Литература
-
Разработка урока по теме "Систематизация художественных тропов на поэтическом материале стихов о Москве" 2010
На уроке вводится понятие тропов, повторяются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Учащиеся учатся нахождить тропы в текстах, определять их художественный эффект и составлять собственные тексты на заданные темы.
-
Урок-размышление "Корабль мятущейся души…" 2010
Задача школьного обучения – формирование цельной, гармонической личности. Интегрированные уроки способствуют развитию фантазии, формированию художественного вкуса. И если урок выстроен правильно, каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
Урок внеклассного чтения "Любовь – поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство" 2010
Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.
-
Урок-диспут "Взаимосвязь между рассказами Л.Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире" 2010
На уроке идет обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям, попавшим в беду, представление о гуманном отношении к человеку, обсуждение проблемы последствий неосторожности и их предотвращении. Данные проблемы обсуждаются посредством восприятия рассказов Толстого Л.Н.
-
Викторина по биографии и произведению Грибоедова "Горе от ума" 2010
Урок рекомендуется для обобщения и проверки знаний, полученных по окончании изучения творчества А.С. Грибоедова в курсе литературы за 9-й класс. Урок построен по принципу игры «Умники и умницы» и призван совершенствовать коммуникативные умения, развивать познавательные интересы и творческие способности.
-
Программа элективного курса 2010
Систематическое изучение лирических произведений на лингвистической основе способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы, желающих развить навыки анализа поэтического текста, подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
-
Интеллектуальная викторина по литературе "Своя игра" 2010
После изучения поэмы Н.В. Гоголя проводится обобщающий урок, в основе которого лежит телевизионная версия викторины "Своя игра" с использованием ИКТ, что позволяет учителю эффективно проверить знания учащихся. Игровая форма занятия стимулирует развитие интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся.
-
Сопоставительный анализ как средство формирования информационной компетентности на уроках литературы в старших классах 2010
Вначале обоснована актуальность темы, дано определение основным терминам, представлены две классификации ключевых компетентностей. Далее предложен опыт проведения учебного занятия по теме «Два мага в творчестве М.А. Булгакова»: сопоставительный анализ художественных образов профессора Преображенского и Воланда.
-
Развитие темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина (на материале повестей «Станционный смотритель» и «Медный всадник») 2010
О теме «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина учащиеся говорят в 6-м классе, изучая повесть «Станционный смотритель». Повесть «Медный Всадник» дает возможность расширить взгляд учащихся на эту тему, понять общечеловеческое значение произведений поэта, их влияние на всю русскую литературу в целом.
-
Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир" 2010
На материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема «Мысль семейная», используются элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявляется авторский взгляд на тему семьи.
-
Урок литературы в 8-м классе 2010
Урок начинается с терминологической разминки и целеполагания. Затем подготовленный ученик делает сообщение о сентиментализме, попутно демонстрируются репродукции картин художников-сентименталистов, виды архитектурных построек в духе сентиментализма. В итоге заполняется сравнительная таблица «Классицизм и сентиментализм».
-
Распространенные и нераспространенные обращения 2010
Задача данного урока – выявить особенности строения, смыслового назначения обращений и их эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения (выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба").
-
Сценарий литературной гостиной "Поэзия сердец" 2010
Композиция создавалась в рамках программы по толерантности. Привитие эстетического вкуса подросткам – задача сложная, не терпящая диктата, тоталитарности. Говорят, "о вкусах не спорят", но в этой работе автор попробовал это сделать при помощи стихов, в которых сталкиваются различные точки зрения на искусство и его формы.
-
Урок литературы по стихотворению Н.Заболоцкого "Журавли": "Спешите делать добрые дела!". 6-й класс 2010
Знакомство и аналитическая работа по стихотворению Николая Заболоцкого "Журавли". Воспитание экологической культуры школьника, нравственных ценностей (любви, доброты, гуманности и т.д.), внимательного отношения к окружающему нас миру. Работа по закреплению навыков анализа поэтического текста; знакомство с новым литературным термином "аллитерация".
-
Литературная гостиная "Горьким словом моим посмеются" 2010
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству Н.В .Гоголя. Мероприятие способствует формированию интереса старщеклассников к творчеству и личности "странного гения". Оно раскрывает факты жизни писателя, которые остаются за страницами цкольных учебников. Стихи поэтов XIX в. помогают создать эмоциональный фон.
