Литература
-
Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Патриаршая рыба" 2010
Бинарный урок ставит целью развивать у учащихся умение работать в группах, с дополнительной литературой, обобщать, выделять главное, делать логические выводы. Урок построен с учетом регионального компонента и воспитывает любовь к природе и малой родине.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Знаете ли вы Маршака?" 2010
На уроке продолжается знакомство творчеством С.Я. Маршака. Используя региональный компонент, рассказать о работе писателя в городе Краснодаре, о создании "Детского городка" на Кубани. Вспомнить с ребятами стихи Маршака, которые они знают с детских лет. Провести мультимедийную викторину, выставку книг и рисунков по произведениям С.Я. Маршака.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Исторические народные песни. Освоение Сибири Ермаком" 2010
Цель урока: раскрыть своеобразие исторических песен на примере произведений о Ермаке; способствовать желанию учащихся изучать историю своего родного края; продолжить знакомство обучающихся с лучшими полотнами русских живописцев.
-
Статья "Сочинение как одно из средств раскрытия творческих способностей учащегося" 2010
Урок развития речи как форма учебного занятия предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащегося. Какими основными умениями должен овладеть ученик? Как избавить ученика от упрёка в списывании, в компиляции? В статье предлагаются разные способы написания школьного сочинения, учитывая характер материала, склад ума школьника, его творческие способности.
-
Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мир 2010
В данной статье проводится анализ творчества Ф.М. Достоевского (прежде всего его Дневников) применительно к проблеме «случайного семейства». Этим термином Достоевский обозначал семью, в которой распались внутренние связи и которая находится в состоянии «хаоса» и «беспорядка». В статье показывается острая актуальность мыслей великого писателя, их злободневность и глубина.
-
Тема «Выражение позиции героя. Л.Н. Толстой. Отрочество. Глава II – "Гроза"» (анализ художественного текста) 2010
Автор ставит целью научить учащихся воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст; углубить знания детей о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, выявить выразительную функцию лексических средств связи, морфологических, образно-выразительных. Анализ повествовательного текста от первого лица соотносится с написанием собственного рассказа от первого лица.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Стихи Виктора Яганова о войне" 2010
Мероприятие подготовлено членами литературно-краеведческого кружка "Лира" ко дню Победы. В основу сценария легли стихи о войне амурского поэта, трогательные, волнующие, обжигающие. Кроме того, шла речь о вкладе земляков в дело великой Победы над фашистами и о нашем святом долге перед теми, кто сделал все для того, чтобы был мир.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2010
Литература - это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Автором представлена статья по современной литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" 2010
Урок литературы в 10-м классе - это решение проблемного вопроса, позволяющее не только проверить знания текста драмы А.Островского старшеклассниками, но и решить массу вопросов, связанных со становлением юного читателя, выбором жизненного пути, его взрослением. Вопросы, которые поднимает драматург, касаются "вечных" тем в литературе.
-
Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") 2010
Урок обобщает материал по жизни и творчеству Н.В. Гоголя, формирует у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
-
Вечер-портрет, посвященный жизни и творчеству Э.Асадова 2010
Мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Мероприятие помогает познакомить ребят с творчеством Э.Асадова, с удивительными страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс) 2010
На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
-
Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"» 2010
В работе рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках личностно ориентированного подхода в ходе интегрированного урока.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Учащиеся анализируют на уроке главы повести, формулируют кодекс чести, составляют свой собственный герб, вырабатывают позицию в жизни.
-
Открытый урок на тему "Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2010
Данная работа ставит следующие задачи: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе; развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.
-
Проект по литературе "Я – сказочник" 2010
Проект разработан в рамках учебной темы "Устное народное творчество. Сказки". В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказки, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявят себя как писатели-сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся.
