Цели проведения:
- Урок поэзии - "живого слова" - живущего и пишущего в г. Рубцовск поэта И.Ф.Селюкова.
- Учиться узнавать: слияние образа и смысла, "поэтичность" написания, метафоричность, выход за рамки однозначности - развивать образное мышление.
- Через включение игровых пауз учиться придумывать рифму, собирать "рассыпавшиеся" стихи, задавать вопросы, сочинять стихи на заданную рифму - развивать творчество.
- Учиться любви к малой родине через знакомство с личностью и творчеством местного поэта.
Эпиграф:
Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.
И.Ф.Селюков
I этап - подготовительный
- Создание инициативной группы по подготовке гостиной (из коллег, друзей и учащихся).
- Знакомство с творчеством поэта и им самим,
определение темы, содержания, идеи творческой
встречи:
- личная встреча
- чтение книг (на уроках - "пятиминутки" поэзии - и после уроков)
- просмотр - отбор видеоматериалов и аудиозаписей
- и т. д.
- Видеосъёмка, монтаж видеосюжета о поэте, создание мультимедийной презентации <Приложение 13. > (по возможности).
- Подготовка афиши, приглашений (приемлем компьютерный вариант - возможен конкурс на самое оригинальное).
- Организовать сбор материала (фотографий, книг, публикаций о поэте, его хобби и т. п.).
- Определить место, дату, время проведения гостиной.
- Подготовить сценарий.
- Подобрать музыкальное оформление и подготовить учащегося, ответственного за озвучивание.
- Подготовить оформление помещения (в стиле
литературного кафе, например):
- вынести столы, расставить стулья необычным способом
- освещение (настольная лампа, свечи и т. п.)
- установить видеоаппаратуру, магнитофон, чтобы всем было видно и слышно
- оформить доску
1, 2. Литературная гостиная.
3. "В свою страну зову я вас:".
4. Эпиграф.
5. Рифмы для игры "Буриме", "рассыпавшиеся" стихи.
6. Плакат "Путешествие к Пегасу".
10. Составить списки приглашённых, провести консультации с ними.
11. Подготовить книги поэта для выставки.
12. Доставить гостей (договориться о транспорте, пропусках).
13. Подготовить памятные сувениры поэту, гостям (изготовить или приобрести).
14. Набрать на компьютере (или написать на ватмане):
названия книг:
- Сердцеболье. 1995 г.
- Вдовья верба. 1999 г.
- Закат на восходе. 2000 г.
- Шаги в 80-летие. 2001 г.
- Наедине с вами: 2002 г.
- Повдоль и поперёк весна (стихи и проза). 2004 г.
- Позывные Земли 2004-2005гг.
- 26 октября 1937 года - родился
- Ясная Поляна, Прохоровский р-н, Белгородская область
- 1955 год - 17 лет - Целина - Алтай
- 1956 год - город Серпухов - армия - лётное училище - бортмеханик
- Тракторный завод
- Стройтрест
- Рубцовск
- 1964 год - первая публикация - журналист в газете "Коммунистический призыв"
- 1967 год - Якутия - 5 лет - трелёвочный трактор
- 1972 год - журналист в газете "Хлебороб Алтая", "Колос"
- 1972 год - член Союза журналистов СССР
- Собственный корреспондент еженедельника "РТВ - 3"
для игры "Буриме" набрать на компьютере рифмы из стихотворений поэта:
- : голосом:
- : колосом!
- : солнышко,
- : зёрнышко!..
и оригинал:
:Пусть звенит простор звонким голосом:
Ветер мне простёр руки колосом!
Мёда каплею - в небе солнышко,
Вижу, как плывёт в колос зёрнышко!..
- Можно раздать рифмы учащимся (при входе в гостиную)
- Или прикрепить к спинкам стульев.
- Поместить на тумбу-афишу заранее (вызвать ожидание встречи, подготовить как домашнее задание, чтобы сэкономить время).
- Приготовить приз победителю.
