Роль литературно-музыкальной гостиной в организации деятельности по воспитанию социально зрелой личности

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В концепции программы "Полифорум", которую реализует коллектив нашей школы, заложена идея о том, что школа - это место рождения, развития и встречи различных культурных миров. Каждый ребёнок, каждый педагог - это целый мир убеждений, эмоций, взглядов: Помочь рождению и становлению индивидуальности, научить достойно жить в мире, уважая себя и других, - вот сверхцель школы "Полифорум" и моя как учителя.

Особое место в системе внеклассной работы занимает литературно-музыкальная гостиная, руководителем которой я являюсь в течение нескольких лет.

Литературная гостиная - это форма постижения эстетики. Сама форма тоже должна быть эстетичной. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой - лирический. Нравственное и эстетическое воплощается в слове, поэтому главный стержень в нашей работе - общение с поэтическим словом.

Работая над гостиной, совместно с ребятами подбираем материал, создаём сценарий, готовим художественное и музыкальное оформление, продумываем костюмы и элементы декораций. Важно, что эстетика гостиной создаётся самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, причёски; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен:

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь литературный материал, который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Развивается эмоциональная сфера личности.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

  1. Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
  2. Осмысление "генеральной идеи" спектакля.
  3. Выстраивание композиции и подготовка сценария.
  4. Подготовка музыкального оформления.
  5. Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
  6. Анализ лирических стихотворений
  7. Работа над выразительностью чтения, "читка" сценария
  8. Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен
  9. Подбор декораций и костюмов.
  10. Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).

Неоценимую помощь в подготовке и проведении оказывают учителя школы: учитель музыки, вокальная группа учителей, главные советчики в художественном оформлении - учителя изобразительного искусства. Декорации и костюмы помогают создавать учащиеся нашей школы, родители, не отказывает в помощи и директор драматического театра имени А.П. Чехова.

Результат, вернее, продукт работы - небольшой (длительностью до часа) спектакль, литературно-музыкальная композиция. Длительная подготовка к спектаклю (чаще в течение нескольких месяцев) позволяет ребятам "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его.

Нашими гостями становятся дети, родители, учителя школы и города и просто заинтересованные люди. Незабываемыми стали гостиные, посвящённые творчеству А.С. Пушкина, поэтов Серебряного века, судьбе А.А. Ахматовой, истории любви Пушкина и Натали.

Гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.

Среди результатов и эффектов прохождения практики Литературно-музыкальной гостиной можно выделить следующие:

  1. формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  2. развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры обучающегося;
  3. освоение рациональных приёмов и навыков работы с научной, учебной и справочной литературой, с художественными текстами;
  4. приобретение опыта публичного выступления;
  5. расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная форма внеклассной деятельности направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности, на формирование ценностного отношения к себе и окружающему миру. Она значительно интенсифицирует образовательный процесс, создаёт условия для освоения знаний на более качественном уровне, создаёт условия для развития индивидуального творческого потенциала, повышения познавательной мотивации обучающихся.

Литературно-музыкальная гостиная не только даёт возможность повысить коммуникативную и речевую компетенцию ребёнка, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Приложение.