Литература
-
Урок выразительного чтения "Театр одного актера" 2009
И в начальной, и в средней школе мы требуем от ребенка: "Читай выразительно!" Но не всегда объясняем, что это значит. Данный урок познакомит учащихся с такими понятиями, как интонация, темп чтения, мимика, жесты и другими. А еще ребята научатся составлять "партитуру" стихотворения.
-
Урок - литературная игра по поэме "Руслан и Людмила" с использованием ИКТ 2009
Цель урока: игры с использованием ИКТ обобщение разговора о первой пушкинской сказке; весело и в игровой форме повторить изученное произведение; развитие детской фантазии и воображения; воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций.
-
Урок-презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева" 2009
Урок литературы в форме презентации по творчеству Ф.И. Тютчева может быть использован как в старших, так и в средних классах при изучении биографии и творчества поэта. Цель урока - помочь ученикам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева, ввести школьников в философский мир тютчевской поэзии.
-
Урок литературы в 8-м классе. "Мгновения длиною в жизнь…" (По повести И.Тургенева «Ася» и рассказу В.Распутина «Рудольфио») 2009
"Психологическая загадка" - вот что объединяет произведения Тургенева и Распутина. Наша задача - открыть тайну душевных переживаний героев. Постановка вопросов этического характера, совместный поиск нравственных истин, индивидуальные творческие задания - все это направлено на развитие духовно-нравственных ценностей современного школьника.
-
Урок литературы (литературное краеведение) по теме "Сравнительный анализ уральских сказов П.Бажова и сибирских сказов В.Галкина" 2009
Тема литературного краеведения достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений. Представленный материал может быть использован для проведения урока либо внеурочного мероприятия по литературе.
-
Урок литературы в 6-м классе. А.С. Пушкин. "Зимнее утро" 2009
Урок разработан с привлечением краеведческого материала, с использованием элементов творческой мастерской. Материал урока способствует умению анализировать лирический текст, развивает творческие способности учащихся, прививает любовь к родному краю.
-
"Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!" (Интегрированный урок: литература + русский язык + история + МХК + архитектура) 2009
На уроке учащиеся знакомятся с храмом Василия Блаженного в Москве (или, как его ещё называют, Покровским собором), который является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства.
-
Урок с использованием компьютерных технологий "Образ Е.Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" (8-й класс) 2009
В работе используются программы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. На уроке литературе в 8-м классе ребята смогли рассмотреть иллюстрации художников к произведению, услышать в записи калмыцкую сказку, увидеть фрагмент "Казнь офицеров" из художественного фильма, выполнить коллективно задания на интерактивном тренажере, а также тестирование, внесенное в программу компьютера.
-
Обретение нравственных ценностей (по рассказу В.П. Астафьева "Вербное воскресенье") 2009
Урок поднимает актуальные темы. Предлагается вариант глубокого анализа литературного текста. На уроке использованы различные технологии критического мышления: кластер, чтение с остановками, таблица-синтез, синквейн, эссе.
-
Урок–исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." 2009
Цель урока – познакомить учащихся с переводом оды Горация «К Мельпомене» М.Ломоносова, А.Востокова, Н.Фоккова; проследить, как развиваются принципы русского классицизма, чем отличаются мировоззрения поэтов; развивать навык сопоставительного анализа лирического произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Пелевина "Омон Ра" 2009
Урок внеклассного чтения "Фантомность реальности в повести Виктора Пелевина "Омон Ра". Основная цель урока: используя текст повести, развивать умение учащихся читать между строк, воспринимать, интерпретировать современное произведение и дать определение манере письма В.О. Пелевина.
-
Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" 2009
Музыкальный урок литературы можно проводить и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 5-го класса. Учащиеся получают предварительные задания: выучить басни, инсценировать их, подготовить рисунки и творческие работы, ознакомиться с биографией И.А. Крылова. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
-
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе 2009
Пьеса-сказка С.Я. Маршака долгое время рекомендовалась школьникам для самостоятельного изучения. По программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого это произведение включено в рубрику «Для чтения и изучения». Приобщаясь к драматургии, постигая законы жанра, пятиклассники учатся не только читать пьесы, но и воспринимать их в сценическом воплощении. Предложенный урок-спектакль помогает «освоить» драматический жанр. «Уроки» С.Я. Маршака, показанные со сцены, «сыгранные» самими, запоминаются надолго.
-
"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина) 2009
Предложенная разработка урока для 11-го класса содержит подробный анализ рассказа в форме эвристической беседы и практическую часть для учащихся, которую рационально проводить в группах. Анализ рассказа позволит повторить литературоведческие понятия: виды портрета, функция пейзажа в литературном произведении, мотив. Кратко сформулирована концепция любви писателя.
