Литература
-
Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс" 2010
Произведение анализируется в единстве формы и содержания. Творческие группы, получив заранее задания, под руководством учителя проводили исследование рассказа Е.Носова. Разрабатывались следующие темы: композиция рассказа; портретная характеристика главной героини; диалоги; поступки героини; пространство и время; язык рассказа; образ автора; роль художественной детали; основная идея рассказа; смысл названия.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 2010
На уроке ученики знакомятся с самыми популярными композициями военных лет и их авторами.
-
М.Горький. "Ма-аленькая!". Рассказ с обрамлением. Личность героини 2010
Урок может быть проведен как плановый или урок внеклассного чтения. Учащиеся на уроке познакомятся с данным произведение М.Горького, углубят знания о рассказе с обрамлением. Учитель продолжит формировать навык выразительного чтения у учащихся, умение работать по содержанию рассказа, развивать логическое мышление, речь учащихся; воспитывать гуманное отношение к людям.
-
"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Открытие книги. В.Каверин. "Два капитана" 2010
Урок по роману Каверина построен в форме беседы по прочитанному произведению с демонстрацией предполагаемых ответов на слайдах. Включены сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и творчестве Каверина, истории написания романа и его прототипах, памятнике героям Каверина во Пскове, рассказ учителя о мюзикле "Норд-Ост" с просмотром видеоролика.
-
Литературно–музыкальная композиция «В начале жизни школу помню я…», посвященная Царскосельскому Лицею 2010
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Императорскому Царскосельскому лицею. Рассказывается об открытии Лицея, его первых наставниках и питомцах. Представлены сцены из жизни лицеистов – об их радостях и огорчениях, дружбе и чести.
-
Урок литературы в 6-м классе: "Из жизни книг и истории письменных принадлежностей". Урок с презентацией 2010
Этот урок познакомит учащихся с историей создания книг. В наше время, когда дети часами просиживают у компьютера, очень важно пробудить интерес ребят к чтению книг, ведь они открывают нам свои тайны, знакомят с интересными событиями прошлого и настоящего. Этот урок познакомит учащихся с историей создания письменных принадлежностей. Они узнают, из чего делали чернила, узнают, как и откуда появился карандаш, которым мы пользуемся до сих пор.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 10-м классе: "Портрет в искусстве и литературе" 2010
Интегрированный урок познакомит учащихся с понятием "портрет". Используя репродукции, картин учащиеся знакомятся с разными видами портретов (словесный, литературный, парадный, поясной, психологический), делая вывод о том, что литературный портрет описывает не только внешность героя, но и его внутренние качества. Урок сопровождается презентацией.
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе по теме "Историческая эпоха Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина" 2010
Данный урок является примером творческого сотрудничества учителей литературы и истории и объединяет литературоведческий и исторический взгляд на произведение А.С. Пушкина "Борис Годунов", поднимаемые в нём проблемы, решает задачи обучения анализу художественного произведения.
-
Разработка урока по теме "Систематизация художественных тропов на поэтическом материале стихов о Москве" 2010
На уроке вводится понятие тропов, повторяются эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Учащиеся учатся нахождить тропы в текстах, определять их художественный эффект и составлять собственные тексты на заданные темы.
-
Урок-размышление "Корабль мятущейся души…" 2010
Задача школьного обучения – формирование цельной, гармонической личности. Интегрированные уроки способствуют развитию фантазии, формированию художественного вкуса. И если урок выстроен правильно, каждый ученик включается в самостоятельную творческую, исследовательскую работу и делает для себя открытие в уже знакомом материале.
-
Урок внеклассного чтения "Любовь – поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство" 2010
Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.
-
Урок-диспут "Взаимосвязь между рассказами Л.Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире" 2010
На уроке идет обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям, попавшим в беду, представление о гуманном отношении к человеку, обсуждение проблемы последствий неосторожности и их предотвращении. Данные проблемы обсуждаются посредством восприятия рассказов Толстого Л.Н.
-
Викторина по биографии и произведению Грибоедова "Горе от ума" 2010
Урок рекомендуется для обобщения и проверки знаний, полученных по окончании изучения творчества А.С. Грибоедова в курсе литературы за 9-й класс. Урок построен по принципу игры «Умники и умницы» и призван совершенствовать коммуникативные умения, развивать познавательные интересы и творческие способности.
-
Программа элективного курса 2010
Систематическое изучение лирических произведений на лингвистической основе способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы, желающих развить навыки анализа поэтического текста, подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
-
Интеллектуальная викторина по литературе "Своя игра" 2010
После изучения поэмы Н.В. Гоголя проводится обобщающий урок, в основе которого лежит телевизионная версия викторины "Своя игра" с использованием ИКТ, что позволяет учителю эффективно проверить знания учащихся. Игровая форма занятия стимулирует развитие интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся.
