Обобщающий урок по произведению Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • обобщение и расширение знаний по биографии Н. В. Гоголя и по тексту повести “Ночь перед Рождеством”;
  • развитие памяти, мышления, навыка устной речи;
  • воспитание интереса к произведениям Гоголя, к его творчеству, к классической литературе в целом.

Форма урока: “Своя игра”.

Оборудование:

  • портрет Н. В. Гоголя;
  • презентации к уроку;
  • компьютер и мультимедийный проектор, экран;
  • выставка рисунков обучающихся к произведению.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Прочитана и проанализирована повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” (Слайд 1. Презентация). Дома вы изучали дополнительную литературу по биографии и творчеству писателя. На что мы ещё не обратили внимание? Что нами, читателями, осталось неразгаданным? Кто был наиболее внимательный? Ответ на эти вопросы даст сегодняшний урок, который проведем в форме “Своей игры” (Слайд 2).

3. Знакомство с правилами игры.

Ознакомимся с правилами игры. Количество участников может быть не ограничено. Чтобы определить их, проводится отборочный тур. Учащиеся, правильно ответившие на вопросы отборочного тура, становятся участниками игры. Жюри подсчитывает баллы. Начинает игру обучающийся, ответивший первым на вопрос отборочного тура.

Участники выбирают категорию и цену вопроса. При правильном ответе баллы суммируются, участник продолжает игру. При неправильном - право ответа переходит к следующему участнику.

Если участники не знают ответ, право ответить переходит к классу. Ответы остальных обучающихся оцениваются жетонами.

Когда вопросы первого тура закончатся, жюри подводит итог. Из игры выбывают участники, набравшие небольшое количество баллов. Остаются 3-5 человек.

Во втором туре при неправильном ответе количество баллов, составивших цену вопроса, вычитается.

После подведения итогов 2 тура в третьем остаются только два участника, те, кто набрал наибольшее количество баллов. На листе бумаги они “делают ставки”, записывают число, на которое они хотели бы увеличить свои баллы в случае правильного ответа или которое могут вычесть – при неправильном. Записанное число должно быть не больше суммы набранных баллов. Соперники “ставку” знать не должны.

После игры проводится награждение победителей и участников.

(Если между турами жюри не успевает подвести итог, то можно задать несколько вопросов зрителям (задания продумать заранее)

4. Игра.

Отборочный тур

  1. Что такое повесть? (Повесть – средняя по объему форма эпической прозы, охватывающая цепь эпизодов) (Слайд 3)
  2. Чем отличается повесть от рассказа? (В рассказе – одно событие, эпизод. В повести – много эпизодов, героев, которые связаны с главным действующим лицом. Обычно объем рассказа составляет не более 10000 слов, меньше повести.) (Слайд 3)
  3. Назовите жанры эпоса (2–3).(Повесть, рассказ, роман, басня…) (Слайд 3)
  4. Жанр “Ночи перед Рождеством”? (Сказочная повесть) (Слайд 3)
  5. Как назывался сборник, в котором была напечатана повесть “Ночь перед Рождеством”? (“Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832) (Слайд 4)
  6. Когда родился Н. В. Гоголь? (20 марта (1 апреля) 1809) (Слайд 4)
  7. Где родился Н. В. Гоголь? (Местечко Великие Сорочинцы (Большие Сорочинцы) Миргородского уезда Полтавской губернии) (Слайд 4)
  8. Чем отличается сказочная повесть от сказки? 1) Художественный мир изображается правдиво, привычно для человека. 2) Фантастика используется как художественный прием, средство в развитии сюжета или характеров. 3) Система характеров выражает главную мысль автора. 4) Герои – обычные люди, не имеющие в себе ничего волшебного. 5) Важное значение имеет подтекст.) (Слайд 4)
  9. Место учебы Н. В. Гоголя. (Полтавское уездное училище (1818-1819), частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, Нежинская гимназия (1821-1828) (Слайд 5)
  10. Жизнь какого народа изображена в провести “Ночь перед Рождеством?” (украинского, Малороссии) (Слайд 5)
  11. Один из псевдонимов Гоголя. (В. Алов) (Слайд 5)
  12. Кто о повести написал такие восторженные слова: “Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства”?(А. С. Пушкин) (Слайд 6)
  13. Кто были предки писателя со стороны отца? (Потомственными священниками)
  14. Как это здание связано с повестью Гоголя (Зимний дворец, в который приходит Вакула вместе с запорожцами) (Слайд 7 )?
  15. Кто из предков прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь? (Дед Афанасий Демьянович) (Слайд 8)
  16. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке. Какое другое называние деревни? (Яновщина) (Слайд 9)

