Цели:
Образовательные:
- Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения;
- Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.
Развивающие:
- Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;
- Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;
- Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;
- Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
- Формировать самостоятельность мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;
- Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Работа над новой темой урока.
1) Работа над формулировкой темы урока.
- Всё ли вам понятно в теме и какое слово, на ваш взгляд, в формулировке главное? (Личность)
- Что означает это слово? Мудрецы советуют: «Чтобы понять смысл какого-либо слова, зри в корень». Так давайте же найдём корень в этом слове (лич).
Назовите однокоренные слова, чтобы проверить, так ли выделен корень: личный, лицо, лик, обезличенный, лицевой, облик, личина.
- А теперь назовём синонимы к этому слову.
(Образ, изображение.) слайд №3.
- Если слово личность с точки зрения значения корня имеет схожесть со словами «образ», «изображение», о чём же пойдёт речь на нашем уроке? (об образе, изображении (повествовании) князя Александра Невского).
А каково значение слова «благоверный»?
Благо – это что? (Добро, благополучие)
Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).
- Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)
- А почему Александр назван Невским?
(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).
2) Выделение личных качеств Александра Невского.
- Ветхозаветный пророк Исаия сказал: « Говорит Господь: Я ставлю князей, я возвожу их на престол». Что это значит?
Учитель уточнит: Это значит, что рождение князя Александра было предопределено. А в житийной литературе принято изображать жизнь человека, протекающую в соответствии с Промыслом. А так как судьба князя Александра Невского предызбрана, то это должно было сказаться на его личности, на его характере.
- Личность Александра Невского отличалась какими-то особенными качествами. Что же можно взять для определения личности Александра Невского? Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа урока. Обратить вним-е на слова: труды, слава, добро.)
- Найдите в тексте портрет князя, выразительно прочитайте описание внешности нашего героя.
«Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя Римского Веспасиана…»
Слайд №4 (портрет князя Александра)
- Что же показывает автор?
Ученик: Автор показывает не только физическое превосходство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями: Иосифом, Самсоном, Соломоном, Веспасианом. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.
Учитель: Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь.
Учитель: До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент:
Читаю: «О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»
- Как автор описывает Землю Русскую?
Ученик: Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений).
Слово учителя: Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.
- Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру?
- Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.
Ученик : В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим».Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.
Ученик: «И вот пришёл некто знатный от западной страны… Желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южная приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его. Так и этот по имени Андреаш, повидав князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошёл я много стран и городов, но не видал нигде такого князя».
- Кто даёт оценку князю Александру в этом эпизоде?
Ученик: В этом эпизоде оценку Александру даёт посторонний человек (Андреаш), который был поражён достоинствами юного русского правителя.
-Найдите в тексте ещё эпизоды, характеризующие князя Александра.
Ученик:Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся». А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.
Слайд №5 (благословение на битву).
- Следующий эпизод:
Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (слайд №6: Святые Борис и Глеб) Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь – опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.
Слайд №7 (Невская битва)
- В каком эпизоде можно увидеть милосердие князя?
Ученик: Автор изображает князя Александра не только мужественным воином, но и милосердным и справедливым человеком. На второй год войны, когда наш герой снова был вынужден сражаться с врагами, после очередной победы «других (врагов) к себе привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры».
Учитель: Итак, о каких качествах Александра Невского мы говорили?
В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:
Личность князя: Бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель, полководец; живущий по христианским заповедям (Верный христианству(религии), тихий, приветливый, смиренный (готовность подчиниться чужой воле), мудрый праведник (живущий праведной жизнью, не имеющий грехов), человек высокой духовности (преобладание нравственных интересов над материальными)
Слайд №8
- О каких качествах мы не говорили? Что здесь ещё добавлено?
(Смиренный, мудрый праведник, человек высокой духовности.)
- Что значит «смиренный»? как вы это понимаете? В каком эпизоде это показано?
(Поездка Александра в ставку хана Батыя).
(Возвращаемся к эпиграфу.)
Учитель: Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».
Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как «защитник». А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. «Житие…» - подлинный образец агиографии.
- А что же означает это слово?
- «Агио» – означает святой, «графио» - описание. А значит агиография – это описание святого.
3) Выявление связи между «Житием Александра …» и иконописным полотном. (Работа с картинами об Александре Невском)
- А знаете ли вы, что произведениями агиографии являются не только литературные памятники в жанре жития, но и иконописные полотна. Как вы думаете, существует ли связь между житием святого и его иконописным изображением?
Да, существует. Художник, собирающийся написать икону на какой-либо сюжет, должен непременно познакомиться с литературным источником, чтобы быть верным правде.
Демонстрируется репродукция иконы Александра Невского.
Слайд №9 (триптих)
- А кто знает, что такое триптих?!
- Это складная икона, имеющая три створки. Обратите внимание на центральную часть триптиха. (картина П. Корина «Александр Невский).Сопоставляем житие и иконописное изображение.
Учитель: Во что одет князь?
Ученик: Перед нами князь-воин и князь- правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.
Учитель: Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя?
Ученик: На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.
Учитель: Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин?
Ученик: Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.
Учитель: Как изображены глаза Александра?
Ученик: Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.
Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.
Учитель: А теперь ещё давайте посмотрим картины других художников с изображением Александра Невского.
Рассматривание картин Г.Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» (слайд №10) и В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». (слайд №11)
(Выступление заранее подготовленных учеников по материалу учебника литературы за 8 кл.)
4) Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».
- Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:
- Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?
Кончина Александра Невского. (слайд №12 (икона(фреска)
Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вкруг него…
По небу словно идёт торжество.
В келье ж игуменской – зрелище
скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к
образам
Князь Александр, чёрной схимой
покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Князь неподвижно во тьму, в
беспредельность глядит…
Там, что завеса, раздвинулась вдруг
перед ним…
Видит он: облитый словно лучом
золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город…народом
кишат берега,
Флагами веют цветными кругом
корабли…
Гроб с корабля поднимают, ко храму
несут,
звон раздаётся, священные гимны
поют…
Крышку открыли… Царь что-то там
говорит…
Вот перед гробом земные поклоны
творят,
Следом все люди идут приложиться к мощам.
В гробе ж – князь видит – он сам.
Тихо лампада пред образом Спаса горит.
Князь неподвижен лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»
Ученик: Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А.Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач( цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»
- Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!»
Учитель: Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…
5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.
Учитель: Прошли века… 13век- 20 век… более 700лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)
Учитель:Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?
Накануне какого события он был создан?
Ученик: Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»
Учитель:Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд 13 Орден Александра Невского)
Учитель:Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2009 год…
На экранах телевизоров проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский – это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему. (Видеоролик: «Речь Святейшего Патриарха Кирилла в телевизионном проекте «Имя России»).
Домашнее задание: поделиться своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце Земли Русской».