Литературная гостиная. Творческая встреча с рубцовским поэтом И.Ф. Селюковым "В свою страну зову я вас…"

Разделы: Литература


Цели проведения:

  • Урок поэзии - "живого слова" - живущего и пишущего в г. Рубцовск поэта И.Ф.Селюкова.
  • Учиться узнавать: слияние образа и смысла, "поэтичность" написания, метафоричность, выход за рамки однозначности - развивать образное мышление.
  • Через включение игровых пауз учиться придумывать рифму, собирать "рассыпавшиеся" стихи, задавать вопросы, сочинять стихи на заданную рифму - развивать творчество.
  • Учиться любви к малой родине через знакомство с личностью и творчеством местного поэта.

Эпиграф:

Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.
И.Ф.Селюков

I этап - подготовительный

  1. Создание инициативной группы по подготовке гостиной (из коллег, друзей и учащихся).
  2. Знакомство с творчеством поэта и им самим, определение темы, содержания, идеи творческой встречи:
    • личная встреча
    • чтение книг (на уроках - "пятиминутки" поэзии - и после уроков)
    • просмотр - отбор видеоматериалов и аудиозаписей
    • и т. д.
  3. Видеосъёмка, монтаж видеосюжета о поэте, создание мультимедийной презентации <Приложение 13. > (по возможности).

  1. Подготовка афиши, приглашений (приемлем компьютерный вариант - возможен конкурс на самое оригинальное).
  2. Организовать сбор материала (фотографий, книг, публикаций о поэте, его хобби и т. п.).
  3. Определить место, дату, время проведения гостиной.
  4. Подготовить сценарий.
  5. Подобрать музыкальное оформление и подготовить учащегося, ответственного за озвучивание.
  6. Подготовить оформление помещения (в стиле литературного кафе, например):
    • вынести столы, расставить стулья необычным способом
    • освещение (настольная лампа, свечи и т. п.)
    • установить видеоаппаратуру, магнитофон, чтобы всем было видно и слышно
    • оформить доску

1, 2. Литературная гостиная.
3. "В свою страну зову я вас:".
4. Эпиграф.
5. Рифмы для игры "Буриме", "рассыпавшиеся" стихи.
6. Плакат "Путешествие к Пегасу".

10. Составить списки приглашённых, провести консультации с ними.
11. Подготовить книги поэта для выставки.
12. Доставить гостей (договориться о транспорте, пропусках).
13. Подготовить памятные сувениры поэту, гостям (изготовить или приобрести).
14. Набрать на компьютере (или написать на ватмане):

названия книг:

  • Сердцеболье. 1995 г.
  • Вдовья верба. 1999 г.
  • Закат на восходе. 2000 г.
  • Шаги в 80-летие. 2001 г.
  • Наедине с вами: 2002 г.
  • Повдоль и поперёк весна (стихи и проза). 2004 г.
  • Позывные Земли 2004-2005гг.
  • 26 октября 1937 года - родился
  • Ясная Поляна, Прохоровский р-н, Белгородская область
  • 1955 год - 17 лет - Целина - Алтай
  • 1956 год - город Серпухов - армия - лётное училище - бортмеханик
  • Тракторный завод
  • Стройтрест
  • Рубцовск
  • 1964 год - первая публикация - журналист в газете "Коммунистический призыв"
  • 1967 год - Якутия - 5 лет - трелёвочный трактор
  • 1972 год - журналист в газете "Хлебороб Алтая", "Колос"
  • 1972 год - член Союза журналистов СССР
  • Собственный корреспондент еженедельника "РТВ - 3"

для игры "Буриме" набрать на компьютере рифмы из стихотворений поэта:

  • : голосом:
  • : колосом!
  • : солнышко,
  • : зёрнышко!..

и оригинал:

:Пусть звенит простор звонким голосом:
Ветер мне простёр руки колосом!
Мёда каплею - в небе солнышко,
Вижу, как плывёт в колос зёрнышко!..

  • Можно раздать рифмы учащимся (при входе в гостиную)
  • Или прикрепить к спинкам стульев.
  • Поместить на тумбу-афишу заранее (вызвать ожидание встречи, подготовить как домашнее задание, чтобы сэкономить время).
  • Приготовить приз победителю.