1 тур

Штрихи к портрету

10 - Спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий. (Черт)

20 - Черные брови и очи, вздернутый кверху нос, черные длинные косы. (Оксана)

30 - Ни хороша, ни дурна собою. (Солоха)

40 - Погрузнее головы и повыше ростом Чубова кума. (Козак Свербыгуз) 50 - Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, с обросшею бородкою. Кум Чуба Панас

Имя

10 - Кузнец. (Вакула)

20 - Любимая девушка кузнеца. (Оксана)

30 - Подруга Оксаны. (Одарка)

40 - Козак Чуб. (Корний)

50 - Дьяк. (Осип Никифорович)

Род занятий

10 - Вакула. (Кузнец)

20 - Осип Никифорович. (Дьяк)

30 - Красивая дама с голубыми глазами. (Царица)

40 - Шапуваленко. (Ткач)

50 - Тымыш Коростявый. (Коровий пастух)

Значение слов (Слайд 29)

10 - Колядовать. (Петь песни накануне Рождества)

20 - Парубки. (Юноши)

30 - Шинок. (Трактир)

40 - Ланиты. (Щеки)

50 - Тавлинка. (Табакерка)

2 тур

Значение слов

10 - Кожух. (Тулуп)

20 - Черевики. (Башмаки)

30 - Смалец. (Бараний жир)

40 - Кухмистр. (Повар)

50 - Видлога. (Капюшон (откидная шапка из сукна)

Ошибочка вышла

10 -В Диканьке никто не слышал, как ведьма украла месяц. (Черт украл месяц)

20 - Чуб был богобоязливый человек и писал часто образа святых. (Кузнец Вакула писал образа)

30 - Одарка кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется одному ему. (Солоха)

40 - Утонул! Ей богу утонул! – лепетала толстая дьячиха, стоя в куче диканьковских баб посреди улицы. (Ткачиха)

50 - Дьяк выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться. (Чуб)

Сюжет

10

1) Украденный месяц.

2) Своенравная красавица.

3) Разговор Чуба с кумом.

(Ответ: 1, 3, 2)

20 - Гости Солохи:

  1. Черт.
  2. Чуб.
  3. Дьяк.
  4. Голова.

(Ответ: 1, 4, 3, 2)

30

1) Вакула у Пацюка.

2) Решение утопиться.

3) Черт на службе у кузнеца.

(Ответ: 2, 1, 3)

40

1) Встреча с царицей.

2) Разговор с запорожцами.

(Ответ: 2, 1)

50

1) Разговор баб у проруби.

2) Сватовство Вакулы.

3) В церкви.

(Ответ: последовательность правильная)

3 тур

Своя игра

- Герой Н. В. Гоголя из далёкой Диканьки отправляется в Петербург к императрице, попадает во дворец. Кому принадлежит идея превратить Эрмитаж в музей? (Екатерине II)

Сообщение ученика.

При Екатерине Великой Эрмитаж стал музеем. Именно она начала собирать музейную коллекцию живописи, скульптуры…

Зимний дворец в Ленинграде, памятник архитектуры XVIII в. До 1905 г. - главная резиденция российских императоров.

Существующий пятый построен Растрелли в 1754–1762 (на месте разобранного третьего) в стиле барокко. Здание имеет внутренний двор; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 комнат) и его различно решенных, согласованных с окружением фасадов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то обнажает плоскость стены) создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов и расположенных анфиладами помещений подчёркивает парадное назначение здания. Интерьеры неоднократно перестраивались.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Ее отличает необыкновенное разнообразие декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами.

Особенно замечателен Малахитовый зал – единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь сочно-зеленых малахитовых колонн.

5. Подведение итогов, награждение победителей. (Грамоты, отметки)

Список литературы

  1. Большая школьная энциклопедия [Текст]: Гуманитарные науки / Авт. – сост. С. Исмаилова. - т 2– М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2003. – 704 с.
  2. 100 великих имен в литературе [Текст]: научно-популярн. изд. / под ред. В. П. Ситникова / В. В. Быкова, Н. Г. Быкова, Г. П. Шалаева, В. В. Славкин, Е. В. Агеева, (при участии Е. Г. Кузьминой), научный редактор В. В. Славкин. – М.: Филол. О-во “СЛОВО”, 1998. – 544 с.
  3. Соколова, Т. М. Зимний дворец [Текст] / Т. М. Соколова. - Л.: 1958.