Название проекта: "Странный человек Печорин".
Цели проекта (для учителя): продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; продолжить формирование навыка самостоятельного анализа произведения; развивать речеведческие умения.
Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать и анализировать информацию; уметь работать в группе; высказывать аргументированные суждения о прочитанном произведении.
Творческое название проекта "Герой ли "герой нашего времени"?
Основополагающий вопрос: Действительно ли Печорин - герой своего времени?
Проблемные вопросы:
- Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?
- Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?
- Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?
- "Зачем я жил? Для какой цели я родился?"
Темы самостоятельных исследований учащихся:
- Печорин - герой своего времени или злодей?
- Онегин и Печорин - герои своих эпох?
- За что любят Печорина, если он приносит страдания?
- Серьёзно или иронически Лермонтов называет Печорина героем своего времени?
- "Ищу вокруг души родной". Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?
Программно-техническое обеспечение проекта: компьютеры, сканер, доступ к интернету, проекционная система; программа обработки изображений, текстовый процессор.
Этапы и сроки проведения проекта
Проект запускается параллельно традиционному изучению романа "Герой нашего времени". На уроках отводится по 10-15 минут на обсуждение основополагающего вопроса, распределение по группам, выбор тем самостоятельных исследований. Самостоятельная работа групп по выполнению исследований, подготовка презентаций проходит за рамками урока, дома или в компьютерном классе школы в свободные от занятий часы.
Этапы проекта | № урока изучения романа | Время на уроке |
Обсуждение основополагающего вопроса. Формирование групп для проведения исследований. Выбор тем исследований. | 4 | 15 мин. |
Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах | 5 | до 15 мин. |
Выработка критериев оценивания
итоговых работ (исследований) Дома: самостоятельная работа групп по выполнению исследований |
6 | 10-15 мин. |
Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание | 7 | 45 мин. |
Урок (урок № 7). Завершения проекта "Странный человек Печорин"
План урока.
Цели урока: помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, постепенного "истощения жара души"; формировать умение анализировать произведение; развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Обращение к основополагающему вопросу. Размышления над словом "герой", договорённость об общем понимании смысла.
Выступления (презентации) групп. Представление работ, их обсуждение с использованием "чёрно-белого" оппонирования. Одновременно - заполнение листа взаимооценки (приложение 2)
- Обсуждение проблемных вопросов.
- Обсуждение основополагающего вопроса.
- Подведение итогов урока, оценивание.
- Домашнее задание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о том, что завершается изучение творчества М.Ю. Лермонтова: лирики и романа "Герой нашего времени".
Изучая роман, девятиклассники работали над проектом "Странный человек Печорин" (творческое название проекта "Герой ли "герой нашего времени"?).
В результате защиты самостоятельных исследовательских работ ребята должны суметь ответить на вопрос: "Действительно ли Печорин - герой своего времени?".
Но прежде чем представлять работы, необходимо договориться, какой смысл следует вкладывать в слово "герой" применительно к роману Лермонтова, и выяснить, что сам автор имел в виду, употребляя данное слово.
Приблизительное время этапа урока - 5 минут.
II. На уроке № 6 были выработаны единые критерии оценивания выступлений и представленных работ. Ребята сидят в группах, имея перед собой лист взаимооценки. Порядок выступления групп произвольный, по желанию. Во время выступления "слушатели" заполняют лист взаимооценки, готовятся оппонировать.
Сразу после выступления группы "слушатели" должны кратко отнестись к представленной работе, отметить два достоинства ("белые оппоненты") и один недостаток ("черные оппоненты").
На этот этап уходит 25-30 минут.
III. Выслушав все выступления, школьники отвечают на проблемные вопросы:
- Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?
- Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?
- Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?
- "Зачем я жил? Для какой цели я родился?".
Обсуждение вопросов занимает 5-7 минут.
IV. Ребятам предлагается ответить на основополагающий вопрос: "Действительно ли Печорин - герой своего времени?". Мнения, как правило, разные, но в процессе небольшой дискуссии школьники приходят к общему выводу: Печорин - герой того времени, в которое жил, но с некоторыми оговорками.
Обсуждение занимает до 5 минут.
V. Учитель подводит итоги урока, отмечает активность учащихся, содержательность выступлений, собирает листы взаимооценки.
VI. В качестве домашнего задания предлагается сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.