Цели урока:
- Проанализировать название лермонтовской поэмы, извлечь содержащуюся в нём информацию, характеризующую историческую эпоху, которой принадлежат персонажи поэмы;
- Понять подсказывающую функцию заголовка.
1. Вступительное слово.
Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к удивительному произведению М.Ю.Лермонтова, полное название которого звучит так “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Согласитесь, довольно длинное название. Но в каждом его слове есть маленькая отгадка, ключик к пониманию смысла произведения.
2. Слово о Лермонтове.
Русские писатели часто обращались к историческому прошлому своей Родины. Лермонтов не был исключением. Эпоха Ивана Грозного и личность само царя всегда интересовали поэта. (Доклад ученика – приложение 1).
3. Эвристический поиск.
Давайте еще раз обратим внимание на название поэмы.
- Какое слово, на ваш взгляд, указывает на фольклорную основу поэмы?
Конечно же, это слово “песня”.
- Как выдумаете, почему Лермонтов выбирает форму песни?
Действительно, песня всегда была близка народу. В ней выражено народное отношение к героям.
- Попробуйте определить, судя по контексту названия, к какому из видов народной песни ближе всего лермонтовское произведение. (Слайд 2)
Итак, большинство считает, что поэма ближе всего к народно-исторической песне.
- Что может послужить прямым или косвенным доказательством правильности этого мнения?
Давайте попробуем прежде всего установить, к какой исторической эпохе относится действие поэмы. Для этого выполним ряд заданий.
Задание 1: Подчеркните в названии поэмы слова, указывающие на общественный статус (положение) перечисленных персонажей. (Слайд 3)
- Какое из этих слов первое в данном ряду? (царь)
- В каком фольклорном жанре не употребляется это слово? Почему? ( В былине).
Историческая справка (доклад ученика – приложение 2).
- Сопоставив значения “царь”, “император”, “монарх”, назовите слово или понятие, общее для всех. (правитель, властитель).
- О каком русском властителе идет речь в поэме Лермонтова?
4. Личность Ивана Грозного.
Личность самого грозного царя издавна привлекала внимание историков, писателей, художников, скульпторов, музыкантов. Очень у многих людей, обращавшихся к личности этого царя, было совершенно противоположное мнение по поводу его взглядов, деятельности, окружения.
Историческая справка ( ученик читает высказывания об Иване Грозном историков и писателей – приложении 3).
А вот так представлял Ивана Грозного известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн (видеофрагмент “Коронация” из фильма “Иван Грозный”).
- Каким вы увидели царя в этом фрагменте?
К личности Ивана Грозного, как было уже сказано, обращались многие творческие люди. Посмотрите, как изобразил царя скульптор П. Антокольский. (Слайд 4)
- Обратите внимание на позу. О чем говорит такое положение тела? (суровость, напряженность)
- Рука царя лежит легко или она напряжена? Почему? ( думы, внутренняя борьба).
- Почему скульптор скрыл глаза под нависшими бровями? (подозрительность).
- Есть ли в скульптуре детали, которые говорят, что перед нами не только деспот, но и очень умный, дальновидный царь, думающий о будущем России?
А теперь давайте посмотрим на картину известного художника И.Репина “Иван Грозный и сын”. (доклад ученика). (Слайд 5)
- Какой вывод о личности царя можно сделать после всего услышанного и увиденного?
Действительно, перед нами очень противоречивая личность, в которой сочетались безмерная жестокость, подозрительность и блестящий ум, милосердие. Иван Грозный умел любить, прощать, но и страшно наказывать, казнить. Потому-то, наверное, только такая противоречивая личность и смогла создать опричнину.
5. Эвристический поиск
- Что означает слово "опричник"? Каково его происхождение?
- Случайно ли опричников в народе называли "кромешниками"? Найдите корень в каждом из этих определений. Равнозначны ли слова "опричь" и "кроме"?
- Почему Ивану Грозному, кроме обычной дружины, нужно было личное войско? Кого, кроме внешних врагов, опасался Иван IV?