Для игры "Собери "рассыпавшиеся" стихи" написать на ватмане текст стихотворения (короткого), разрезать на строки (слова) и прикрепить магнитами или скотчем вразброс к доске.

Слова - моя лестница.

Обращаюсь со словом по-честному,
не лаская его, не браня.
Я из слов мастерю себе лестницу
до загривка Пегаса - коня.
(из книги "Наедине с вами:")

  • Приготовить приз победителю.
  • Организовать - собрать вопросы учащихся поэту (заранее настроить на ожидание) для участия в конкурсе на "Самый интересный вопрос". Оценивает и выбирает сам поэт.
  • Подготовить приз победителю.
  • !!! Призы подготовить заранее (например, книгу поэта, блокнот, тетрадь с автографами автора и т. п.). Лучше иметь запасные призы, если победителей окажется несколько.
  • Нарисовать на ватмане сюжет: "лестница в небо", ведущая к Пегасу; облака, природу. На каждую ступень лестницы прикрепить отсканированные обложки книг (7 книг - 7 перекладин, 8-я).

  • Подобрать фотографии, картины: природа Алтая (берёзы, осины, верба и т. д.).

Набрать на компьютере крупно (для оформления доски, если есть проектор, вывести на экран):

В свою страну зову я вас:
И.Ф.Селюков

Литературная гостиная

Текст эпиграфа:

Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.
И.Ф.Селюков

  • Подготовить несколько призов-сюрпризов (новогодние открытки, например,- встреча 19 декабря) и разыграть их, прикрепив "пегасиков" <Рисунок 4> к спинкам стульев ("пегасик" - приз).
  • Чай на столик поэта, розу живую в вазе и т.п.
  • Организовать фотографирование (или видеосъёмку) встречи.
  • Гитару принести.

II этап - проведение литературной гостиной

Краткий сценарий:

1. Встреча гостей. Гостей встречает у входа в гостиную (приветливо, дружески, радушно и т. п.) хозяин гостиной. Для каждого гостя находит добрые слова приветствия.

Звучат композиции: Любэ "Зона ЛЮБЭ"-94 или Михаил Круг "Роза", группа "Попутчик", Трофимов "Рубцовские лагеря" - о зоне, заключённых (на выбор).

В это время гости (рассматривают, читают) знакомятся с выставкой книг поэта, публикациями о нём и его журналистскими работами, другими материалами - знакомятся с творчеством и личностью поэта.

На стульях - распечатки стихов поэта.

!!! В период подготовки учителем организуется чтение стихов, беседы о творчестве поэта. На сменных стендах помещаются ксерокопии или сканированные тексты стихов, фотографий.

Всё это направлено на создание атмосферы ожидания гостя.

Все рассаживаются. Музыка смолкает. Включается видеосюжет о природе Алтая (талантливая работа Владимира Пузанова видеостудии "Сказ" исторического музея г. Рубцовск). Звучит "День" на стихи Омара Хайяма композитора Дидюли. (Просмотр - 6 минут).

Хозяин гостиной (на фоне музыки Диск Лазерный London Cafe Del Mar I, 2002 год - 1-я композиция): Добрый всем день! Вот на этой лирической ноте мы и продолжим в нашей литературной гостиной творческую встречу с известным рубцовским поэтом Иваном Фёдоровичем Селюковым. (Обращает внимание на доску, читает наизусть):

"В свою страну зову я вас:":

Эпиграф:

Я песен громких не пою,
Мои напевы не для крика.
Не громкий голос отдаю
Природе - Матушке Великой.

Мы видели сейчас, что природа нашей малой родины - Алтая - ,действительно, ВЕЛИКАЯ! День прошёл. И этот, сегодняшний, пройдёт. И не согласимся с Омаром Хайямом, чьё стихотворение "День" мы сейчас слушали под прекрасную музыку гитариста и композитора ДиДюЛи. День можно вернуть. В стихах, например. Что мы и попытаемся сделать.

