Цели урока.
- Образовательные: использовать знание лексики и грамматики английского языка при анализе художественного произведения.
- Развивающие: развивать навыки анализа произведения литературы, развивать критическое мышление, делать выводы, аргументировать, составлять таблицы;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь, использовать пройденную лексику и грамматику во всех видах речевой деятельности.
- Воспитательные: развивать интерес к культуре другого народа; формировать коммуникативный аспект; формировать систему ценностей, умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Тип урока: урок изучения произведения литературы, закрепления навыков монологической и диалогической речи.
Вид урока: интегрированный урок.
План.
Вступление - мотивация
Приветствие на английском и русском языках.
- Hello, I am glad to see you. How are you? Sit down, please. Today we have an unusual lesson. We have Literature and English together.
- Вы прочитали повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Вспомним, когда было написано произведение. Прошло 132 года со времени появления Тома Сойера, а популярность его не только не ослабевает, но продолжает расти. Можно ли это подтвердить? Чем можно объяснить такую популярность? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Проверка домашнего задания.
А. Биография Марка Твена (аудирование).
- Listen to а story about Mark Twain. Tick the facts you will hear in the story.
People know him as Mark Twain.
His real name was Samuel Сlemens.
He was born in 1835.
He grew up in a small town.
There was a boy his name was Tom Blankenship.
Sam wanted to be Tom`s friend.
Sam`s father died when Sam was twelve.
He stopped his little boy games.
He began to work.
He visited many interesting places in Scotland.
He wrote his famous book Tom Sawyer.
Текст для аудирования:
Many years ago there lived a man whose stories became some of the funniest stories in the world. Now people know him as Mark Twain but his real name was Samuel Clemens. He was born in1835 and grew up in the little town of Hannibal, Missouri. When Sam was twelve his father died. The shock changed him and he was a different boy. He stopped his little-boy games and thought about his mother's hard work and money problems. Sam went to work in his brother Orion's printing shop. Не learned a lot there. Sam changed many jobs and visited many places in the USA. People in America began to read and like what he wrote, and soon his stories became popular all over the world. He wrote many books, bu1 Huckleberry Finn and Tom Sawyer, the stones of his own childhood, are still the favourites of boys and girls everywhere.
- Что ещё можно дополнить об авторе? (профессии, названия произведений, псевдоним и его значение).
Б. Презентация (см. приложение).
В. Викторины, рисунки.
Основное содержание.
Том Сойер - герой, который победил:
Если делать всё правильно и с умом, то за три дня можно весь город на уши поставить.
Том Сойер
- Зададим вопросы к теме. Сформулируем проблему. Можно ли действительно назвать Тома героем? В чём его героизм? Что сумел победить Том? Как характеризуют Тома слова, вынесенные в эпиграфе?
- Какие значения имеет слово "HERO" в английском языке:
- герой-победитель;
- кумир;
- главное действующее лицо романа, пьесы и т. д.;
- главный участник событий;
- герой;
- храбрый воин.
- Есть ли отличие значений слова в русском и английском языках? (Понятие общечеловеческое).
Давайте представим, что к нам в гости пожаловал Том.
Ask the questions to our guest. (Один из учеников в костюме Тома Сойера выходит к доске и отвечает на вопросы ребят на английском языке).
- Чтобы составить полное представление о герое, вспомним основные эпизоды, в которых раскрывается Том как личность. Можно назвать сферы, где герой проявляет себя?
(Семья, дружба, школа, любовь, приключения. Том везде проявляет себя как незаурядная личность).
Работа с таблицей. В результате дальнейшей работы заполняем таблицу, используя слова для справок (раздаточный материал). Первые два эпизода вспомним вместе, а далее продолжим работу в группах.
Итак, семья Тома. С кем живёт Том и какие в семье отношения? В процессе просмотра инсценировки выберите черту, которая характеризует Тома в отношениях с тётушкой Полли и Сидом.
- What is Tom like?
Сценка 1.