- О чём свидетельствуют прозвище Ивана IV - "Грозный" и выражение "кромешный страх"? Как они характеризуют царя, опричнину и народное отношение к ней?
Историческая справка (доклад ученика – приложение 4).
- Кто в названии “Песни…” оказался на третьем месте?
- Уважалось ли в Древней Руси купеческое сословие? В чём, судя по былинному новгородскому циклу, была заслуга купечества перед государством?
- Почему же в названии вторым после царя оказался не купец, а опричник?
Задание второе. Волнистой чертой подчеркните в названии имена собственные. (Слайд 6)
- Что у нас получилось? Есть ли какой-то скрытый смысл в том, что царь назван по имени-отчеству, купец - по фамилии, а опричник оказался "безымянным"? Определите, о чём свидетельствуют имя, отчество и фамилия человека?
- Что важнее для характеристики властителя - степень его могущества или родословная? Чем является народ для властителя и кем он сам является для народа? Какое приложение часто сопровождает фольклорное обращение к царю? Кого на Руси называли батюшкой?
- Есть ли в тексте поэмы упоминание о родословной опричника? На что указывает наименование "Кирибеевич" - на имя или отчество? Как оно образовано? Это "своё" (русское) или "чужое" имя? Можно ли его перевести на русский?
Примечание. В переводе с татарского "кирибей" означает "непокорный князь".
- О чём свидетельствует перевод? Как попадали на службу к русским князьям отпрыски татарских князей?
- Как относились на Руси к людям "без роду и племени"?
- Что означает принадлежность купца к определённому роду? Чем, судя по фамилии, торговали его предки? Что наследует человек от своих кровных родственников, кроме имущества?
Задание третье. Пунктирной линией подчеркните все имеющиеся эпитеты. (Слайд 7)
- Являются ли синонимами определения "молодой" и "удалой"? Каким возрастным категориям соответствует каждое из них?
- Что главенствует, в отличие от зрелого возраста, в молодости - ум или чувство, осмотрительность или безрассудство?
- Как проявляется удаль в зрелом возрасте?
- Случайно ли, что в названии нет никакого указания на возраст царя? Важен ли возраст правителя для подданных?
Задание четвёртое. Давайте обобщим наши выводы в опорной таблице и на основе этих обобщений попытаемся предположить, какова сюжетная роль каждого из трёх персонажей.
1 | Полная характеристика персонажей | "царь Иван Васильевич" | "молодой опричник" | "удалой купец Калашников" |
2 | Социальный статус | носитель абсолютной верховной власти | представитель личного войска царя, учреждённого для ограничения боярской вольницы |
торговец заморскими товарами |
3 | Имя собственное | обращение по имени-отчеству - знак уважения к личности и к её отцу, а также указание на отцовскую роль царя по отношению к своим подданным ("царь-батюшка") |
безымянность - знак чужеродности | фамилия указывает на принадлежностьк роду, на
укоренённость в национальном быту, наследование всех патриархальных традиций, отражение истории рода |
4 | Возраст | не имеет значения для властителя | молодость - пора безрассудности, кипения страстей |
удаль - знак мужественности и силы духа |
5 | Предположительная роль в сюжете | высший нравственный авторитет, верховный судия |
молодой приближённый, царский любимец, которому многое позволено |
приверженец и хранитель семейных устоев |
6 | Предположительное отношение гусляров к персонажам |
признание безусловной справедливости (?) царского (отеческого) суда |
осуждение (?) чужака-опричника | глубокое сочувствие (?) к защитнику нравственной патриархальной нормы |
6. Итоги урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами попытались только лишь на основе названия произведения поискать ключи к пониманию его идейного смысла. И я думаю, у нас это получилось.
- Попробуйте, опираясь на таблицу, превратить отражённые в ней умозаключения в связное монологическое высказывание.
7. Домашнее задание:
- Прочитать поэму.
- Правы ли мы были, придя к подобным выводам? Найти доказательства в тексте.