-
Сопоставительный анализ как средство формирования информационной компетентности на уроках литературы в старших классах 2010
Вначале обоснована актуальность темы, дано определение основным терминам, представлены две классификации ключевых компетентностей. Далее предложен опыт проведения учебного занятия по теме «Два мага в творчестве М.А. Булгакова»: сопоставительный анализ художественных образов профессора Преображенского и Воланда.
-
Развитие темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина (на материале повестей «Станционный смотритель» и «Медный всадник») 2010
О теме «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина учащиеся говорят в 6-м классе, изучая повесть «Станционный смотритель». Повесть «Медный Всадник» дает возможность расширить взгляд учащихся на эту тему, понять общечеловеческое значение произведений поэта, их влияние на всю русскую литературу в целом.
-
Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир" 2010
На материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема «Мысль семейная», используются элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявляется авторский взгляд на тему семьи.
-
Урок литературы в 8-м классе 2010
Урок начинается с терминологической разминки и целеполагания. Затем подготовленный ученик делает сообщение о сентиментализме, попутно демонстрируются репродукции картин художников-сентименталистов, виды архитектурных построек в духе сентиментализма. В итоге заполняется сравнительная таблица «Классицизм и сентиментализм».
-
Распространенные и нераспространенные обращения 2010
Задача данного урока – выявить особенности строения, смыслового назначения обращений и их эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения (выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба").
-
Сценарий литературной гостиной "Поэзия сердец" 2010
Композиция создавалась в рамках программы по толерантности. Привитие эстетического вкуса подросткам – задача сложная, не терпящая диктата, тоталитарности. Говорят, "о вкусах не спорят", но в этой работе автор попробовал это сделать при помощи стихов, в которых сталкиваются различные точки зрения на искусство и его формы.
-
Урок литературы по стихотворению Н.Заболоцкого "Журавли": "Спешите делать добрые дела!". 6-й класс 2010
Знакомство и аналитическая работа по стихотворению Николая Заболоцкого "Журавли". Воспитание экологической культуры школьника, нравственных ценностей (любви, доброты, гуманности и т.д.), внимательного отношения к окружающему нас миру. Работа по закреплению навыков анализа поэтического текста; знакомство с новым литературным термином "аллитерация".
-
Литературная гостиная "Горьким словом моим посмеются" 2010
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству Н.В .Гоголя. Мероприятие способствует формированию интереса старщеклассников к творчеству и личности "странного гения". Оно раскрывает факты жизни писателя, которые остаются за страницами цкольных учебников. Стихи поэтов XIX в. помогают создать эмоциональный фон.
-
Урок по литературе на тему "И слово отзовется добром…" (6-й класс) 2010
Урок показывает связь между Библией, духовной литературой и литературой светской. Попутно отрабатываются навыки анализа художественного текста и выразительного чтения. В ходе работы с учебником сравниваются молитва «Отче наш» и стихотворение Пушкина «Господня молитва». Обращение к жизненному опыту детей позволяет показать глубокую связь традиций, культурных ценностей, духовного содержания литературных произведений.
-
Урок по теме "Комический образ героя-обывателя в рассказах М.М. Зощенко" 2010
На уроке учащиеся выясняют, какие приемы использует автор для создания комического образа героя. Урок развивает навыки исследовательской работы и воспитывает понимание того, что правильная речь – это признак культурного человека.
-
Урок литературы по теме «Трагическая судьба простого советского человека и ее отражение в рассказе В.Астафьева «Пролетный гусь»" 2010
Урок предлагается проводить в разделе программы «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» после изучения творчества писателей А. Солженицына, В. Шаламова. На уроке учащимся предстоит проанализировать содержание рассказа и ответить на вопрос, в чем трагизм судьбы простого советского человека.
-
Поэма А.А. Блока "Двенадцать". Композиция, ритмика, своеобразие лексики 2010
Анализ стихотворного произведения – один из сложнейших видов работы на уроках литературы. Работа над лирическим текстом важна, так как позволяет на практике применить то, что изучено по теории стихотворного текста — поэзии. Также это один из способов научить детей самих создавать поистине художественные тексты — сочинения разных видов.
-
Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2010
В ходе урока осуществляется развитие ключевых компетенций и творческого потенциала учащихся, необходимого для самообучения в условиях совершенствования средств ИКТ; совершенствование работы в творческих группах.
-
С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" 2010
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе.