Цели:
- изучение любовной лирики А.С.Пушкина;
- раскрытие ее духовного потенциала;
- развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся;
- обучение исполнительскому анализу стихотворения.
Ход урока
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь - и я влюблен!..
А.С.Пушкин.
I. Введение в тему урока.
Вы, конечно, обратили внимание на то, что чувство влюбленности связывается поэтом с образом Купидона.
- Кто же такой Купидон? (бог любви)
- Почему он назван автором птицей? (изображался с крылышками за спиной)
- Какие еще имена носил в античности этот бог любви? (Амур, Эрос или Эрот)
- Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона? (Афина или Венера)
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя "страстям мятежным", но, как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный". Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе "науки страсти нежной", ему хорошо знакомы признания и клятвы, разуверения и измены, "могучая страсть" и мягкая нежность.
Любовь для Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Его стихи вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, что не в состоянии дать ни одно биографическое "разыскание", касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
П. Основная часть урока.
1. Сообщение учителя.
1) Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. (Любовь - безоблачная, любовная мечта, любовь, веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит - она - главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры.)
2) Романтический образ талисмана - символ любви и верности и одновременно метафора: человек - тоже талисман. ("Храни меня, мой талисман:")
3) Лирическая автобиография в стихотворении "Я помню чудное мгновенье".
4) Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении "Не пой, красавица, при мне:"
5) Поэтическая философия гармонии в стихотворении "На холмах Грузии:"
6) Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении "Для берегов Отчизны дальной".
2. Слайд "Адресаты лирики Пушкина" (доклад подготовленного ученика
1. М.Н.Раевская : "На холмах Грузии:" (1829), "Редеет облаков летучая гряда:" (1820), "Погасло дневное светило:" (1820), "Фонтану Бахчисарайского дворца" (1824).
2. А.П.Керн - "Я помню чудное мгновенье:"
3. Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым : "В отдалении от вас:" (1827), "Ответ" (1830), "Когда, бывало в старину:" (1827),
"Вы избалованы природой:" (1829).
4. Е.К. Воронцова - "Сожженное письмо" (1825), "Храни меня, мой талисман:" (1825), "Всю жертву памяти твоей" (1825), "Талисман" (1827).
5. Амалия Ризнич - "Простишь ли мне:" (1823).
6. Н.Н. Гончарова - "Мадонна" (1830).
Давайте разберем одно из стихотворений А.С.Пушкина "Я вас любил:"Выразительное чтение стих - ия заранее подготовленным уч-ся.
III. Анализ стих - ия.
- В стихотворении много психологических деталей. Какие?
(Пик чувства пройден, поэта не мучит "болезнь" любви. Он пишет о том моменте, когда чувство угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе живет любовь - воспоминание.)
- Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная, "безмолвная", не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)
- Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы "другой" любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за "безмолвную" любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.
- Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х г.г., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкина часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий.)
IV. Перед вами портрет А.П.Керн.
Сообщение ученика.
Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта и Керн произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина, своей тете, Прасковье Александровне Осиповой, в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.
В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: "Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листах, между которыми я нашла четверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное внимание:" Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих "Северных цветах". Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку."
Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передает странное смятение, охватившее Пушкина: "Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло в голове, я не знаю.
Учитель:
- Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в самом стихотворении.
V. Чтение стихотворения "К **" заранее подготовленным уч-ся
VI. Слайд с текстом стихотворения
- Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату? (Автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него "гением чистой красоты". От встреч с нею полностью зависит состояние его души.)
- Образ героини создается с помощью "загадочных" слов : "мимолетное виденье", "гений чистой красоты". Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения?
- Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ? (Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудесная.)
- Какой образ возникает в первых строках последней строфы стих-ия? (Образ сердца).
-Можно ли считать, что сердце в послании "К ***" показано поэтом как центр сосредоточения всех переживаний героя? (В сердце встречаются все чувства лирического героя. Они разнообразны, но все высоки и чисты. Автор выделяет те чувства, которые обозначены словом "божество".)
VII. Заключительное слово учителя.
В послании "К ***" яснее, чем в других произведениях, выражается женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. Он как бы лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей вечной красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Недаром с его появлением в душе поэта воскресает прежде всего "божество". Поэтому можно сказать, что идеальный образ женщины является в этом стихотворении идеалом духовным.
В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая.
В сонете "Мадонна" объект исследования поэта соединяет в себе и прелестное начало, и земное начало, связанное с идеалом Мадонны. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного "чистый" в двух смысловых контекстах. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему. Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
VIII. Выставление оценок.