Урок литературы в 7-м классе "Полтавская битва глазами поэта и историка"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Познакомить обучающихся с одним из главных событий Северной войны – Полтавской битвой.
  2. Определить значение Полтавской битвы для России.
  3. Понять, почему поэт в своем творчестве обращается к исторической теме, почувствовать силу поэтического слова, увидеть поэтические приемы и словесные образы, с помощью которых автор создает видимые и слышимые батальные сцены, будит воображение читателя, рисует лирический образ-переживание.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

На старое пепелище – в свой родной дом (или в своем родном доме).

Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова

I. Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку записан на доске: А.С.Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»). Поэт писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Яркая судьбоносная страница русской истории – Полтавская битва – привлекает внимание поэта. Заглянем и мы на страницы истории и перечитаем эпизод поэмы «Полтавская битва». Посмотрим на Полтавскую битву глазами поэта и историка и подумаем, нужно ли знание истории читающему текст художественной литературы на историческую тему? Что дает личности прочтение художественного текста на историческую тему? (Проблемные вопросы записаны на доске.)

План эпизода «Полтавская битва» был составлен учениками дома:

  1. Утренний бой.
  2. Затишье в полдень.
  3. Появление Петра и Карла.
  4. Кульминация сражения.
  5. Ликование Петра, бегство Карла.

II. Работа с текстом поэмы и историческими материалами.

1. Каков взгляд историка на Полтавскую битву?

Подготовленный ученик (ученики) выступает в роли историка, дает историческую справку о Полтавской битве (даты, цели сражения, ход сражения, значение битвы). Класс в ходе урока заполняет следующую таблицу:

Взгляд историка Взгляд поэта
  1. Даты: Северная война. Полтавская битва.
  2. Цели войны.
  3. Значение Полтавской битвы.
  4. Ход сражения.
  5. Полководцы, их роль.
  1. Пространственная позиция автора.
  2. Духовная позиция (образ-переживание).
  3. Тональность, палитра чувств.
  4. Картина Полтавской битвы.
  5. Образы полководцев.
Петр Карл Петр Карл

Героическое прошлое России становится объектом внимания в поэме. А каков взгляд поэта на Полтавскую битву?

2. Чтение отрывка «Утренний бой», беседа и лингвистический анализ текста (в ходе работы заполняется таблица).

- Как изображается наступающий день? Какую метафору содержит строка: «Горит восток зарею новой»? (Реальное утро и образ восходящего молодого государства; начало дня решающего для страны сражения. Сравни: после сцены пытки «зари багряной полоса».)

- Какова пространственная позиция автора? Является ли поэт участником событий? Чувствуется ли его духовная позиция, отношение к описываемому событию? (Автор «над» происходящим, дает панораму события и подчеркивает детали. Использует местоимения «мы» – «наш», значит, внимание поэта к истории продиктовано не только желанием раскрыть героическую страницу русской истории, но и подчеркнуть неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Мы должны знать свои корни и помнить уроки истории (см. эпиграф).)

- «Картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». (В.Г.Белинский «Статьи о Пушкине».)

Картина, представленная художником, динамична или статична? Чем достигается динамика? (Глаголы движения.)

- Каков результат начального этапа сражения? («Темнеет слава», «тесним мы шведов».)

- Какова палитра чувств данного отрывка? (Лексический ряд говорит о тревоге и радости.)

- Что хочет сказать поэт словами «поле роковое»? (Рок – судьба, «роковое» – судьбоносное.)

- «Уж близок полдень…» Как поэт подчеркивает усталость воинов, передает затишье перед кульминацией боя? (Глаголы иного лексического значения, приемы антитезы, сравнения.)

3. Кто вдохновляет воинов? За кем идут полки? В поэме изображены два полководца – два исторических лица. Посмотрим на них глазами историка ( в роли историка два ученика, выполнявших индивидуальное задание к уроку).

4. Какими предстают полководцы в пушкинском тексте? (По данному вопросу может быть как индивидуальное, групповое опережающее задание, так и домашнее задание к уроку для всего класса по вариантам.) Рассказать о Петре и Карле помогут следующие вопросы:

Характеристика Карла Характеристика Петра
  1. Портрет. Чьими глазами дан портрет? Каким видим Карла во время сражения? Чем вызвана его бледность?
  2. Речь. Слышим ли мы Карла во время сражения? Почему?
  3. Поступки, действия Карла и его вождей. Роль антитезы в создании образов Карла и Петра.
  4. Каково отношение автора к Карлу? В прямом ли смысле поэт называет его героем?
  1. Портрет. Почему «лик ужасен» и «он прекрасен»?
  2. Речь, голос. Кто вдохновляет Петра?
  3. Поступки, действия Петра и «птенцов гнезда Петрова» (роль лексического и морфологического рядов в описании). Совпадает ли по тональности описание действий Петра с описанием картины боя?
  4. Оценка Петра и Карла Мазепой.
  5. Каково отношение автора к Петру? Почему рядом с образом Петра мы видим образ России?

Петр воплощает динамическую силу и энергию молодого государства. Воины под стать своему полководцу.

5. Чтение отрывка «Кульминация сражения», анализ текста.

- Нарастает ли эмоциональное напряжение? Какова тональность отрывка?

- Как поэт воссоздает видимые и слышимые батальные сцены? (Лексический, морфологический, синтаксический ряды, звукопись, в основном мужская рифма на согласный, утяжеленная стопа, резкое смешение ударений. Язык и стих здесь не только рисуют картину сражения, но и помогают передать отношение к изображаемому, выразить напряженность, энергию, тревогу.)

- Почему здесь встречаются слова «смерть», «ад», «убийство»? (Встает «кровавая заря» войны.)

- Каков образ-переживание? Что важно поэту донести до сердца читателя?

Можно и нужно вспомнить о том, какие были приказы по армии в 1812 году, манифесты, возвращавшие солдат к памяти о Полтавской битве. «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит вам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!» - говорилось в приказе по армии Александра I от 27 июня 1812 года.

6. Описание Полтавской битвы – это не отдельное произведение, это эпизод, хотя и очень важный, целой поэмы.

- Какие события в поэме предшествуют Полтавской битве? (Предательство Мазепы, казнь Кочубея.)

- О ком Пушкин вспоминает в эпилоге? (О героях Полтавской битвы, о казненных безвинно праотцах, о Мазепе.)

- Какие два ключевых слова можно выделить в эпилоге? (Памятник и анафема.)

Пушкин ликует, отдавая дань героям Полтавской битвы, полководческому гению Петра, подчеркивает, что истинные герои – люди, исполняющие свой долг, люди чести.

7. Постановка проблемного вопроса урока.

Мы посмотрели на Полтавскую битву, одну из важнейших славных страниц истории России, глазами поэта и историка. Нужно ли знание истории читающему текст художественной литературы на историческую тему? Что дает личности прочтение художественный текст на историческую тему?

III. Домашнее задание.

  1. Наизусть отрывок из поэмы «Полтава».
  2. Сочинение-рассуждение на тему «Роль истории и литературы в становлении личности».