-
Татьяна и Онегин в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Весь урок построен по законам искусства: интрига – завязка – кульминация – развязка. Детям на таком уроке раскрывается практическая и социальная значимость изучаемого материала. Сочетание различных средств обучения стимулирует учащихся к работе на уроке.
-
Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2009
Данная статья представляет классификацию нетрадиционных уроков русского языка и литературы, а также примеры нетрадиционных уроков или заданий.
-
Литературно-музыкальная композиция"Цветы и порох". Поэзия военных лет 2009
Литературно-музыкальные композиция показывает, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. 6–7-й класс. "Красота человеческая" 2009
Урок можно использовать на внеклассном мероприятии по литературе в 6–7-х классах, в качестве материала для подготовки к классному часу. Он нацелен на решение прежде всего воспитательных задач: умение слышать другого, сочувствовать, быть милосердными и чутким.
-
Урок по литературе по произведению Е.Носова "Кукла" 2009
Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла". На уроке звучит песня "Кукла" в исполнении Витаса. История создании куклы представлена презентацией.
-
Урок чтения в 4-м классе по теме "Народные загадки и приметы о зиме" 2009
Данный урок разработан на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. Во время урока дети учатся вчитываться, вдумываться в содержание примет и загадок. Материал урока обогащает и развивает ученика как читателя.
-
Урок словесности по повести И.С. Тургенева "Ася", 8-й класс. "Роль портрета в раскрытии психологического состояния героев. Однородные члены предложения в художественном тексте" 2009
Уроки словесности позволяют осуществить интеграцию русского языка и литературы, предметом изучения которых является язык во всех его проявлениях. Многоаспектная языковая работа с текстами вершинных произведений способствует воспитанию у детей чувства языка, развивает их речь, совершенствует аналитические умения, формирует читательскую культуру.
-
Урок-встреча с А.П. Чеховым, писателем-юмористом и человеком. Рассказ "Хамелеон". Анализ произведения (7-й класс) 2009
В основу урока положена технология продуктивного обучения, что помогает ребятам увидеть характеры чеховских героев, а также углубить понятия о юморе и сатире, о жанре произведения.
-
Урок-презентация в 11-м классе "Память огненных лет" 2009
Основная идея урока - привитие любви к Родине, воспитание чувства гордости за человека - защитника Отечества. Такие уроки возвращают нас к событиям войны и предостерегают от ошибок.
-
Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2009
Урок комбинированного типа, который позволяет реализовать различные цели: сообщить некоторые сведения о писателе; вызвать интерес к чтению произведения; развивать самостоятельность мышления, закрепить навыки анализа - интерпретации стихотворного текста.
-
Межпредметный проект "Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…" 2009
Именно на Кавказе и под впечатлением пребывания в этом крае М.Лермонтовым написано большое количество стихотворений, поэм. На Кавказе он писал "Героя нашего времени", закончил поэму "Демон", которую писал всю жизнь, там он познакомился с известнейшими людьми своего времени.
-
Нравственные традиции русской классической литературы в рассказе современного писателя Ю.Оноприенко 2009
В ходе урока учащиеся узнают о современном писателе Ю.Оноприенко, анализируют содержание и художественные особенности рассказа «Еда», формулируют вывод о том, что данный рассказ продолжает лучшие нравственные традиции в изображении человека, заложенные классиками русской литературы: Пушкиным, Гоголем.
-
Стенограмма урока по рассказу А.П. Гайдара "Голубая чашка" 2009
Анализ ключевых эпизодов через интерпретацию текста: от восприятия логики событий к пониманию их смысловой значимости. Происходит «восхождение» от первоначального восприятия к авторскому замыслу. В процессе размышлений приходит понимание смысла названия рассказа.
-
"Я тоже была, прохожий!" (Знакомство с биографией М.Цветаевой в 11-м классе) 2009
Урок представляет собой литературную композицию, сопровождающуюся показом фотографий Цветаевой и близких ей людей. Цель урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни Цветаевой, определить основные черты личности поэта, осуществить первичное знакомство с лирикой Цветаевой.
-
Урок-суд "Встать! Суд идёт. Слушается дело…" (По очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Ролевая игра - вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь старшеклассников в серьезный нравственный анализ художественного произведения.
-
Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" 2009
Данный урок построен с применением новой технологии - технологии французских мастерских. На уроке идет процесс познания, выявления индивидуальных ценностных отношений к объекту познания. Урок личностно-ориентированного обучения и воспитания.