Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на вопросы:
- В чем трагизм судьбы простого советского человека?
- Как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жестокостью и бездушием окружающего мира?
- В чем заключается авторская позиция?
- Приемы выражения авторской позиции?
- Обратить внимание на важность нравственных принципов в становлении личности.
Ход урока
- Знакомство с биографией писателя (по усмотрению учителя, согласно рабочей программе). Можно упомянуть о термине «жестокий сентиментализм». Обсудить высказывание В.Астафьева о «цене победы».
- Проверка домашнего задания – чтения текста рассказа. Ответить на вопросы по содержанию:
- Почему Марина и Данила вышли на станции Чуфырино? (Даниле казалось, что он выдумал это название, и они с Мариной якобы туда ехали; когда оказалось, что эта станция есть, они там просто вышли)
- Зачем Данила ходил на охоту? (нужно было мясо, чтобы их сын Аркаша не болел)
- За что Виталия Гордеевна ругала Марину, когда та помогала соседям как медсестра? (Марина бесплатно помогает в любое время суток)
- Как Владимир Федорович Мукомолов провел военные годы? (Был в политотделе, не лез на передовую; создавал видимость тяжелой и нужной работы, был приспособленцем и карьеристом)
- Как отреагировала Виталия Гордеевна на известие о возвращении сына? (Расстроилась, предупредила Марину и Данилу, что «жизнь наша мирная круто изменится»)
- С какого события началась «война» между Мукомоловыми и Мариной с Данилой? (с ужина по случаю приезда Мукомоловых; у Данилы оказалось больше наград; Марина заступилась за мужа, когда над ним стал подшучивать Владимир Федорович)
- В чем раскаивалась Марина после смерти Аркаши? («Я бедного нашего Аркашу недавно набила. Сильно.»)
- Что сделала Марина на похоронах Данилы? (бросила в могилу подушечку с его наградами)
- Какой повод нашла Нелли Сергеевна, чтобы выгнать Марину из дома? («нам же нужна кухня, нам же надо питаться где-то. Так что квартирантка пусть освобождает летнюю кухню»... «Муж болел туберкулезом, и сама она на туберкулезницу похожа... они с Владимиром Федоровичем не желают заболеть такой дрянной болезнью.»)
- Почему можно сказать, что Марина умерла из-за Мукомоловых не в переносном, а в прямом смысле? (она привязала к веревке, на которой повесилась, колесико от детской тележки-коляски Мукомолова-младшего).
- Анализ терминов «маленький человек» (учащиеся) и «простой советский человек» (учитель).
- Применимо ли к героям рассказа определение «маленький человек»? Доказать.
- Судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия. Трагична судьба многих персонажей Астафьева (см. абсурдность мироустройства). Привести примеры. (Данила рос в семье ссыльного дяди, который погиб на войне, а жена сдал детей в детдом; Оноприйчук – сержант, переселенец с Украины; мытарства эшелонов, которые никому не были нужны; родителей Марины «завербовали» и увезли, а сама она в детспецприемнике воспитывалась; «нормы выработки»; Толя Хомеляйнен, сосланный финн, и Анатолий Аржанов из раскулаченной семьи; Мукомолов был направлен на работу в лагерь для военнопленных; в Чуфырино построили два лагеря строгого режима; рассказ Данилы о бое на косе).
- Сделать вывод о типичности судьбы главных героев. Ужас положения заключается в том, что типичной становится ТРАГЕДИЯ.
- В чем заключается конфликт? По какому принципу противопоставлены персонажи? Рассказать о них.
- Какие эпизоды раскрывают лучшие стороны характеров главные героев рассказа, оказавшихся в сложных обстоятельствах? (их черты – доброта совестливость, незлобность, праведность, щедрость, сострадание, трудолюбие – соединяют в себе качества святых). Парадокс в том, что сохранение естественных человеческих качеств является святостью в условиях жестокой реальности.
- Понятие святости неотделимо от мученичества. Герои одновременно являются мучениками – доказать.
- Сочетание святости и мученичества – и в других героях (Виталия Гордеевна – физическая болезнь, Пахомка – умственная болезнь).
- Вторая сторона конфликта. Какова жизненная позиция Мукомоловых? Доказать. (Их качества – приспособленчество, жестокость, бесчувствие, равнодушие, высокомерие, жадность, трусость).
- Сделать вывод о конфликте. Как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жестокостью таких, как семья Мукомоловых?
- Закономерен ли финал рассказа? Почему? В чем смысл выражения «трагическое бессилие»?
- Сюжет выстроен таким образом, что все светлое гибнет, а зло побеждает. Доказать. (см. слова Данилы после похорон сына; эпизод с фотографиями; эпизод с подушечкой с наградами; смерть Марины с помощью мукомоловского колесика – символические эпизоды гибели добра.)
- С какой целью автор вводит в повествование историю с гусем? (В сюжете упоминается гусь как последнее средство спасения мальчика; символ отрешенности, неприкаянности; символ погубленной жизни).
- Подведение итогов. Какова авторская позиция? (Астафьев выносит приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека, делает трагичной его жизнь).
- Каковы приемы выражения авторской позиции? (авторская позиция выражается опосредованно:
- Система персонажей. Без включения образа семьи Мукомоловых авторская позиция сводилась бы к состраданию и жалости.
- Речь персонажей. Марина в обычной обстановке разговаривает в соответствии с ожиданиями читателя (простая речь), но в столкновении с бездушием, жестокостью, Нелли Сергеевны ее речь становится книжной, «высокой». Этим она подтверждает свою святость и праведность. Она «возвышается» над Нелли Сергеевной.
- Говорящие имена. Виталия Гордеевна – мужское имя, гордое отчество = ее характер.
- Авторская позиция раскрывается и в названии рассказа, и в последнем предложении последней главы.
- Заключение. В чем значение рассказа? Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления трагического бессилия, о котором шла речь в рассказе? (смириться? сопротивляться? изменить обстоятельства?) Что, по-вашему, важнее: способность противостоять злу или возможность сделать так, чтобы негде было «преть и зреть» человеческой подлости и низости?
- Домашнее задание – согласно рабочей программе.