Литература
-
Урок литературы по теме "Россия в лирике А.А. Блока" 2010
Блоковская Россия… Какая она? Чем являлась Родина для поэта? Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А.Блока, поможет данный урок литературы. Обращаясь к стихотворениям автора, музыкальным произведениям и произведениям живописи, ученики смогут увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России.
-
Поэзия М.И. Цветаевой 2010
На уроке учащиеся исследуют язык поэтических текстов М.И. Цветаевой, опираясь на её биографию. Урок прививает любовь и интерес к поэзии, показывает величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
-
Литературное творчество в системе совершенствования творческого опыта сельских школьников в учебной и досуговой деятельности 2010
В статье говорится о развитии литературного творчества сельских школьников 5–11-х классов в системе совершенствования творческого опыта в учебной и досуговой деятельности, разработанной учителем русского языка и литературы.
-
Учебный проект по математике в 11-м классе по теме "Применение логарифмов" 2010
Изучение данной темы в 11-м классе можно построить в ходе работы над проектом «Применение логарифмов». В ходе работы над проектом учащиеся узнают не только теоретический материал по данной теме, но и практическое применение логарифмов во всех сферах науки и жизни.
-
Конкурс эрудитов по литературе 2010
Конкурс проходит в два этапа: первый (письменный) в виде тестовых заданий разного типа (задания проверяются экспертами – сопровождающими учителями); второй (устный) – выступления-экспромты участников на заданную тему (критерии оценки прилагаются).
-
"Крылатые выражения А.С. Пушкина" 2010
Cтатья предназначена для учителей-словесников. Опираясь на крылатые выражения А.С. Пушкина, они смогут построить свои уроки, включая фразеологизмы в объяснение, закрепление учебного материала. Также статья полезна при подготовке к ЕГЭ.
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Авторская песня. В.Высоцкий" 2010
Материал урока-презентации может быть использован на уроках литературы в 11-м классе. Данная тема изучается в разделе курса литературы 11-го класса. В ходе урока учащиеся узнают о личности В.Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен. Также данный материал можно использовать и во внеклассных мероприятиях по литературе, во время проведения декады филологических наук.
-
Урок по профильному курсу "Технология перевода публицистических статей" по теме "Роль заголовков газетно-публицистического текста" 2010
Задачей данного урока «Разновидности заголовков газетно-публицистического текста» является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается учащийся при чтении публицистики, и способах облегчения восприятия и перекодировки материала. Учащиеся знакомятся с понятием «формального плана» текста, который играет особенную роль, и графическими средствами выделения.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Добру откройте свои сердца" 2010
Данный урок представляет собой урок внеклассного чтения и может проводиться после изучения программных стихотворений А.Яшина. В ходе урока ребята учатся анализировать прозаический (В.Сухомлинский "Потому что я – человек") и стихотворный (А.Яшин "Зайчонок") тексты, работают с пословицами, сочиняют рассказы по данному началу.
-
Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Патриаршая рыба" 2010
Бинарный урок ставит целью развивать у учащихся умение работать в группах, с дополнительной литературой, обобщать, выделять главное, делать логические выводы. Урок построен с учетом регионального компонента и воспитывает любовь к природе и малой родине.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?" 2010
На уроке продолжается знакомство творчеством С.Я. Маршака. Используя региональный компонент, рассказать о работе писателя в городе Краснодаре, о создании "Детского городка" на Кубани. Вспомнить с ребятами стихи Маршака, которые они знают с детских лет. Провести мультимедийную викторину, выставку книг и рисунков по произведениям С.Я. Маршака.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Исторические народные песни. Освоение Сибири Ермаком" 2010
Цель урока: раскрыть своеобразие исторических песен на примере произведений о Ермаке; способствовать желанию учащихся изучать историю своего родного края; продолжить знакомство обучающихся с лучшими полотнами русских живописцев.
