Ведущий: Как часто в концертах, по радио, телевидению, в грамзаписи, в домашнем музыцировании мы слышим вокальные произведения, которые отличаются исключительной выразительностью; голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а лично к каждому, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.
Звучит романс “Белая акация” (Из к/ф “Дни Турбиных”)
Ведущий: Русский романс… В чем же заключается притягательная сила и непреходящая ценность этого несложного музыкально-вокального жанра? Непритязательная лирическая песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает. Почему же романс живет до сих пор? Почему близок многим из нас? Известный композитор и музыкальный критик Борис Владимирович Асафьев в своем “Путеводителе по концертам” писал: “Романс – усложненный вид “комнатной”, “домашней”, “салонной” песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики, личных душевных настроений. Романсы пишут на разные стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стиха”. Давайте вспомним поэтов и композиторов, авторов русского романса. (На экране появляются поочередно портреты русских поэтов, затем-композиторов). А.Пушкин, Е. Баратынский. А,Дельвиг, Ф. Тютчев, А.Фет, И.С. Тургенев; М. Глинка, П.И. Чайковский, А. Варламов, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, С. Рахманинов.
Чтец 1: (на фоне “Сентиментального вальса” П.Чайковского) Петербург. Дом А.Н. Оленина, президента Академии художеств. Именно здесь произошла первая встреча А.С. Пушкина с А.П. Керн. “Позволительно ли быть до того прелестною!”- воскликнул Пушкин, увидев Анну. Весь вечер он старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы ее улыбки, взгляда. Прошло шесть лет, 27-летний А.С. Пушкин приехал в родительское имение Михайловское, Псковской губернии. Иногда ему удавалось побывать и в Тригорском. Там-то и состоялась вторая встреча поэта с А.П. Керн. Чувства вспыхнули с новой силой, и поэт написал своей возлюбленной семь восторженных писем. Перед отъездом Анны Петровны Пушкин пришел проститься с ней и принес экземпляр второй главы “Евгения Онегина” с листочком, на котором было написано стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”. Прошло еще пятнадцать лет. Пушкина уже не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем А.П. керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор М.Глинка. Он переложил их в 1840 году на музыку и посвятил романс дочери А. Керн, в которую был страстно влюблен. (Весь рассказ сопровождается слайдами с видами Михайловского, Тригорского, портретами А.С. Пушкина, А.П. Керн, ее дочери, М. Глинки)
Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…”
Чтец 2 : Имя Ивана Сергеевича Тургенева всем знакомо. Да-да, того самого Тургенева, который написал “Муму”, “Записки охотника”, множество романов. Но мало кто знает, что начинал свой творческий путь Тургенев как поэт. Стихотворение “В дороге”, посвященное воспоминаниям о прошедшей жизни, создано совсем молодым человеком в 1843 году. Тогда Тургеневу было 25 лет. Но именно в это время стали определяться ведущие мотивы его творчества – легкая грусть о былом, о быстротечности человеческой жизни, вера в силу и красоту любовного чувства. Стихотворение “В дороге” настолько полюбилось всеми, что очень скоро было переложено на музыку, и сейчас романс “Утро туманное” знают уже во всех уголках земного шара. (Рассказ сопровождается показом слайдов)
Звучит романс “Утро туманное” на музыку С.А. Абазе.
Ведущий: С момента своего появления в России в восемнадцатом веке романс начал развиваться в двух направлениях: классическому романсу дала основу русская литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Нельзя утверждать, что в аристократических салонах, музыкальных и литературных кружках звучал только классический романс, а простой люд пел только бытовой. Оба вида русского романса жили полноценной жизнью, успешно развивались, и нередко их пути перекрещивались.
