Урок литературы в 7-м классе по теме: "Наперсница волшебной старины"

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью Яковлевой Арины Родионовны, показать её значение в жизни и в творческой деятельности А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет Арины Родионовны, презентация "Наперсница волшебной старины", кроссворд.

Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок посвящён простой русской женщине - Яковлевой Арине Родионовне. Вы все её знаете, как любимую няню великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

2008 год - год семьи. И наш урок посвящён женщине, которая занимает почётное место в биографии поэта, в его семье.

Всё было мудро предназначено
Судьбой - и сказки, и былины
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке - теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская старинная
Его, младенца, пеленала.

Настоящим кладезем русской народности была Арина Родионовна для Александра Сергеевича. Уникальна судьба простой русской женщины. Что мы знаем о ней, кроме того, что поэт посвятил ей несколько стихотворений. Какую роль она сыграла в его жизни? Ведь даже фамилия Арины Родионовны - Яковлева - мало кому известна.

А ведь жизнь няни очень интересна и именно о ней мы сегодня и поговорим на нашем уроке "Наперсница волшебной старины" (наперсник - любимец, пользующийся особым доверием).

Ребята расскажут вам о жизни Арины Родионовны, прочитают стихи, а вы внимательно слушайте, т.к. в конце урока вас ждёт творческое задание.

Ученица 1. В суровых северных лесах в озёрном краю под Петербургом спряталось маленькое село Суйда. Дома низенькие, деревянные, крытые тёсом, вытянулись в одну улицу. Небогатое то село в 1759 году перешло во владение к прадеду Александра Сергеевича - Абраму Петровичу Ганнибалу. За год до этого, 10 апреля 1758 года, в одной из бедных изб, родилась девочка, которую назвали Аришей. Полжизни провела Ариша в деревне, познав все тяготы крепостной неволи. Отец её был приёмышем у бездетного пожилого крестьянина Петра Полуектова, он у него вырос, женился и обзавёлся детьми. А когда жена Петра умерла, тот обвенчался с "пасечницей" - вдовой Настасьей Филиппьевной, у которой были свои дети. Так и жили одной дружной семьёй. Мачеха не различала своих детей и ребят приёмного сына, и была им и "бабушкой" и "няней" одновременно. Маленькая Ариша любила её и от неё переняла науку любви к малышам.

Ученица 2. Росла Ариша весёлой, говорливой да работящей. Всё спорилось в её руках. А вечерами любила она слушать сказки да песни, которых в Суйде было великое множество. Подросла и сама стала собирать по вечерам детвору да сказки ей сказывать. Оживали в густых сумерках богатыри и чудища, птицы - лебеди, кружили над ребячьими головами, добрые волшебники приходили в гости и дарили всем, кто что пожелает.

Допоздна продолжались эти сказочные вечера, а наутро выходила Ариша в поле: сеяла лён, а затем любовалась его синим цветением и представляла сказочных героев, одетых в светлые льняные одежды. Приходило время лён чесать, чтобы из него потом холсты ткать. И здесь для сказочниц раздолье было: руки заняты, а уста-то сказки рассказывают. Много волшебных историй и преданий старинных услышала Ариша от деревенских женщин, скрашивавших свой труд песнями да сказками. И все их, словно сокровища бесценные золотые да самоцветные, хранила её память. Пушкин удивлялся её таланту.

Ученица 3. читает стихотворение "Мастерица ведь была:"

Ученица 4. Вырастала Ариша, становилась красною девицей Ариной, а вскоре и замуж вышла, завела семью. Труды и заботы домашние не изменили её нрава: осталась такой же весёлой, доброй, охочей до сказок. Такой и увидели её впервые в доме Пушкиных. В 1797 году, когда ей было 39 лет, Арину взяла Надежда Осиповна Пушкина нянькой - сначала к дочери Ольге, а затем к сыну Александру. У Пушкиных прожила она 31 год, до конца своей жизни. В 1799 году, как раз после рождения Александра, Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка будущего поэта, дала Арине и 4 детям "вольную". Но Арина Родионовна осталась с детьми, - уж очень она любила Пушкиных, особенно Александра Сергеевича. И он из близких ему людей сильнее всех любил няню, потом сестру Ольгу.

Ученица 1. Отец А.С. Пушкина, Сергей Львович, в молодости состоял на военной службе, но оставил её и с удовольствием сменил военный мундир на светский фрак: было гораздо вольготней блистать остроумием в светском обществе и писать стихи, которые так нравились дамам. Ему было около тридцати лет, когда родился первый сын.

Ученица 2. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была женщиной с характером. Она отдавала дань своей молодости: танцы, балы, светские вечеринки. Воспитанием Саши занимались бабушка и няня. С раннего детства Арина Родионовна рассказывала Саше сказки и пела песни, возбуждая в ребёнке любовь к народному творчеству.

