стихах:
1) Я в музеях страны не бывал,
Но случилось мне съездить в музей в Городище.
С интересной экскурсии много познал,
А теперь захотелось еще побывать мне в столице. (Ваня С.)2) Своему учителю я очень благодарна,
Что свозила 5 класс наш в краеведческий музей.
Та экскурсия уж очень мне отрадна,
Так как встретила литературных я друзей. (Настя Г.)3) С замечательной этой экскурсии
Интересного много я взял.
Ну, а после, мы ждали дискуссии.
Как прошла, я стихи сочинял. (Андрей Б.)4) Слов немало сказалось о крае родном.
О Матрене Смирновой узнала я много.
Как жила она с внуками в доме родном,
Мал он был, но не нужно ей было иного. (Марина Р.)5) Мне экскурсия очень понравилась,
И желание – съездить еще.
Я сегодня же в Русский Ишим бы отправилась,
В том музее хотелось увидеть бы все. (Елена С.)6) В музее краеведческом понравилось мне очень.
Особенно крестьянская изба и красный угол в ней.
Когда-то выстроил то зданье зодчий,
Теперь хранится память тех далеких дней. (Алексей Б.)
III. Объяснение нового материала
Учитель: Богатый и содержательный материал экскурсии помог нам углубить знания о творчестве поэтессы-землячки. О нелегкой ее жизни и творческой деятельности дополнит информацию Самсонова Елена.
(На мультимедийном экране высвечивается портрет поэтессы, фотографии из семейного альбома М. Смирновой.)
Талантливая русская поэтесса Матрена Платоновна Смирнова прожила нелегкую жизнь: после гибели мужа на фронте, оставшись вдовой, она не вышла замуж, а выводила в люди сыновей, затем внуков.
Родилась М. П. Смирнова в 1913 г. в селе Русский Ишим, Городищенского района, Пензенской области. Она прожила почти 69 лет. Образование у нее было скромное: окончить ей удалось всего три класса начальной школы и 2-х месячные учительские курсы. Она стала учительницей в 17 лет и проработала в школе 3 года. Замуж она вышла за директора школы А. А. Смирнова, преподавателя математики. Матрена Смирнова очень полюбила книги. Читала их в любую свободную минуту. Стихи она начала писать с юных лет. Писала пьесы, рассказы.
Творчество Матрены Смирновой дорого читателям искренностью чувств, любовью к людям, родной земле, ее природе. Лучшие строки поэтесса посвятила неповторимой красоте присурского края. Больше 30-ти стихотворений, в том числе «Край мой ласковый», «Звездочка», «Пройдись по Пензенскому краю», «Милая роща», стали песнями.
У Матрены Смирновой вышло более десятка книг еще при жизни.
Родители Матрены: мать Пелагея Ивановна Ховрина (1891–1987 г.), отец Платон Васильевич Ховрин (1891–1975 г.). В семье Платона Васильевича Ховрина Матрена была второй из четверых
детей.
Природа одарила Матрену талантами писателя, художника, дала красивую внешность. Она хорошо вышивала, шила, у нее был красивый, сильный голос, иссиня-черные волосы, серо-голубые глаза, соболиные черные брови, правильные черты лица. У Матрены Смирновой было два сына: Валентин и Юрий. Их отца забрали на фронт, там он и погиб.
Прошла война. В 1964 г. М. П.Смирнову приняли в Союз писателей СССР. Ее приглашали и в Москву, и на Кавказ на постоянное место жительства, но она в Москву не стремилась. Она любила свое село.
Трагически закончилась жизнь замечательной поэтессы, но мы все ее очень любим за замечательные стихи, которые она нам подарила.
Учитель: В ее стихах звучит любовь к родному краю, описывается красота родных полей, ширь луговых просторов.
(Во время чтения стихотворений, на мультимедийном экране представляются рисунки учащихся о природе родного края.)
Давайте вспомним ее стихотворения и выразительно прочтем их наизусть.
1. «Я люблю поля родные»
Я люблю поля родные,
Речки светлую струю.
Славят дубы вековые
Землю русскую свою.В небо синее влюблены,
К мелкой зависти кустов
Поднимают к солнцу кроны
Эти рыцари лесов.Я люблю поля родные
В переливах желтой ржи.
Незабудки голубые
Притаились у межи.2. «Ишим»
Вот стою я на пригорке.
За спиной лесок шумит.
Предо мной, как на ладонке,
Все село мое лежит.
Избы в зелени белеют,
Приодел их тес, обшил.
С каждым годом все новее
Ты становишься, Ишим.
Сбросил старую солому
Со своих покатых крыш
И теперь по - молодому
Из-под шифера глядишь.
Как веселые подружки
Со смешиночкой в глазах,
Смотрят окна друг на дружку,
В деревянных кружевах.
Весь Ишим охвачен стройкой,
К жизни радостной спешит.
Пойте пилы, звонче пойте,
Обновляйте наш Ишим!
