Задачи урока:
- воспитывать в учащихся чувство любви к прекрасному;
- учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба;
- учить чтению в лицах;
- учить инсценировать эпизоды, сыграть правильно роль, понять её;
- продолжить обучение выразительному чтению.
Оборудование, наглядность:
1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);
2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;
3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).
На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку
“Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
“Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка целей, задач урока.
III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.
Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.
Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.
По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.
Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.
“Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.
Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.
Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.
IV. Анализ произведения.
Чтение 1 главы
Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?
Итак, автору было одиноко в своей жизни. А почему одиноко, “одиноко как в пустыне”.
Анализ 2 главы
Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.
Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)
Анализ 4 главы
Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?
На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?
Как была открыта его планета?
Над чем смеётся автор?
Ответ: Странный народ эти взрослые.
Вопрос: В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”
“Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”.
“Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”
“Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.
Вопрос: Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?
Анализ эпизода. Глава 5
“ На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”
Вопрос: Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?
“Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”
Анализ 6 главы
“Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…
Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.
Вопрос: Почему маленький принц любил закат?
Ответ: Мечты, думы, воспоминания.
Анализ 7 главы
Вопрос: В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?
Анализ эпизода: “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.
(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”
Инсценировка глав 8–9 (Автор, Роза, Маленький принц)
Анализ эпизода
Вопросы: Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?
В чём проявляется это чувство?
Что такое любовь?
Инсценировка главы 10. (Автор, Король, Принц)
Обращаем внимание детей при анализе на слова Короля: “Власть должна прежде всего быть разумной”. Король, который отдавал приказания, которые должны быть исполнены, был добр.
Инсценировка главы 11. (Честолюбец, Принц)
“Он был один на планете и говорил и думал о том, что он лучше всех”.
Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?
Анализ главы 12. Пьяница. “Хочу забыть, что мне совестно, совестно пить”.
Вывод: Пьянство – болезнь века.
Инсценировка главы 13. (Деловой человек, принц)
Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?
Анализ главы 14. Фонарщик
Вопросы: Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)
Анализ главы 15. Географ. Учёный, который не двигается с места и ничего не видит. Следовательно, ничего не может открыть.
Анализ глав 16–18.
Выводы: “Среди людей тоже одиноко”, “Их носит ветром. У них нет корней,- это очень неудобно”.
Глава 20. Встреча с розами. “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.
Глава 21. Встреча с лисом. “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”.
Вопросы: Что такое дружба? Что значит приручить? (Полюбить, подружиться)
Глава 22. “Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень – очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (Рассуждение о счастье)
Глава 25. Обсуждение высказывания. “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.
V. Заключение: Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.
VI. Подведение итогов урока.