Урок русского языка в 8-м классе с компьютерной поддержкой по теме "Односоставные предложения в письмах А.П. Чехова и в рассказе «В потемках»"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о видах и особенностях односоставных предложений;
  • уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их виды;
  • проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова;
  • в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.

Ход урока

Объявление темы и постановка целей урока (Приложение, слайд 1, 2).

Подумаем над названием рассказа.

Учитель: По мнению Чехова, название рассказа – это стержень произведения. Оно должно быть простым, ярким, предельно кратким и скромным. Вслушайтесь в название рассказа. “В потемках”.

  1. Соответствует ли название данного рассказа позиции писателя?
  2. Какое значение имеет это слово?
  3. В прямом или переносном значении Антон Павлович употребил это слово?

Ученик: В прямом значении – действия разворачиваются в полной темноте. В переносном – супруги Гагины несчастливы, так как по жизни бродят в темноте. Они живут одним днем, у них нет стремлений к светлой, духовной жизни. Эти люди – насекомые. Недаром Чехов в начале рассказа упоминает про муху.

1. Исследовательская работа.

Учитель: Мы проведем исследовательскую работу, чтобы сделать открытие, как односоставные предложения связуют текст с заглавием, которое раскрывает тему и основную мысль автора. Когда мы знакомились с рассказом, многие сцены, эпизоды вызывали у вас улыбку, смех.

– К какому виду литературных произведений вы бы отнесли рассказ “В потемках”?

Ученики: Перед нами юмористический рассказ, построенный на многих несоответствиях, в котором высмеивается “распостылая жизнь” супругов Гагиных.

Учитель: Молодцы! Некоторые секреты создания юмористического вы уже раскрыли. Но наша цель, обнаружить, как с помощью языковых, синтаксических, стилистиченских приемов Чехов создает комическое, смешное. Основными качествами языка художник слова считал естественность, выразительность, мелодичность, корректность (слайд 3).

Итак, корректность. Очень часто на уроках мы с вами выполняем один из видов заданий – “Коррекционный диктант”. Вспомните, что мы делаем?

– Каково значение этого слова?

Ученик: Коррекция – исправление ошибок, внесение исправлений.

Учитель: Обратимся к посланию Чехова своему брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой, прочитаем его.

2. Письмо с самопроверкой.

Задания:

  1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки;
  2. Проверьте написанное по тексту (слайд 4), оцените свою работу.
  3. Ко(р, рр)ектный язык (не)только правильный сдерж(е,а)(н,нн)ый но и точ_ный. Име(н,нн)о точ_ност_ языка (не)обходимо уд_лять чрезвычайное вн_мание.

Учитель: Нам известно, что центром предложения является грамматическая основа.

  1. Что называется грамматической основой предложения?
  2. Какие виды простых предложений по строению грамматической основы мы знаем? (Слайд 5).
  3. В чем отличие одного вида от другого?

Обратимся к строчке из письма Чехова брату Александру.

3. Графический диктант.

Задания:

  1. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы предложений;
  2. Охарактеризуйте грамматические основы по строению;
  3. Во втором предложении определите форму глагола-сказуемого;
  4. Определите вид односоставного предложения.
  5. Язык должен быть прост и изящен. Берегитесь изысканного языка.

Ученик: Грамматическими основами являются: в первом предложении подлежащее язык, выраженное существительным в И.п., составное именное сказуемое – должен быть изящен, прост; во втором предложении подлежащее отсутствует, простое глагольное сказуемое – берегитесь. Первое предложение по строению грамматической основы двусоставное, второе – односоставное. Глагол-сказуемое во втором односоставном предложении стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, мн.ч. Это определенно-личное предложение.

Учитель: Почему, обращаясь к брату, Чехов употребил определено-личное предложение?

Ученик: Сказуемое указывает на “собеседника” по переписке, он мыслится как определенное, хорошо знакомое, близкое лицо. Использовав односоставное предложение, писатель достиг простоты и выразительности.

Учитель: Назовите виды и группы односоставных предложений, которые мы изучили. (Слайд 6).Каковы особенности каждой группы односоставных предложений? Расскажите об этом.

4. Индивидуальная работа ученика с предложением (синтаксический разбор предложения).

Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте.

Стилистическая функция односоставных предложений.

5. Выборочный диктант.

Задания:

  1. Найдите в предложениях текста односоставные предложения, выпишите их;
  2. Охарактеризуйте их вид и группу.

Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.

– Черт вас знает, что вы за народ! – пробормотал он. – Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков.

Ученик: Неужели даже ночью нет покоя? – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается, сказуемое выражено неизменяемой формой глагола нет. Будят из-за пустяков. – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается как неопределенное лицо, сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 л., во мн.ч.

Учитель: Какой народ ругает товарищ прокурора? Вспомните, кто будит Василия Гагина? С какой целью в реплике героя использовано односоставное неопределенно-личное предложение?

Ученик: Василия будит его жена, но Гагину все равно, кто его будит. Важно, что ему помешали спать, важно само действие, не лицо, совершившее его.

Ученик: Эта сцена вызывает горький смех. Муж обходится с женой грубо, неласково. Мы чувствуем, что между супругами нет нежности, значит, их чувства давно остыли. И опять мы наблюдаем, как односоставные предложения помогают Чехову достичь краткости, выразительности, комичности.

Задания:

  1. Выпишите из дневниковой записи писателя только односоставные предложения;
  2. Укажите их вид и группы.
  3. Ответьте на вопрос: “С какой целью писатель использовал односоставные предложения в личных записях?”

Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.

Ученик: Я выписал следующие предложения: “Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет”. Первое и второе предложения односоставные, определенно-личные. Третье и четвертое предложения односоставные, безличные.

– Определенно-личные предложения помогают избежать повтора личного местоимения “я”. Безличные предложения, по-моему, передают внутреннее состояние писателя: он не чувствует себя полной личностью, он скован бедностью. Односоставные предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность.

Учитель: Познакомимся с советами Чехова молодым творцам, будущим писателям (Приложение, слайд 7).

Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков.
Надо выбрасывать все лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальностии, не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”.

– Найдите противоречие чеховским убеждениям в отрывке из рассказа “В потемках”.

Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками.

Ученик: В советах Антона Павловича говорится об избежании повторов однокоренных слов, форм одного и того же слова, а в рассказе повторяются слова “молчал”, встречаются однокоренные слова “дачный” и “дачниками”.

Учитель: Почему Чехов позволил себе такое? Можно ли оправдать это?

Ученик: Повтор оправдан, потому что помогает Чехову подчеркнуть необыкновенную, удивительную тишину ночи. Повтор согласных [ М – Л – Л ] придает речи мелодичность. Используется прием аллитерации.

Учитель: Видят ли романтичность, красоту ночи супруги Гагины?

Ученик: Не способны они видеть прекрасное. Жене чудятся убийцы и воры, муж “ворчит” односоставными неопределенно-личными предложениями, оскорбляя супругу и называя ее глупой. Их жизнь проходит в потемках.

V. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Творческое задание – составить свой юмористический рассказ, используя односоставные предложения. Не забудьте творческие советы А.П.Чехова.

Обычное задание – выписать из трех рассказов Чехова не менее 10 односоставных предложений разных групп.