Добрый всем день! День, согласитесь, действительно, добрый! Не часто, к сожалению, мы вот так: по-дружески, по-доброму, по-тёплому - в декабрьский морозец собираемся вместе, чтобы побеседовать с поэтом о поэзии вживую. Эта встреча не случайна. К мысли встретиться я пришёл не сразу. Знакомился с творчеством Ивана Фёдоровича из профессионального любопытства по публикациям в местных газетах: "Хлебороб Алтая", "Вечерний Рубцовск", "РТВ-3", по выходившим книжкам. А их у поэта уже семь. Вот в предпоследней - "Наедине с вами:" - есть такие стихи:

Слова - моя лестница.

Обращаюсь со словом по-честному,
не лаская его, не браня.
Я из слов мастерю себе лестницу
до загривка Пегаса - коня.

Наедине с вами. 2000-2001 гг. Тираж 200 экз. стр. 34.

Мне показалось, что так иронично, с лукавинкой, "по-честному" и одновременно серьёзно позвал нас - читателей - в свою страну наш рубцовский поэт Иван Селюков. Позвал в страну, где

:Гладит солнце неба юбку.
И шуршит голубизна.
Роза росы в свои губы
Пригорнула после сна:

"Утро" - кн. - "Закат на восходе", 2000г., стр129.

И громы галопом по небу проскачут,
И бобрик жнивья обласкают дожди.

"Сенокос" - кн. - "Закат на восходе" стр. 13.

Где поэт "со словом вместе горит", "а в памяти плавится, как в домне". "Я знаю:" - кн. - Закат на восходе"- стр. 129.

В прощальном омуте осенний листопад.
Калина засмущалась, покраснела.

"В прощальном омуте"- кн.- "Закат на восходе"- стр. 129.

А жизнь скулит, как пёс дворовый:
Бескровно время в сердце шпорой
Вонзилось дикою тоской.
Вокруг меня решёток кроны,
Тюрьмы отлаженная власть.

"Зарисовка" - кн. - "Закат на восходе" стр. 60-62.

А "В начале сентября"

И осень солнцем мудрым пробудилась.
Разгладила кудряшки облаков.
И паутинкой вдруг засентябрилась.
И поплыла чуть зябко, но легко.

"В начале сентября" - кн.- "Закат на восходе" стр. 78.

Где
В час отбоя последних минут
Из гранёного водочки врезать,
Беспричинно с друзьями гульнуть!

"Не воруйте" - кн.- "Закат на восходе" стр. 79.

И мы откликнулись на приглашение побывать в этой стране самых простых и понятных житейских событий, отозвавшихся в чутком сердце поэта и возвращённых нам, читателям, освещёнными поэтическими метафорами.

Вот и притягивает эта искренняя боль поэта за всё, что происходит в стране, с нами, с нашей малой родиной - Алтаем, Рубцовском, где мы рождаемся в муках, в муках живём, страдаем и радуемся, влюбляемся, расплачиваемся за сделанные - по глупости - ошибки. Как написал уч-ся 10 класса Дима Лобанов, если б не был его лирический герой "придурком, то любил, любимым был бы, нянчил бы уже дочурку:" А так - вот здесь, за колючкой и за решкой - лучшие молодые годы...

И вот сегодня, Иван Фёдорович, вы звали - мы пришли.

(Звучит куплет и припев песни из кинофильма "Всегда говори: "Всегда". Заканчивается - учащиеся начинают читать наизусть понравившиеся им стихи поэта. - <Приложение №1> - на фоне композиций из сборника "Музыка для любимой женщины").

Хозяин гостиной: Спасибо! (обращаясь к поэту) Иван Фёдорович, ведите нас в свою страну. Можно по "лестнице" прямо "до загривка Пегаса-коня". Делитесь с нами секретами, как Вам это удалось и удаётся. Надеемся, что не откажетесь сыграть с нами в "Буриме". У нас вся зона - поэты. "Заочницам" такие душевные послания сочиняют, что цензорши оторваться от них не могут! Пожалуйста, Вам слово.

Слово поэта. Выступление поэта. Он говорит, что "случайно" захватил видеофильм и приглашает его посмотреть. (Фильм о поэте "Ровесник Алтая" или демонстрация презентации <Приложение 12, Приложение 13>).