Чтобы с трассы все шоферы
Любоваться им могли,
Об Ишиме разговоры
До самой Москвы вели.3. «Рябинка»
Вьется горная тропинка
Полем, озимью, леском.
Машет тонкая рябинка
Заревым своим платком.Тихо солнце льет в долины
Свой осенний мягкий свет.
Мы любуемся рябиной –
Нам по сердцу красный цвет…4. ***
Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…Пройдись июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.Лесов тенистая прохлада,
Ручьи, как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза…
Физкультминутка
Я на край этот нежный с любовью взгляну.
Встану, к солнцу руки свои протяну.
Словно древо то вправо, то влево я их наклоню.
Покачав ими, сяду, потом опущу.
Учитель: Мы знаем, что многие ее стихотворения положены на музыку, а музыку написали композиторы Москвы, Свердловска, Керчи, Саратова, Пензы. Это такие, как Октябрь Гришин, Борис Трубин, Екатерина Медянцева и другие.
Послушайте одно из стихотворений М. П. Смирновой, положенное на музыку О. Гришиным.
Звучит песня «Милая роща». У каждого ученика текст песни. На мультимедийном экране высвечивается роща, и слышатся голоса птиц.
Делается краткий анализ стихотворения.
1. О чем говорится в стихотворении?
2. Почему автор называет ее милой?
3. Как давно автор знаком с рощей? (Найдите строки в тексте.)
4. Что связывает поэтессу с этим местом?
5. Прочувствовали ли душевное состояние поэтессы?
Как это отражается на природе родного края?
IV.
Учитель: Многие и сейчас идут по творческому пути, каким шла М. П.Смирнова.
Это наш земляк Сухов В. В., Нестерова Н. П., В. Салтанов, внучка М. П. Смирновой - Смирнова-Трубина.
Многие молодые писатели, начинающие свой творческий путь, воспели природу нашего края, его красоту. (Выставка книг.)
И среди учащихся нашей школы есть свои творческие личности, которые принимают участие в школьных, районных и областных конкурсах.
Это ученица 9-го класса – Пучкова Марина, ученик 8-го класса – Сергунин Дмитрий, ученики 7-го класса: Бикетов Андрей, Родионова Марина, Демидова Екатерина, Григорова Анастасия. (Приложение 1)
(Вашему вниманию представляем дебют, возможно, будущей поэтессы Родионовой Марины – рисунки, работы из природного материала, коллажи на стекле и цикл стихотворений собственного сочинения).
Послушайте ее стихотворение о родном крае «Родина». (Чтение наизусть.)
Вывод
На мультимедийном экране высвечивается кроссворд, закрепляющий знания учащихся о Пензенском крае.
1) Собирательница народных сказок нашего края. Назовите фамилию сказочницы.
2) Фамилия замечательного русского поэта, жившего и прославившего его.
3) Районный центр нашего края.
4) Имя императрицы, указом которой в 1780 году город получил свое название – Городище.
5) Фамилия родителей М. П. Смирновой.
6) Река, протекающая в городе Городище.
7) Название храма, который расположен в центре города Городище.
8) Известный писатель – баснописец из Кузнецкого района.
Учитель: Матрена Платоновна Смирнова осталась в памяти людей как творческая личность. Итогом сегодняшнего урока, посвященного ее творчеству, представляется стихотворение собственного сочинения «Воспеть хочу я творческих людей» Меняфовой Н.К. - учителя русского языка и литературы. Пусть эти строки прозвучат в память о ее творческой деятельности.
(Чтение стихотворения учителем.)
«Воспеть хочу я творческих людей»
Кто в шахматы играть умеет, кто в лото,
Поэт же нить таланта выпускает.
Кто создал стих, спасибо им за то,
Еще спасибо тем, кто их читает.Воспеть хочу я творческих людей
Неутомимо пылких, одаренных.
Накал их новизны в стихах, страстей
И чувств мечтаний окрыленных.Тернисты и нелегки их пути.
То в гору лезут, то падут с гранита.
У края бездны сам, но хочется спасти
Того, чья жизнь до дна испита.Дерзай, бери от жизни жар.
Он был судьбой к рождению подвязан
Мыслителю, поэту в дар
За труд, нести который он обязан.
V. Обобщение
Удивительной и уникальной личностью была Матрена Платоновна Смирнова. Она оставила нам большое наследство – свои стихотворения, которые воспитывают любовь к родному краю, к поэтам – землякам, учат жить так, как жила Матрена Платоновна.
Заочная экскурсия в музей с. Русский Ишим - альбом. (Приложение 2)
Мир прекрасен и широк,
А для сердца все же,
Милый русский уголок,
Нет тебя дороже.
VI. Рефлексия
Отразите ваши эмоции, полученные от урока в рисунках.
VII. Оценки за урок
VIII. Домашнее задание (творческое)
Сочинить стихотворения о родном крае или написать сочинение на тему: «Край мой Пензенский, родной», отразив проблему, затронутую в ходе урока.