Звучит романс “Не пробуждай воспоминаний” сл. Д.Давыдова, муз. И. Булахоа
Чтец 3: “Питомец муз, питомец боя”,- так отозвался Евгений Баратынский о Денисе Давыдове, романс на стихи которого только что прозвучал. Имя его, начинателя и вожака партизанского движения, человека беспримерной храбрости, прославленного героя Отечественной войны 1812 года, овеяно легендами. Поэт-гусар считал себя прежде всего воином и в автобиографии писал: “Мир и спокойствие – и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете, но повет войною – и он уже тут как тут, торчит среди битв, как казачья пика”. Удалые, звонкие, картинные стихотворения и песни Д.Давыдова заучивались в армии наизусть и вдохновляли солдат на ратные подвиги. Его остроты и шутки повторялись при звуках победных фанфар. В поэзии Д.Давыдов чувствовал себя легко и свободно, словно в седле любимого коня. Он умел в стихах и иронизировать, и смеяться, и грустить, и мечтать.
Звучит романс “Не пробуждай, не пробуждай…” на стихи Д.Давыдова из к/ф “Эскадрон гусар летучих”.
Ведущий: Всем известно, что родина романса – Испания. Именно там, в XIII- IV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился песенный жанр, соединивший в себе приемы речетатива, напевного мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке, отсюда и пошло название – “романс”, что определило не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции, но и характерный тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента. В XV веке с развитием лирической, особенно придворной, поэзии в Испании стали издаваться романсовые сборники, так называемые “романсеро”. В другие страны Западной Европы романс пришел сначала как жанр поэтический, но постепенно внедрился и как музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление. А в XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Так в 1757 году вышел первый сборник ранних образцов русского романса под названием “Между делом – безделье”, где были собраны песни Г. Теплова на стихи А. Сумарокова. В настоящее время под термином “романс” подразумевается все многообразие камерных форм с инструментальным сопровождением. Романс объединяет такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах. Примером последнего вида служит романс “Я помню вальса звук прелестный”, слова и музыка И. С. Булахова. Давайте его послушаем.
Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”
Чтец 4. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытались разгадать и объяснить это загадочное чувство. Поэтами всех времен и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Лидером в этом списке мог бы оказаться Афанасий Афанасьевич Фет, только на его стихи написано более 80 романсов, полных нежности, искренности, тайны.
Звучит романс “На заре ты ее не буди”
Чтец 5. Мы знаем множество примеров любви, единственной на всю жизнь, возвышающей и облагораживающей. Нельзя остаться равнодушным к верной, но полной драматизма любви писателя, поэта, романиста Алексея Константиновича Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей супруге. Тринадцать лет не мог Толстой соединить свою жизнь с любимой женщиной, т.к. против этого брака была его мать, которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти наперекор. Только после смерти матери он женится на Софье Андреевне, Свою будущую жену впервые он встретил на балу. Этой встрече он посвятил стихотворение “Средь шумного бала”, ставшее известным романсом.
Звучит романс “Средь шумного бала”, слова А. Толстого, музыка П.И. Чайковского
По стихам А. Толстого, по его трепетным, страстным письмам мы знаем об этой возвышенной любви, которая продолжалась до конца жизни поэта. 10 июля 1870 года А.К. Толстой писал из Дрездена жене: “Я только что приехал в три с четвертью часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что я говорю тебе уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на свете…”
Ведущий: Проходят годы, но романс продолжает жить, волновать наши сердца. Большой нежностью и лиричностью отличаются романсы наших современников.
Звучат романс “Не отрекаются любя” (сл. В. Тушновой, муз. М. Минкова) и романс из рок-оперы “Юнона и Авось” (А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского) “Я тебя никогда не забуду”
Современный музыкальный мир огромен. Разобраться в этом стремительно несущемся потоке помогают лучшие произведения отечественного музыкального искусства, в том числе и романсы. Сейчас интерес к этому жанру намного повысился. И дело здесь не только в возросшей культуре, сколько в необходимости общения с истинными ценностями духовной жизни. Романс дает удовлетворение этому желанию. Время доказало, что, выдержав все испытания, обогащенный и расцветший русский романс занял подобающее ему место в отечественной музыкальной культуре. А теперь давайте наслаждаться этими удивительными музыкальными произведениями.
Звучат всеми любимые романсы