Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Проанализировать название лермонтовской поэмы, извлечь содержащуюся в нём информацию, характеризующую историческую эпоху, которой принадлежат персонажи поэмы;
  • Понять подсказывающую функцию заголовка.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к удивительному произведению М.Ю.Лермонтова, полное название которого звучит так “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Согласитесь, довольно длинное название. Но в каждом его слове есть маленькая отгадка, ключик к пониманию смысла произведения.

2. Слово о Лермонтове.

Русские писатели часто обращались к историческому прошлому своей Родины. Лермонтов не был исключением. Эпоха Ивана Грозного и личность само царя всегда интересовали поэта. (Доклад ученика – приложение 1).

3. Эвристический поиск.

Давайте еще раз обратим внимание на название поэмы.

- Какое слово, на ваш взгляд, указывает на фольклорную основу поэмы?

Конечно же, это слово “песня”.

- Как выдумаете, почему Лермонтов выбирает форму песни?

Действительно, песня всегда была близка народу. В ней выражено народное отношение к героям.

- Попробуйте определить, судя по контексту названия, к какому из видов народной песни ближе всего лермонтовское произведение. (Слайд 2)

Итак, большинство считает, что поэма ближе всего к народно-исторической песне.

- Что может послужить прямым или косвенным доказательством правильности этого мнения?

Давайте попробуем прежде всего установить, к какой исторической эпохе относится действие поэмы. Для этого выполним ряд заданий.

Задание 1: Подчеркните в названии поэмы слова, указывающие на общественный статус (положение) перечисленных персонажей. (Слайд 3)

- Какое из этих слов первое в данном ряду? (царь)

- В каком фольклорном жанре не употребляется это слово? Почему? ( В былине).

Историческая справка (доклад ученика – приложение 2).

- Сопоставив значения “царь”, “император”, “монарх”, назовите слово или понятие, общее для всех. (правитель, властитель).

- О каком русском властителе идет речь в поэме Лермонтова?

4. Личность Ивана Грозного.

Личность самого грозного царя издавна привлекала внимание историков, писателей, художников, скульпторов, музыкантов. Очень у многих людей, обращавшихся к личности этого царя, было совершенно противоположное мнение по поводу его взглядов, деятельности, окружения.

Историческая справка ( ученик читает высказывания об Иване Грозном историков и писателей – приложении 3).

А вот так представлял Ивана Грозного известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн (видеофрагмент “Коронация” из фильма “Иван Грозный”).

- Каким вы увидели царя в этом фрагменте?

К личности Ивана Грозного, как было уже сказано, обращались многие творческие люди. Посмотрите, как изобразил царя скульптор П. Антокольский. (Слайд 4)

- Обратите внимание на позу. О чем говорит такое положение тела? (суровость, напряженность)

- Рука царя лежит легко или она напряжена? Почему? ( думы, внутренняя борьба).

- Почему скульптор скрыл глаза под нависшими бровями? (подозрительность).

- Есть ли в скульптуре детали, которые говорят, что перед нами не только деспот, но и очень умный, дальновидный царь, думающий о будущем России?

А теперь давайте посмотрим на картину известного художника И.Репина “Иван Грозный и сын”. (доклад ученика). (Слайд 5)

- Какой вывод о личности царя можно сделать после всего услышанного и увиденного?

Действительно, перед нами очень противоречивая личность, в которой сочетались безмерная жестокость, подозрительность и блестящий ум, милосердие. Иван Грозный умел любить, прощать, но и страшно наказывать, казнить. Потому-то, наверное, только такая противоречивая личность и смогла создать опричнину.

5. Эвристический поиск

- Что означает слово "опричник"? Каково его происхождение?

  1. Случайно ли опричников в народе называли "кромешниками"? Найдите корень в каждом из этих определений. Равнозначны ли слова "опричь" и "кроме"?
  2. Почему Ивану Грозному, кроме обычной дружины, нужно было личное войско? Кого, кроме внешних врагов, опасался Иван IV?
  3. О чём свидетельствуют прозвище Ивана IV - "Грозный" и выражение "кромешный страх"? Как они характеризуют царя, опричнину и народное отношение к ней?