Хозяин гостиной: Мы готовились, читали Ваши стихи. Возникли вопросы. Так как не все пока ещё могут преодолеть некоторые здешние условности и озвучить их, мы вопросы передаём Вам в письменном виде. Назовите самый интересный для Вас. И самого любопытного счастливчика ожидает приятный приз.

Ответы поэта на вопросы (письменные и устные). Чтение стихов.

Хозяин гостиной: Сделаем в нашем путешествии привал. Сыграем в "Буриме". <Приложение 10>

Игра "Буриме". (В течение звучания композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко").

!!! Возможны несколько вариантов проведения игры:

Раздать как домашнее задание или поместить на афишной тумбе заранее рифмы из стихотворений поэта (кто-то обратится к его книгам, кто-то сам попытается сочинить. Возникает ситуация ожидания).

Заготовить рифмы, распечатав на компьютере, раздать при входе или на стульях прикрепить.

Ограничить время сочинения 5-7 минутами. (На фоне музыки). На доске - крупно - прикрепить рифмы. Первого желающего пригласить. Он мелом припишет (или озвучит) сочинённые строки. Будут желающие - озвучить и сравнить, у кого удачнее. Оценивает поэт. Вручает призы победителям.

Хозяин гостиной:

- Как у Вас, Иван Фёдорович, получилось?

(поэт читает придуманные стихи на заданные рифмы: стакан - банан, карман - обман; век - бег, снег - человек).

Это Вам на память от нас "опусы" нашего творчества (передаёт тексты "буриме", сочинённые учащимися). Можно озвучить некоторые.

Хозяин гостиной: Ну, а какой привал без песен? Иван Фёдорович! В книге "Наедине с вами:" есть песни. Частушки тоже. Как Вы пришли к этому? (Поэт рассказывает, что сотрудничает с хоровым коллективом "Народные напевы" при ДК АСМ, что недавно в городе Славгород его "Песню о Шукшине" стоя слушали, Гимн Алтайского края написал и т. д.).

У нас тут гитара тоже "случайно" оказалась. Вячеслав КАЙЛЬ исполнит ваши "Частушки". Спойте из любимого вами. (Возможен просмотр записи концертных номеров известных не только в г. Рубцовск коллективов "Серебряна" и "Народные напевы").

Поэт исполняет песню. Продолжает отвечать на вопросы. Читает стихи.

(Примерные вопросы <Приложение №2>)

Хозяин гостиной: Спасибо, Иван Фёдорович, за минуты поэзии. Стали ближе. Понятнее. Вы и Ваше творчество.

Попробуем собрать "рассыпавшееся" Ваше стихотворение. Оценивайте!

Конкурс "Собери "рассыпавшиеся" стихи" ("Слова - моя лестница"). Конкурс длится в течение одной композиции из альбома ДиДюЛи "Фламенко".

Учащиеся составляют стихотворение на доске, передвигая строчки при помощи магнитов.

Поздравление победителей, вручение призов.

И ещё сюрпризы. У кого на спинке стула "Пегасик" (карточка с изображением Пегаса), подойдите, получите приз.

(Поэт вручает призы)

Хозяин гостиной: Как ни жаль, но - время! Пора прощаться. (Звучит композиция из сборника "Откровение" с птичьими голосами). Читает наизусть:

Я в ваши глаза загляну поднебесьем.
Травою улягусь под вашей стопой.
И гомоном птиц разметаюсь по лесу.
Побуду у сердца негромкой строкой!..

А это Вам, Иван Фёдорович, от нас на память о встрече. (Вручает сувенир). Всего доброго! Желающие взять автограф на память - пожалуйста - не стесняйтесь! До новых встреч!

Звучит песня из кинофильма "Всегда говори: "Всегда" "Не говори, что счастья нет" и композиции из "Откровения". Берутся автографы. Все расходятся.

Конец

P.S. Объём материала определяется в зависимости от цели встречи, возраста, подготовленности аудитории. Часть конкурсных заданий можно выполнить дома, а во время встречи озвучить. Например, объявить конкурс на лучшую мультимедийную интерпретацию одного из понравившихся стихотворений поэта.

<Приложение 1>

<Приложение 11>

<Рис. 1>