Цели:
- познакомить детей с поэзией С.А. Есенина;
- рассмотреть особенности мира любви поэта в процессе групповой и творческой работы;
- развивать творческие способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, сборники стихотворений С.А. Есенина, ватман (3шт.) маркеры.
Ход урока
1. Звучит музыка “Отговорила роща золотая” романс на стихи С.А. Есенина.
На экране появляются кадры с изображением природы, фотографии С.А. Есенина (Приложение 1).
2. Слово учителя.
– В нашу литературу С.Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского стиха. Он не делал стихи – они лились из него, они вырывались у него из глубины души.
– Тема урока “Прекрасна Земля и на ней человек” Откройте тетради и запишите тему урока..
В результате нашей дискуссии, мы постараемся понять чувства С. Есенина выраженные в его поэтических строках, выразить свое мнение о прекрасном состоянии человека, которое называется любовь.
– А хочу начать наш урок со строк Е. Евтушенко:
Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям,
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
– Наш разговор об обыденном и вечном. Любовь! Сколько связано с этим словом. А что связано у вас со словом любовь?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
– Так вот, любовь у Есенина – многолика. Чтобы понять глубину его стихотворений, увидеть богатство выражения чувств, нужно внимательно вчитаться и вслушаться в есенинские строки. Насколько вы будете внимательны, покажет наша с вами работа.
Сегодня работаем по группам. (Ребята заранее делятся на 3 группы.)
У каждой группы на столах лежат стихотворения, объединенные одной темой. Ваша задача – определить тему предложенных стихотворений. На выполнение этого задания отводится 3 мин.
I-я группа: получает стихотворения:
- “Письмо матери”
- “Заря окликает другую”
- “Письмо от матери”
II-я группа: получает стихотворения:
- “Шаганэ, ты моя Шаганэ”
- “Письмо женщине”
- “Я помню, любимая, помню”
III-я группа: получает стихотворения:
- “Гой ты, Русь моя родная!”
- “Возвращение на Родину”
- “Береза”
– Хорошо. Мы определились с темами.
Первая группа определила тему – любовь к матери. Для поэта мать – осуществление самого святого на земле: правдивости, чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется и в радости и в горе.
У второй группы – это любовь к женщине. Можно сказать страничка из личной жизни поэта. Есенин мечтал о чистой и светлой любви. О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторима.
У третьей группы – это любовь к Родине.
“Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин.
– Но что объединяет все эти стихотворения? Какое чувство?
(Выслушиваются ответы уч-ся.)
– И по этому я раздаю карточки с названием ваших групп.
I-я группа: “Ты одна мне помощь и отрада”.
II-я группа:
“В первый раз я запел про любовь,
В первый отрекаюсь скандалить”.
III-я группа:
“Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный”.
– Да, у Есенина было свое мироощущение, и поэтому чуткое сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, любимой женщиной, матерью, человеческой душой, и все это такое родное и близкое для каждого из нас.
– Из покон века, люди мучаются, есть ли любовь? И всегда у людей разные ответы. Давайте попробуем ответить и мы, используя фрагменты из стихотворений великого русского поэта.
Задание: ответить на вопросы, словами из стихотворений Есенина (зачитать выбранное).
Вопрос I-ой группе.
– Какие вопросы мучили Есенина, с которыми он обращался к матери?
Вопрос II-ой группе.
– Есть ли любовь по Есенину?
Вопрос III-ей группе.
Каково отношение Есенина к родному краю, природе?
– На это задание 5 мин.
(Выслушиваются ответы уч-ся.)
– Следующее задание творческое. Сейчас попрошу подключить свою фантазию.
И за 8 мин. на листе бумаге вы должны изобразить образы, которые возникают у вас (ассоциируются) с данными темами (стихотворениями). Далее, вы должны защитить свою творческую работу строками из стихотворений поэта.
(Работа уч-ся сопровождается инструментальной музыкой. Уч-ся защищают свои творческие работы. В ходе обсуждения задаются вопросы.)
– Сегодня молодые люди часто скептически заявляют:
– Зачем нужны стихи? Можно говорить прозой. Настоящей любви нет?
Лучше отдыхать в Интернет клубе, чем на берегу реки? А вы как думаете?
(Выслушиваются ответы уч-ся.)
– Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина близки нам и нашему времени, так как они затрагивают проблемы и сегодняшние.
Факел истинной любви к человеку, веры в него был подхвачен Есениным.
Много дум я в тишине
продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Подведение итогов урока.
Список используемой литературы:
Стихи Сергея Александровича Есенина :
- “Заря окликает другую”.
- “Письмо от матери”.
- “Шаганэ, ты моя Шаганэ”.
- “Письмо женщине”.
- “Я помню, любимая, помню”.
- “Гой ты, Русь моя родная!”.
- “Возвращение на Родину”.
- “Береза”.
- “Анна Снегина”.
- “Мы теперь уходим понемногу”.