-
Урок по литературе на тему "И слово отзовется добром…" (6-й класс) 2010
Урок показывает связь между Библией, духовной литературой и литературой светской. Попутно отрабатываются навыки анализа художественного текста и выразительного чтения. В ходе работы с учебником сравниваются молитва «Отче наш» и стихотворение Пушкина «Господня молитва». Обращение к жизненному опыту детей позволяет показать глубокую связь традиций, культурных ценностей, духовного содержания литературных произведений.
-
Урок по теме "Комический образ героя-обывателя в рассказах М.М. Зощенко" 2010
На уроке учащиеся выясняют, какие приемы использует автор для создания комического образа героя. Урок развивает навыки исследовательской работы и воспитывает понимание того, что правильная речь – это признак культурного человека.
-
Урок литературы по теме «Трагическая судьба простого советского человека и ее отражение в рассказе В.Астафьева «Пролетный гусь»" 2010
Урок предлагается проводить в разделе программы «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» после изучения творчества писателей А. Солженицына, В. Шаламова. На уроке учащимся предстоит проанализировать содержание рассказа и ответить на вопрос, в чем трагизм судьбы простого советского человека.
-
Поэма А.А. Блока "Двенадцать". Композиция, ритмика, своеобразие лексики 2010
Анализ стихотворного произведения – один из сложнейших видов работы на уроках литературы. Работа над лирическим текстом важна, так как позволяет на практике применить то, что изучено по теории стихотворного текста — поэзии. Также это один из способов научить детей самих создавать поистине художественные тексты — сочинения разных видов.
-
Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2010
В ходе урока осуществляется развитие ключевых компетенций и творческого потенциала учащихся, необходимого для самообучения в условиях совершенствования средств ИКТ; совершенствование работы в творческих группах.
-
С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" 2010
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе.
-
Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения по теме "Г.К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»" (4-й класс) 2010
Урок литературного чтения в 4-м классе с применением технологии здоровьесбережения, с использованием ИКТ. Второй урок по теме "Паустовский Г.К. "Корзина с еловыми шишками", тема урока "Волшебник и великий музыкант". В ходе урока учащиеся приходят к выводу, что великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
-
Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"» 2010
Урок посвящен изучению образа Петра в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Важно дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований, выявить идейно-художественную задачу А.Н. Толстого – показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; выявить роль художественных средств в создании образа Петра.
-
Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить характер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории.
-
Конспект открытого урока по теме «Философская новелла А.П. Чехова "Студент"» 2010
Обязательный минимум содержания в системе уроков литературы в 10-м классе предполагает изучение творчества А.П. Чехова, в том числе его рассказов. В ходе изучения рассказов выявляются особенности данных произведений, своеобразие их тематики и стиля, лаконизм, философская глубина, роль подтекста и другие особенности.
-
Игра по творчеству А.С. Пушкина для учащихся 9-х классов "Звездный час" 2010
Представленная здесь игра по литературе поможет проверить знания и эрудицию учащихся по творчеству А.С. Пушкина. «Звёздный час» – индивидуальная игра, но при желании её можно использовать, как и командную. Игра состоит из трёх туров и финала. Каждый тур помогает выявить знатока по той или ной теме: «Друзья Пушкина», «Жанры», «Художники» «Композиторы».
-
Урок-диспут в 6-м классе "Ш.Галиевнец "Минем беренче гомерем" 2010
Бу дәрес эшкәртмәсендә Ш. Галиевнең “Минем беренче гомерем” әсәрендә халык педагогикасы” темасына дәрес-диспут тәкъдим ителә. Автор новелла-хикәяләрдән төзелгән истәлек китабында халык әйтемнәренә, мәкальләргә зур игътибар биргән. Борынгы бабаларыбыздан сакланган гыйбрәтле әйтемнәрне балалар белән бергәләшеп ачыклау, анализ ясау киләчәк көннәрендә аларны күп ялгыш адымнар ясаудан саклап калыр дигән теләктә калам. (Материал на татарском языке.)
-
"Язык как средство характеристики героя" 2010
Язык художественного произведения — это материал литературы, форма, через которую выражается ее содержание. Писатель Геннадий Степанович Ларкович из всего богатства общенародного языка отбирает такие элементы, которые необходимы ему для выполнения поставленной художественной задачи. Тщательная работа над словом - основа мастерства писателя как художника слова.
-
Урок: "Поэзия времён ВОВ" 2010
Основной целью урока является ознакомление учащихся с творчеством поэтов военных лет, рассмотрение роли поэзии и ее влияния на события военной поры; развивать активность и самостоятельность мышления, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература): "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Двусоставные предложения" 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу; показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.