Цель: Повесть «Капитанская дочка» как волшебная сказка.
Задача: Показать, что реалистическая историческая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очень напоминает волшебную сказку.
I. Слово учителя:
- Я просила вас дома перечитать волшебные сказки , чтобы вспомнить основные составляющие сказки: сюжет, композицию, художественные особенности. (ответы учащихся)
1 ряд – «Гуси – лебеди»
2 ряд – «Царевна – лягушка»
3 ряд – «Иван царевич и Серый волк»
II. Слово учителя:
- А сейчас давайте с ребятами второго ряда составим общую сюжетную схему сказки «Царевна – лягушка». Иван Царевич отправился за невестой, по дороге он делает добрые дела (спасает зайца, утку, медведя, щуку) потом эти дела возвращаются ему сторицей. Иван Царевич отвоевывает невесту у кощея. Заканчивается все свадьбой.
- А теперь попробуем эту схему наложить на повесть «Капитанская дочка».
- Куда отправился Петр Гринев? Зачем? ( отправился в Белогорскую крепость за невестой)
- Какое доброе дело совершил по дороге Петруша? (По дороге туда благородно возвращает долг Зурину, дарит заячий тулуп Пугачеву)
- Как это потом отобразиться на его жизни? (Пугачев дарит ему жизнь, помогает вызволить Машу)
- Легко ли достается Маша Гриневу? (отвоёвывает у Швабрина)
- Чем заканчиваются их отношения? ( Свадьбой)
- Что же получается? (Тот же сказочный сюжет)
Все дела героя направлены на то , что всё должно завершиться свадьбой.
Вспомним, что говорил Савельич при отъезде « Куда спешить, добро бы на свадьбу».
III. Вернёмся к доброму делу Гринева.
- Вспомни и найди, как Пугачев относиться к подарку Гринева?
(Он ему мал, не особенно нужен, но Пугачев не отказывается от подарка, он ему рад)
- Давайте вместе с ребятами 1 ряда вспомним сказку «Гуси - лебеди».
когда девочка ищет братца, о чем ее просят печка, речка, яблоня (собрать яблоки, выпечь пироги). Они проверяют девочку на знание правил поведения. А заячий тулуп? Это проверка Гринева на знание правил поведения (благодарность вожатому за вывод из метели).
IV. С сюжетом и композицией мы разобрались, давайте поговорим о главном герое.
А для этого ещё раз вспомним сказку «Царевна – лягушка», «Конёк – горбунок» или любую другую.
- Сколько было сынов в семье?
- Кто обычно претендует на главного героя?
(«Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»)
В «Царевне – лягушке» старшие везде удачливые, у младшего стрела в болото, т.е. в сказках 3 – й сын Иван – дурак.
- Кем был Гринёв в начале повести?
(Недоросль, не очень хорошо относился к учению, гонял голубей)
- Хорошо. О сказках мы с вами волшебных говорим. А сам герой наделён чудесными силами? Сам может что – то ? Вспомним сказку «Конёк – горбунок» и «Иван Царевич и Серый волк». (Нет сами герои волшебными силами не обладают. Помогает конёк – горбунок он всё делает за Ивана. За Ивана Царевича все делает Серый волк)
- Кому обязан Гринёв - жизнью, встречей с Машей, её спасением?
(Савельичу и Пугачеву не будь их, сам бы он ничего не смог.)
V. И последнее: при чтении мы отмечали и выписывали пословицы и поговорки, в повести их очень много. Давайте их зачитаем и сделаем вывод самостоятельно.
- «Береги платье снову, а честь смолоду»
- «Куда торопиться, добро бы на свадьбу»
- «Брань на вороту не виснет»
- «Худой мир лучше доброй ссоры»
- «Хоть о четырёх ногах да спотыкается» и др.
Это как постоянные выражения в сказках «утро вечера мудренее», или постоянные эпитеты. Такое обилие поговорок и пословиц тоже роднит повесть со сказкой.
VI. Подводим итог. Вспомним цель урока.
Историческая реалистическая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» очень напоминает волшебную сказку. Великий поэт может быть несознательно все действия и поступки своих героев связывал с мифологией, устным народным творчеством. Персонажи ведут себя согласно особенностям сказочного жанра, ему же подчиняются композиция и сюжет.