-
Проект урока по литературе "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2010
Урок является заключительным в изучении творчества Н.С. Лескова. Урок является логическим продолжением предыдущей темы «Император Николай Павлович и русский народ», где частично был затронут образ главного персонажа. Последующий урок предполагает подготовку к сочинению по теме «Русские мастера в отечественной литературе», поэтому подробный анализ образа Левши является непосредственной подготовкой к письменной работе.
-
Конкурсно-игровая программа "Путешествие по страницам русского фольклора" 2010
Предлагаемый материал поможет учителю формировать у школьников умение работать в группах, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности; способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представления учащихся о жизни и труде предков, о культурных, нравственно-этических основах их бытия.
-
Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай 2010
Урок по татарской литературе в 9-м классе знакомит с Пушкиным, Лермонтовым, Тукаем. Татарский поэт XX века Габдулла Тукай считал себя учеником Пушкина и подражал Лермонтову. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений и каждого из нас. И каждый из нас находит в них что-то своё, особенно близкое и дорогое.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сергей Есенин. Штрихи к портрету" 2010
Данный материал дает возможность учащимся 10–11-х классов более полно познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях его судьбы. Может быть использован во внеклассной работе, для проведения литературных вечеров в школьной библиотеке и на уроках литературы.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2010
Данный урок с использованием презентации является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: "Что такое личность? Человек – это личность или "нумер"? Какова роль тоталитарного государства в жизни общества?.." Занятие построено на анализе эпизодов романа Е.И. Замятина.
-
Урок-игра "Счастливый случай" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Данный урок проводится в 10-м классе во втором полугодии по двум произведениям русской литературы второй половины XIX века – роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир".
-
"Урал – каменная сказка России". Интегрированный урок (география + литература) 2010
Основная цель урока – сформировать представление о природе и природных богатствах Урала, обобщить знания учащихся о талантливом, самобытном писателе П.П. Бажове, чья жизнь и творчество были связаны с Уралом, охарактеризовать героев сказов, охарактеризовать сказ как жанр. В 8-м классе урок по сказам Бажова даётся в рамках внеклассного чтения (к юбилею писателя).
-
Тема пути в поздних произведениях Л.Н. Толстого 2010
В статье говорится о позднем творчестве Льва Николаевича Толстого на примере рассказа «После бала» и незаконченной повести «Посмертные записки старца Федора Кузмича».
-
Открытый урок в 11-м классе по роману Чингиза Айтматова "Плаха" 2010
"Болевые точки современности", обозначенные в романе, остаются и сейчас "болевыми". Школьников старших классов продолжают волновать вопросы богоискательства, наркомании, вседозволенности, совести, экологии и, конечно, вопрос "плахи" (конца своего жизненного пути.). Урок-семинар по роману Чингиза Айтматова "Плаха" всегда переходит в урок-диспут.
-
Иван Гоголев-Кындыл Уйбаан. "Хара кыталык" 2010
Статья посвящена якутскому поэту и драматургу Ивану Михайловичу Гоголеву. И в частности его известному прозаическому роману-трилогии "Черный стерх" ("Хара кыталык"). Урок проводится на якутском языке.
-
"Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…" (по поэме С.Есенина "Черный человек") 2010
Урок является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина. Учитель ставит перед обучающимися не столько учебные цели, сколько нравственные: важно, чтобы после разговора у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
-
Урок-портрет. В.Маяковский: "Я сам расскажу о времени и о себе" 2010
На крутом историческом повороте его выбросили за борт с «парохода» современности. Кажется, что спустя 20 лет появилась возможность вернуть поэта в литературу, помочь старшеклассникам увидеть В.Маяковского как трагическую личность, отнестись к поэту без предубеждений, помочь понять, как Маяковский стал героем своей эпохи и почему гибелью расплатился по счетам своей поэзии.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "В.М. Шукшин. Жизнь. Творчество. Личность писателя" 2010
В представленном уроке рассматриваются вопросы, которые поставил Василий Шукшин и решать которые завещал нам. Также мы поговорим о жизненных уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество, несомненно, зовёт к спору, к обсуждению и в наши дни.