Ученица 5. читает стихотворение "Слабо мерцает огарок свечи".

Ученица 4. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет:

Ученик 1. читает стихотворение "Наперсница волшебной старины".

Ученица 4. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях. Поэт сам рассказывал в них своим читателям о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он любовно называл "мамушка".

С усердием перекрестив меня,
И сказки русские рассказывать мне станет.

Ученик 2. Саша рос, и его воспитанием стал сначала заниматься дядька его Никита Козлов, а затем часто меняющиеся гувернантки и гувернёры, о которых поэт не сохранил добрых воспоминаний. В 1811 году Александр уехал учиться в Царскосельский лицей, и на долгие годы они с Ариной Родионовной оказались в разлуке.

В 1824 году, уже после южной ссылки поэта, они, наконец, встретились. Радости не было конца. Увиделись Александр Сергеевич и Арина Родионовна в селе Михайловском, куда царь сослал поэта за вольнодумие.

Ученица 1. Няня встретила своего Сашу причитая, приговаривая, то отодвигаясь, чтобы лучше рассмотреть, то опять прижимая к груди. Она выговаривала хозяевам, что-де ряду они не знают, порядка не ведут, что это такое, сын из царской опалы домой вернулся, нужно послать за отцом Ларионом, отпеть молебен о благополучном возвращении перед родовой иконой Ганнибалов - Всех Скорбящих Радость.

Ученица 2. Они жили в деревне вдвоём - Арина Родионовна и Александр Сергеевич. И она умеючи охраняла его от всякого лишнего беспокойства, обеспечивала нерушимость мирного его уединённого деревенского бытия. Ей было в ту пору уже 67-68 лет.

Ученица 4. Любовь, забота, доброе слово Арины Родионовны были очень нужны Пушкину. Они скрашивали тягостные дни заточения:

Бывало её простые речи и советы
И полные Любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой:

Вспоминал позднее Пушкин. "Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно:"- подчёркивал поэт.

В Михайловском кроме барского дома был ещё и крохотный флигелёк. Он был построен ещё Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с господским домом. В нём помещались баня и светёлка. При Пушкине в светёлке жила няня. Они много болтали, такие минуты не были часты: няня была словоохотлива и знала множество разных историй, порождённых народной фантазией и переходивших от поколения к поколению. Это были и волшебные сказки, и похождения разбойников, и похищения девиц.

"Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

Учитель. А сейчас, ребята, я не надолго прерву рассказ наших ведущих и прочитаю вам сказку, которую рассказала Пушкину Арина Родионовна "Некоторый царь задумал жениться". Вы послушайте и сравните её с известным с детства поэтическим текстом. (учитель читает сказку).

Беседа по сказкам А.С. Пушкина.

Ученица 2. За два года в Михайловском поэт собрал больше полусотни песен, преданий, пословиц и поговорок. Со слов Арины Родионовны записал две народные песни о Степане Разине, на основе которых создал в 1826 году свои замечательные "Песни о Стеньке Разине".

Ученик 2. Особенно трудно давалась Пушкину долгая студёная зима, когда он слушал надрывное пение вьюги за окном и размышлял о своей безнадёжной горестной судьбе.

В один из таких вечеров написал он стихи, обращённые к няне, в которых всё дышит удивительной правдой жизни. Читая их, мы словно слышим живой голос поэта.

Ученица 6. читает стихотворение "Зимний вечер".

Ученица 2. Осенью 1826 года Пушкину разрешают вернуться в Петербург, но в конце концов столичный шум стал утомлять поэта. Он искал и не находил в своём окружении близких людей. В разлуке со своей любимой няней Пушкин затосковал. И написал полное глубокой грусти и нежности стихотворение - послание "Няне".

Ученик 3. читает стихотворение "Няне".

Ученица 1. В 1828 году любимая нянюшка переехала из Михайловского в Петербург к сестре Пушкина Ольге. 31 июля этого же года в возрасте 70 лет Арина Родионовна умерла. Пушкин очень тосковал по своей няне. Осенью 1830 года он посетил Михайловское и написал полное грусти стихотворение "И вновь я посетил:"

Ученица 7. читает стихотворение "Вновь я посетил:"

Учитель. Имя няни А.С. Пушкина и поныне не забыто. Оно живёт рядом с именем гениального русского поэта как память о вдохновительнице, свидетельнице его переживаний, участнице его трудов.

Сама не ведая о том,
Она урок ему давала,
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила:
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдёт ли счастие - как знать?
Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь в веках стоять
Над этой светлой колыбелью!

А теперь, ребята, давайте посмотрим, как внимательно вы слушали и что запомнили. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Приложение 1, приложение 2.