Для игры "Собери "рассыпавшиеся" стихи" написать на ватмане текст стихотворения (короткого), разрезать на строки (слова) и прикрепить магнитами или скотчем вразброс к доске.
Слова - моя лестница.
Обращаюсь со словом по-честному,
не лаская его, не браня.
Я из слов мастерю себе лестницу
до загривка Пегаса - коня.
(из книги "Наедине с вами:")
- Приготовить приз победителю.
- Организовать - собрать вопросы учащихся поэту (заранее настроить на ожидание) для участия в конкурсе на "Самый интересный вопрос". Оценивает и выбирает сам поэт.
- Подготовить приз победителю.
- !!! Призы подготовить заранее (например, книгу поэта, блокнот, тетрадь с автографами автора и т. п.). Лучше иметь запасные призы, если победителей окажется несколько.
- Нарисовать на ватмане сюжет: "лестница в небо", ведущая к Пегасу; облака, природу. На каждую ступень лестницы прикрепить отсканированные обложки книг (7 книг - 7 перекладин, 8-я).
- Подобрать фотографии, картины: природа Алтая (берёзы, осины, верба и т. д.).
Набрать на компьютере крупно (для оформления доски, если есть проектор, вывести на экран):
В свою страну зову я вас:
И.Ф.Селюков
Литературная гостиная
Текст эпиграфа:
Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.
И.Ф.Селюков
- Подготовить несколько призов-сюрпризов (новогодние открытки, например,- встреча 19 декабря) и разыграть их, прикрепив "пегасиков" <Рисунок 4> к спинкам стульев ("пегасик" - приз).
- Чай на столик поэта, розу живую в вазе и т.п.
- Организовать фотографирование (или видеосъёмку) встречи.
- Гитару принести.
II этап - проведение литературной гостиной
Краткий сценарий:
1. Встреча гостей. Гостей встречает у входа в гостиную (приветливо, дружески, радушно и т. п.) хозяин гостиной. Для каждого гостя находит добрые слова приветствия.
Звучат композиции: Любэ "Зона ЛЮБЭ"-94 или Михаил Круг "Роза", группа "Попутчик", Трофимов "Рубцовские лагеря" - о зоне, заключённых (на выбор).
В это время гости (рассматривают, читают) знакомятся с выставкой книг поэта, публикациями о нём и его журналистскими работами, другими материалами - знакомятся с творчеством и личностью поэта.
На стульях - распечатки стихов поэта.
!!! В период подготовки учителем организуется чтение стихов, беседы о творчестве поэта. На сменных стендах помещаются ксерокопии или сканированные тексты стихов, фотографий.
Всё это направлено на создание атмосферы ожидания гостя.
Все рассаживаются. Музыка смолкает. Включается видеосюжет о природе Алтая (талантливая работа Владимира Пузанова видеостудии "Сказ" исторического музея г. Рубцовск). Звучит "День" на стихи Омара Хайяма композитора Дидюли. (Просмотр - 6 минут).
Хозяин гостиной (на фоне музыки Диск Лазерный London Cafe Del Mar I, 2002 год - 1-я композиция): Добрый всем день! Вот на этой лирической ноте мы и продолжим в нашей литературной гостиной творческую встречу с известным рубцовским поэтом Иваном Фёдоровичем Селюковым. (Обращает внимание на доску, читает наизусть):
"В свою страну зову я вас:":
Эпиграф:
Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.
Мы видели сейчас, что природа нашей малой родины - Алтая - ,действительно, ВЕЛИКАЯ! День прошёл. И этот, сегодняшний, пройдёт. И не согласимся с Омаром Хайямом, чьё стихотворение "День" мы сейчас слушали под прекрасную музыку гитариста и композитора ДиДюЛи. День можно вернуть. В стихах, например. Что мы и попытаемся сделать.
