Литература
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-семинар в 11-м классе "Образ праведника в рассказе А.Кабакова "Перекресток" 2009
Тема праведничества - "вечная" тема русской литературы. В ходе урока-семинара прослеживается, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н.Лескова, А.Чехова, А.Солженицына и нашего современника А.Кабакова.
-
"Когда говорят пушки, музы молчат…" 2009
Цели урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; произвести анализ лирического произведения.
-
Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а к концу урока сознательно совершают выбор духовных ценностей. Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
-
Повесть Н.С. Лескова "Очарованный странник" 2009
Цель урока: показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С. Лесков писал: "Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния".
-
"Писать" и "любить" - два неразрывно связанных глагола". Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева 2009
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. И озаренные, вдохновленные этим словом, мы подготовили литературно-музыкальную композицию, которая поможет вам чуть глубже понять этого писателя, его личность, его творчество, его любовь, его судьбу, его эпоху.
-
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль) 2009
Игра "Интеллектуальное казино" рекомендована для учащихся школы III ступени. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества, попробовать себя в роли настоящих ценителей слова.
-
Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий. Тема "Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие" (4-й класс) 2009
Урок знакомит с выдающимися достопримечательностями природы и культуры во всем мире.
-
Система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 2009
Предлагается система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 5-11-х классов. Она представляет собой таблицу, в которой указаны параллели, темы курсов, темы уроков и формы их проведения.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе в 9-м классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование духовного мира Татьяны Лариной. "Письмо Татьяны к Онегину" 2009
Урок составлен по технологии личностно-ориентированного обучения. Главная цель учащихся – исследуя духовный мир Татьяны Лариной, найти значение понятия «духовность». Получая новые знания, дети смогут научиться различным способам деятельности: исследованию, анализу, обобщению, созданию творческого продукта.
-
Литература и нравственное воспитание личности 2009
Нравственные качества человека вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме. В работе представлены основные этапы нравственного становления личности на материале жизни и творчества писателей, их произведений и практической деятельности обучающихся.
-
Деталь как средство создания образов героев "Мертвых душ" и элемент художественного стиля Гоголя 2009
Урок проводится с целью систематизировать знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста; пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова; учить видеть необычное в кажущемся обычном. Урок совершенствования знаний, умений и навыков; умения работать в группах.
-
Литературный праздник как форма внеклассной работы, расширяющая и углубляющая знания по литературе 2009
Внеклассная работа способствует пополнению полученных знаний, повышает интерес к литературе, совершенствует у учащихся навыки анализа, классификации, развитие связной устной и письменной речи учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это 3–4 уроки по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов».
-
Урок-суд над главными героями поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова": "Почему погибают главные герои поэмы? Кто виноват в их гибели?" 2009
Урок-суд носит проблемный характер. Почему погибают главные герои "Песни"? Кто виновен в их гибели? Решение этих и других проблемных вопросов продолжит формирование коммуникативной культуры учащихся, позволит оценить поступки героев с разных точек зрения, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.
-
Урок внеклассного чтения "Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве" 2009
Крапивин - потомственный педагог - подхватил и продолжил традиции писателей Ан-туана Сент-Экзюпери, Александра Грина, Константина Паустовского. Его произведения учат детей толерантности, сочувствию друг другу и сопереживанию чужой боли.
-
От притчи к пословице и басне 2009
Цель урока: развитие у учащихся художественно-образного, эстетического и духовно-нравственного восприятия текстов из Библии, художественных текстов, пословиц.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер" 2009
Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно интерпретировать стихотворение И.А. Бунина в свете философских взглядов поэта, каковы особенности художественной ткани произведения. Исходя из поставленной задачи, в работе последовательно рассмотрены композиция стихотворения, идея и замысел художника.
-
Опорные схемы к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Данный материал помогает расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, опираясь на опорные схемы, при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
Смех в "Тихом Доне" М.Шолохова (смех в мирной жизни и на войне) 2009
Условно смех можно разделить на "мирный" и на "военный", то есть комическая разрядка присуща не только людям в мирной жизни, но шутка сопутствует казакам и в бою, и возле костра, и на коне. Смех в мирном быту разнообразен: от мягкого, успокаивающего смеха, от смеха с "перцем" до резкой, издевательской шутки. Почему смеются, над чем смеются бабы, старики, казаки?
-
Антитеза как композиционная основа романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (урок литературы в 10-м классе) 2009
Урок предполагает определить одну из художественных особенностей романа, рассмотреть основной приём – антитезы – в промежуточном обобщении. В ходе урока используются CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 10-м классе», DVD фильм «Война и мир» (режиссёр С.Бондарчук), электронная энциклопедия «Русская литература».
-
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме "Житие Бориса и Глеба" 2009
Неоспоримо воспитательное значение православной литературы, оказавшей огромное влияние на становление классической русской литературы. В школе жанр житийной литературы изучается мало, но в настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям.
-
Путешествие в мир сказок 2009
Основная цель урока - проникнуться атмосферой сказок А.С. Пушкина. Увидеть красоту и индивидуальность слога.
-
"Сказка ложь, да в ней намек…" Русская литературная сказка 2009
Урок по системе развивающего обучения знакомит учащихся с основными характеристиками литературной сказки, позволяет усвоить принципиальные различия между авторскими и народными произведениями. В процессе подачи материала также вводятся такие теоретические понятия, которые позволяют учащимся расширить словарь литературоведческих терминов.
-
Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка 2009
Исходя из собственной педагогической практики учителя русского языка и литературы, могу привести следующий пример создания (конструирования) КТС в системе развивающего обучения на уроке углубленного изучения литературы в 5-м классе.
-
Урок литературы. Владимир Мономах. "Поучение" 2009
Урок изучения нового материала с целью формирования представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление сведений о Владимире Мономахе.
-
Творческий зачет на тему "Художественное своеобразие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя" 2009
Проверка знаний по литературе не должна вступать в противоречие и с эмоциональной, эстетической стороной литературного образования. Процесс контроля может и должен иметь нестандартную, привлекательную форму. Думается, этим требованиям в определённой мере может соответствовать предлагаемый материал для творческого зачёта по литературе.
-
Литературный ринг (обобщающий урок по русской литературе для учащихся 5-го класса) 2009
Урок состоит из 5 туров: задание на выявление знаний пословиц; знания биографий писателей; рассмотрев иллюстрации, учащиеся должны узнать героев, изображенных на ней, назвать произведение и автора; задания на знание текста. В последнем туре учащимся предлагается творческое задание - подбор или составление пословиц к литературным героям.
-
Методическая разработка урока литературного чтения для 4-х классов 2009
Данный урок - это исследовательская работа учащихся, в процессе которой школьники узнают о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Они знакомятся с поэтом как с личностью, наделённой особыми чертами характера, страстями, взглядами на жизнь, на дружбу и многое другое.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Музыка астафьевской прозы" 2009
Представленный материал - внеклассное мероприятие "Музыка астафьевской прозы". Это сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству известного русского писателя Виктора Петровича Астафьева, которому исполнилось бы 85 лет 2 мая 2009 года. Цель этого мероприятия - пробудить в сердцах детей любовь к художественному слову писателя, к родному краю - земле сибирской.