Историческая справка (доклад ученика – приложение 4).

- Кто в названии “Песни…” оказался на третьем месте?

  1. Уважалось ли в Древней Руси купеческое сословие? В чём, судя по былинному новгородскому циклу, была заслуга купечества перед государством?
  2. Почему же в названии вторым после царя оказался не купец, а опричник?

Задание второе. Волнистой чертой подчеркните в названии имена собственные. (Слайд 6)

- Что у нас получилось? Есть ли какой-то скрытый смысл в том, что царь назван по имени-отчеству, купец - по фамилии, а опричник оказался "безымянным"? Определите, о чём свидетельствуют имя, отчество и фамилия человека?

- Что важнее для характеристики властителя - степень его могущества или родословная? Чем является народ для властителя и кем он сам является для народа? Какое приложение часто сопровождает фольклорное обращение к царю? Кого на Руси называли батюшкой?

- Есть ли в тексте поэмы упоминание о родословной опричника? На что указывает наименование "Кирибеевич" - на имя или отчество? Как оно образовано? Это "своё" (русское) или "чужое" имя? Можно ли его перевести на русский?

Примечание. В переводе с татарского "кирибей" означает "непокорный князь".

- О чём свидетельствует перевод? Как попадали на службу к русским князьям отпрыски татарских князей?

- Как относились на Руси к людям "без роду и племени"?

- Что означает принадлежность купца к определённому роду? Чем, судя по фамилии, торговали его предки? Что наследует человек от своих кровных родственников, кроме имущества?

Задание третье. Пунктирной линией подчеркните все имеющиеся эпитеты. (Слайд 7)

- Являются ли синонимами определения "молодой" и "удалой"? Каким возрастным категориям соответствует каждое из них?

- Что главенствует, в отличие от зрелого возраста, в молодости - ум или чувство, осмотрительность или безрассудство?

- Как проявляется удаль в зрелом возрасте?

- Случайно ли, что в названии нет никакого указания на возраст царя? Важен ли возраст правителя для подданных?

Задание четвёртое. Давайте обобщим наши выводы в опорной таблице и на основе этих обобщений попытаемся предположить, какова сюжетная роль каждого из трёх персонажей.

    1 Полная характеристика персонажей "царь Иван Васильевич" "молодой опричник" "удалой купец Калашников"
    2 Социальный статус носитель абсолютной верховной власти представитель личного войска царя,

    учреждённого для ограничения боярской вольницы

    торговец заморскими товарами
    3 Имя собственное обращение по имени-отчеству - знак

    уважения к личности и к её отцу, а также

    указание на отцовскую роль царя по отношению

    к своим подданным ("царь-батюшка")

    безымянность - знак чужеродности фамилия указывает на принадлежностьк роду, на укоренённость в национальном быту,

    наследование всех патриархальных традиций,

    отражение истории рода

    4 Возраст не имеет значения для властителя молодость - пора безрассудности,

    кипения страстей

    удаль - знак мужественности и силы духа
    5 Предположительная роль в сюжете высший нравственный авторитет,

    верховный судия

    молодой приближённый, царский любимец,

    которому многое позволено

    приверженец и хранитель семейных устоев
    6 Предположительное отношение гусляров

    к персонажам

    признание безусловной справедливости (?)

    царского (отеческого) суда

    осуждение (?) чужака-опричника глубокое сочувствие (?) к защитнику

    нравственной патриархальной нормы

6. Итоги урока.

Итак, сегодня на уроке мы с вами попытались только лишь на основе названия произведения поискать ключи к пониманию его идейного смысла. И я думаю, у нас это получилось.

- Попробуйте, опираясь на таблицу, превратить отражённые в ней умозаключения в связное монологическое высказывание.

7. Домашнее задание:

- Прочитать поэму.

- Правы ли мы были, придя к подобным выводам? Найти доказательства в тексте.

Презентация