Добрый всем день! День, согласитесь, действительно, добрый! Не часто, к сожалению, мы вот так: по-дружески, по-доброму, по-тёплому - в декабрьский морозец собираемся вместе, чтобы побеседовать с поэтом о поэзии вживую. Эта встреча не случайна. К мысли встретиться я пришёл не сразу. Знакомился с творчеством Ивана Фёдоровича из профессионального любопытства по публикациям в местных газетах: "Хлебороб Алтая", "Вечерний Рубцовск", "РТВ-3", по выходившим книжкам. А их у поэта уже семь. Вот в предпоследней - "Наедине с вами:" - есть такие стихи:
Слова - моя лестница.
Обращаюсь со словом по-честному,
не лаская его, не браня.
Я из слов мастерю себе лестницу
до загривка Пегаса - коня.
Наедине с вами. 2000-2001 гг. Тираж 200 экз. стр. 34.
Мне показалось, что так иронично, с лукавинкой, "по-честному" и одновременно серьёзно позвал нас - читателей - в свою страну наш рубцовский поэт Иван Селюков. Позвал в страну, где
:Гладит солнце неба юбку.
И шуршит голубизна.
Роза росы в свои губы
Пригорнула после сна:
"Утро" - кн. - "Закат на восходе", 2000г., стр129.
И громы галопом по небу проскачут,
И бобрик жнивья обласкают дожди.
"Сенокос" - кн. - "Закат на восходе" стр. 13.
Где поэт "со словом вместе горит", "а в памяти плавится, как в домне". "Я знаю:" - кн. - Закат на восходе"- стр. 129.
В прощальном омуте осенний листопад.
Калина засмущалась, покраснела.
"В прощальном омуте"- кн.- "Закат на восходе"- стр. 129.
А жизнь скулит, как пёс дворовый:
Бескровно время в сердце шпорой
Вонзилось дикою тоской.
Вокруг меня решёток кроны,
Тюрьмы отлаженная власть.
"Зарисовка" - кн. - "Закат на восходе" стр. 60-62.
А "В начале сентября"
И осень солнцем мудрым пробудилась.
Разгладила кудряшки облаков.
И паутинкой вдруг засентябрилась.
И поплыла чуть зябко, но легко.
"В начале сентября" - кн.- "Закат на восходе" стр. 78.
Где
В час отбоя последних минут
Из гранёного водочки врезать,
Беспричинно с друзьями гульнуть!
"Не воруйте" - кн.- "Закат на восходе" стр. 79.
И мы откликнулись на приглашение побывать в этой стране самых простых и понятных житейских событий, отозвавшихся в чутком сердце поэта и возвращённых нам, читателям, освещёнными поэтическими метафорами.
Вот и притягивает эта искренняя боль поэта за всё, что происходит в стране, с нами, с нашей малой родиной - Алтаем, Рубцовском, где мы рождаемся в муках, в муках живём, страдаем и радуемся, влюбляемся, расплачиваемся за сделанные - по глупости - ошибки. Как написал уч-ся 10 класса Дима Лобанов, если б не был его лирический герой "придурком, то любил, любимым был бы, нянчил бы уже дочурку:" А так - вот здесь, за колючкой и за решкой - лучшие молодые годы...
И вот сегодня, Иван Фёдорович, вы звали - мы пришли.
(Звучит куплет и припев песни из кинофильма "Всегда говори: "Всегда". Заканчивается - учащиеся начинают читать наизусть понравившиеся им стихи поэта. - <Приложение №1> - на фоне композиций из сборника "Музыка для любимой женщины").
Хозяин гостиной: Спасибо! (обращаясь к поэту) Иван Фёдорович, ведите нас в свою страну. Можно по "лестнице" прямо "до загривка Пегаса-коня". Делитесь с нами секретами, как Вам это удалось и удаётся. Надеемся, что не откажетесь сыграть с нами в "Буриме". У нас вся зона - поэты. "Заочницам" такие душевные послания сочиняют, что цензорши оторваться от них не могут! Пожалуйста, Вам слово.
Слово поэта. Выступление поэта. Он говорит, что "случайно" захватил видеофильм и приглашает его посмотреть. (Фильм о поэте "Ровесник Алтая" или демонстрация презентации <Приложение 12, Приложение 13>).