-
Статья "Сочинение как одно из средств раскрытия творческих способностей учащегося" 2010
Урок развития речи как форма учебного занятия предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащегося. Какими основными умениями должен овладеть ученик? Как избавить ученика от упрёка в списывании, в компиляции? В статье предлагаются разные способы написания школьного сочинения, учитывая характер материала, склад ума школьника, его творческие способности.
-
Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мир 2010
В данной статье проводится анализ творчества Ф.М. Достоевского (прежде всего его Дневников) применительно к проблеме «случайного семейства». Этим термином Достоевский обозначал семью, в которой распались внутренние связи и которая находится в состоянии «хаоса» и «беспорядка». В статье показывается острая актуальность мыслей великого писателя, их злободневность и глубина.
-
Тема «Выражение позиции героя. Л.Н. Толстой. Отрочество. Глава II – "Гроза"» (анализ художественного текста) 2010
Автор ставит целью научить учащихся воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст; углубить знания детей о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, выявить выразительную функцию лексических средств связи, морфологических, образно-выразительных. Анализ повествовательного текста от первого лица соотносится с написанием собственного рассказа от первого лица.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Стихи Виктора Яганова о войне" 2010
Мероприятие подготовлено членами литературно-краеведческого кружка "Лира" ко дню Победы. В основу сценария легли стихи о войне амурского поэта, трогательные, волнующие, обжигающие. Кроме того, шла речь о вкладе земляков в дело великой Победы над фашистами и о нашем святом долге перед теми, кто сделал все для того, чтобы был мир.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2010
Литература - это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Автором представлена статья по современной литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" 2010
Урок литературы в 10-м классе - это решение проблемного вопроса, позволяющее не только проверить знания текста драмы А.Островского старшеклассниками, но и решить массу вопросов, связанных со становлением юного читателя, выбором жизненного пути, его взрослением. Вопросы, которые поднимает драматург, касаются "вечных" тем в литературе.
-
Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") 2010
Урок обобщает материал по жизни и творчеству Н.В. Гоголя, формирует у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
-
Вечер-портрет, посвященный жизни и творчеству Э.Асадова 2010
Мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Мероприятие помогает познакомить ребят с творчеством Э.Асадова, с удивительными страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс) 2010
На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
-
Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"» 2010
В работе рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках личностно ориентированного подхода в ходе интегрированного урока.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Учащиеся анализируют на уроке главы повести, формулируют кодекс чести, составляют свой собственный герб, вырабатывают позицию в жизни.
-
Открытый урок на тему "Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2010
Данная работа ставит следующие задачи: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе; развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.
-
Проект по литературе "Я – сказочник" 2010
Проект разработан в рамках учебной темы "Устное народное творчество. Сказки". В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказки, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявят себя как писатели-сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся.
-
Проект урока по литературе "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2010
Урок является заключительным в изучении творчества Н.С. Лескова. Урок является логическим продолжением предыдущей темы «Император Николай Павлович и русский народ», где частично был затронут образ главного персонажа. Последующий урок предполагает подготовку к сочинению по теме «Русские мастера в отечественной литературе», поэтому подробный анализ образа Левши является непосредственной подготовкой к письменной работе.
-
Конкурсно-игровая программа "Путешествие по страницам русского фольклора" 2010
Предлагаемый материал поможет учителю формировать у школьников умение работать в группах, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности; способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представления учащихся о жизни и труде предков, о культурных, нравственно-этических основах их бытия.
-
Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай 2010
Урок по татарской литературе в 9-м классе знакомит с Пушкиным, Лермонтовым, Тукаем. Татарский поэт XX века Габдулла Тукай считал себя учеником Пушкина и подражал Лермонтову. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений и каждого из нас. И каждый из нас находит в них что-то своё, особенно близкое и дорогое.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сергей Есенин. Штрихи к портрету" 2010
Данный материал дает возможность учащимся 10–11-х классов более полно познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях его судьбы. Может быть использован во внеклассной работе, для проведения литературных вечеров в школьной библиотеке и на уроках литературы.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.