Aunt Polly: Tom! Tom! (Нет ответа). Tom! Where can that boy be? Tom!
(Всюду заглядывает и, наконец, видит Тома).
Tom: Mm! Mm! So tasty!
Polly: What? In the cupboard again?
Tom: No, aunt Polly.
Polly: No? Look at your mouth, hands. What is that?
Tom: I don`t know.
Polly: But I know. It`s jam. Give me that tick.
Tom: Look behind you, Aunt! (Тетушка оглядывается, Том убегает).
Polly: What a boy! Why can`t I learn? He has always done that.
(В этом эпизоде Том проявляет непокорность и находчивость. Английский эквивалент quick, playful).
- Представим себе город, в котором живут герои Марка Твена. Это скучный маленький городишко, основное развлечение жителей которого воскресная проповедь. Том вносит в эту жизнь элемент игры и бросает вызов скуке.
- What do you think about Tom?
Сценка 2.
Tom: No school, but I must work. I must whitewash the fence! (Красит забор).
Ben: Tom! What are you doing? Why are you working today?
Tom: Work? You think this is work? But Tom Sawyer likes it. Does the boy whitewash a fence every day?
Ben: Let me whitewash a little.
Tom: Oh, no.
Ben: Please, I`ll give you my apple.
Tom: OK.
Billy: Let me too, I`ll give you my knife.
Johnny: Tom! Let me do it and I`ll give you my dead cat.
Tom: All right!!!(Том очень доволен).
(В этом эпизоде Том проявляет себя как человек ленивый, с одной стороны, с другой стороны, как предприимчивый, артистичный и способный организовать работу. Английские слова lazy, artistic, cute).
Работа в группах. Каждая группа (4 человека) за 3 минуты готовит небольшой пересказ одного из эпизодов (эпизоды распределяются). Во время выступления групп учащиеся заполняют таблицу "Жизненные ценности Тома Сойера".
Жизненные ценности Тома Сойера
Эпизод | Черты характера (рус.) | Черты характера (англ.) |
История с тётей Полли | Шалость Находчивость Непокорность |
Playful Quick |
Покраска забора | Лень Предприимчивость Артистизм |
Lazy Artistic Cute |
Знакомство с Бекки | Влюбчивость Романтизм Непостоянство |
To be in love Romantic |
История с Библией | Тщеславие Честолюбие |
Ambitious |
Воскресная проповедь | Чувство юмора Непокорность |
Sense of humour Rebellious |
Том и Гек на кладбище | Смелость Верность |
Brave Loyal |
Похороны | Любовь к Приключениям Эгоизм |
The lover of adventures |
В пещере Мак Дугала | Выносливость Героизм Решительность |
Heroic Hardy Resolute |
Сундук с сокровищами | Энергичность Целеустремлённость |
Energetic Purposeful |
Самостоятельная работа.
Основной приём в повести - противопоставление жителей городка и Тома Сойера. Составьте схему. Сделайте вывод.
- Оправдывают ли Тома слова эпиграфа? Что представляет собой Том как личность? Сумел ли герой разбудить город? What kind of person is Tom?
Подведение итогов. Учащиеся оценивают свою работу на уроке в таблице.
Деятельность на уроке | |
Участвовал в инсценировке | + |
Аудирование | + |
Задавал вопросы на английском языке | + |
Заполнял таблицу | + |
Составлял схему | - |
Подготовил эпизоды | + |
Нарисовал рисунок | + |
Итого: | 6 баллов |
Рефлексия.
А. Продолжите фразу, вынесенную в название урока:
Том Сойер - герой, сумевший победить...
Б. Дайте краткую характеристику нашему герою на английском языке. Describe Tom.
Т - какой (три прилагательных);
О - что делает (два глагола);
M - кто он (одно существительное).
Домашнее задание (по выбору).
А. Напишите мини-сочинение "Взрослая жизнь Тома Сойера";
Б. Write a letter to Tom Sawyer in English.