Хозяин гостиной: Мы готовились, читали Ваши стихи. Возникли вопросы. Так как не все пока ещё могут преодолеть некоторые здешние условности и озвучить их, мы вопросы передаём Вам в письменном виде. Назовите самый интересный для Вас. И самого любопытного счастливчика ожидает приятный приз.
Ответы поэта на вопросы (письменные и устные). Чтение стихов.
Хозяин гостиной: Сделаем в нашем путешествии привал. Сыграем в "Буриме". <Приложение 10>
Игра "Буриме". (В течение звучания композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко").
!!! Возможны несколько вариантов проведения игры:
Раздать как домашнее задание или поместить на афишной тумбе заранее рифмы из стихотворений поэта (кто-то обратится к его книгам, кто-то сам попытается сочинить. Возникает ситуация ожидания).
Заготовить рифмы, распечатав на компьютере, раздать при входе или на стульях прикрепить.
Ограничить время сочинения 5-7 минутами. (На фоне музыки). На доске - крупно - прикрепить рифмы. Первого желающего пригласить. Он мелом припишет (или озвучит) сочинённые строки. Будут желающие - озвучить и сравнить, у кого удачнее. Оценивает поэт. Вручает призы победителям.
Хозяин гостиной:
- Как у Вас, Иван Фёдорович, получилось?
(поэт читает придуманные стихи на заданные рифмы: стакан - банан, карман - обман; век - бег, снег - человек).
Это Вам на память от нас "опусы" нашего творчества (передаёт тексты "буриме", сочинённые учащимися). Можно озвучить некоторые.
Хозяин гостиной: Ну, а какой привал без песен? Иван Фёдорович! В книге "Наедине с вами:" есть песни. Частушки тоже. Как Вы пришли к этому? (Поэт рассказывает, что сотрудничает с хоровым коллективом "Народные напевы" при ДК АСМ, что недавно в городе Славгород его "Песню о Шукшине" стоя слушали, Гимн Алтайского края написал и т. д.).
У нас тут гитара тоже "случайно" оказалась. Вячеслав КАЙЛЬ исполнит ваши "Частушки". Спойте из любимого вами. (Возможен просмотр записи концертных номеров известных не только в г. Рубцовск коллективов "Серебряна" и "Народные напевы").
Поэт исполняет песню. Продолжает отвечать на вопросы. Читает стихи.
(Примерные вопросы <Приложение №2>)
Хозяин гостиной: Спасибо, Иван Фёдорович, за минуты поэзии. Стали ближе. Понятнее. Вы и Ваше творчество.
Попробуем собрать "рассыпавшееся" Ваше стихотворение. Оценивайте!
Конкурс "Собери "рассыпавшиеся" стихи" ("Слова - моя лестница"). Конкурс длится в течение одной композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко".
Учащиеся составляют стихотворение на доске, передвигая строчки при помощи магнитов.
Поздравление победителей, вручение призов.
И ещё сюрпризы. У кого на спинке стула "Пегасик" (карточка с изображением Пегаса), подойдите, получите приз.
(Поэт вручает призы)
Хозяин гостиной: Как ни жаль, но - время! Пора прощаться. (Звучит композиция из сборника "Откровение" с птичьими голосами). Читает наизусть:
Я в ваши глаза загляну поднебесьем.
Травою улягусь под вашей стопой.
И гомоном птиц разметаюсь по лесу.
Побуду у сердца негромкой строкой!..
А это Вам, Иван Фёдорович, от нас на память о встрече. (Вручает сувенир). Всего доброго! Желающие взять автограф на память - пожалуйста - не стесняйтесь! До новых встреч!
Звучит песня из кинофильма "Всегда говори: "Всегда" "Не говори, что счастья нет" и композиции из "Откровения". Берутся автографы. Все расходятся.
Конец
P.S. Объём материала определяется в зависимости от цели встречи, возраста, подготовленности аудитории. Часть конкурсных заданий можно выполнить дома, а во время встречи озвучить. Например, объявить конкурс на лучшую мультимедийную интерпретацию одного из понравившихся стихотворений поэта.