Урок литературы в 8-м классе "Личность благоверного князя Александра Невского"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательные:

  • Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения;
  • Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;
  • Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;
  • Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;
  • Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • Формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;
  • Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.

 
Тип урока: повторительно-обобщающий.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

Ход урока

Презентация к уроку

1. Работа над новой темой урока.

1) Работа над формулировкой темы урока.

- Всё ли вам понятно в теме и какое слово, на ваш взгляд, в формулировке главное? (Личность)

- Что означает это слово? Мудрецы советуют: «Чтобы понять смысл какого-либо слова, зри в корень». Так давайте же найдём корень в этом слове (лич).

Назовите однокоренные слова, чтобы проверить, так ли выделен корень: личный, лицо, лик, обезличенный, лицевой, облик, личина.

- А теперь назовём синонимы к этому слову.

(Образ, изображение.) слайд №3.

- Если слово личность с точки зрения значения корня имеет схожесть со словами «образ», «изображение», о чём же пойдёт речь на нашем уроке? (об образе, изображении (повествовании) князя Александра Невского).

А каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро, благополучие)

Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

- Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

- А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

2) Выделение личных качеств Александра Невского.

- Ветхозаветный пророк Исаия сказал: « Говорит Господь: Я ставлю князей, я возвожу их на престол». Что это значит?

Учитель уточнит: Это значит, что рождение князя Александра было предопределено. А в житийной литературе принято изображать жизнь человека, протекающую в соответствии с Промыслом. А так как судьба князя Александра Невского предызбрана, то это должно было сказаться на его личности, на его характере.

- Личность Александра Невского отличалась какими-то особенными качествами. Что же можно взять для определения личности Александра Невского? Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа урока. Обратить вним-е на слова: труды, слава, добро.)

- Найдите в тексте портрет князя, выразительно прочитайте описание внешности нашего героя.

«Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя Римского Веспасиана…»

Слайд №4 (портрет князя Александра)

- Что же показывает автор?

Ученик: Автор показывает не только физическое превосходство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями: Иосифом, Самсоном, Соломоном, Веспасианом. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

Учитель: Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь.

Учитель: До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент:

Читаю: «О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»

- Как автор описывает Землю Русскую?

Ученик: Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений).

Слово учителя: Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.

- Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру?

- Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

Ученик : В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим».Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

Ученик: «И вот пришёл некто знатный от западной страны… Желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южная приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его. Так и этот по имени Андреаш, повидав князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошёл я много стран и городов, но не видал нигде такого князя».

- Кто даёт оценку князю Александру в этом эпизоде?

Ученик: В этом эпизоде оценку Александру даёт посторонний человек (Андреаш), который был поражён достоинствами юного русского правителя.

-Найдите в тексте ещё эпизоды, характеризующие князя Александра.

Ученик:Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся». А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Слайд №5 (благословение на битву).

- Следующий эпизод:
Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (слайд №6: Святые Борис и Глеб) Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь – опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

Слайд №7 (Невская битва)

- В каком эпизоде можно увидеть милосердие князя?

Ученик: Автор изображает князя Александра не только мужественным воином, но и милосердным и справедливым человеком. На второй год войны, когда наш герой снова был вынужден сражаться с врагами, после очередной победы «других (врагов) к себе привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры».

Учитель: Итак, о каких качествах Александра Невского мы говорили?

В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:

Личность князя: Бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель, полководец; живущий по христианским заповедям (Верный христианству(религии), тихий, приветливый, смиренный (готовность подчиниться чужой воле), мудрый праведник (живущий праведной жизнью, не имеющий грехов), человек высокой духовности (преобладание нравственных интересов над материальными)

Слайд №8

- О каких качествах мы не говорили? Что здесь ещё добавлено?

(Смиренный, мудрый праведник, человек высокой духовности.)

- Что значит «смиренный»? как вы это понимаете? В каком эпизоде это показано?

(Поездка Александра в ставку хана Батыя).

(Возвращаемся к эпиграфу.)

Учитель: Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».

Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как «защитник». А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. «Житие…» - подлинный образец агиографии.

- А что же означает это слово?

- «Агио» – означает святой, «графио» - описание. А значит агиография – это описание святого.

3) Выявление связи между «Житием Александра …» и иконописным полотном. (Работа с картинами об Александре Невском)

- А знаете ли вы, что произведениями агиографии являются не только литературные памятники в жанре жития, но и иконописные полотна. Как вы думаете, существует ли связь между житием святого и его иконописным изображением?

Да, существует. Художник, собирающийся написать икону на какой-либо сюжет, должен непременно познакомиться с литературным источником, чтобы быть верным правде.

Демонстрируется репродукция иконы Александра Невского.

Слайд №9 (триптих)

- А кто знает, что такое триптих?!

- Это складная икона, имеющая три створки. Обратите внимание на центральную часть триптиха. (картина П. Корина «Александр Невский).Сопоставляем житие и иконописное изображение.

Учитель: Во что одет князь?

Ученик: Перед нами князь-воин и князь- правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Учитель: Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя?

Ученик: На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

Учитель: Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин?

Ученик: Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

Учитель: Как изображены глаза Александра?

Ученик: Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

Учитель: А теперь ещё давайте посмотрим картины других художников с изображением Александра Невского.

Рассматривание картин Г.Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» (слайд №10) и В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». (слайд №11)

(Выступление заранее подготовленных учеников по материалу учебника литературы за 8 кл.)

4) Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

- Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

- Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина Александра Невского. (слайд №12 (икона(фреска)

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
                                венца вкруг него…
По небу словно идёт торжество.
В келье ж игуменской – зрелище
                               скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса
                                                     горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к
                                                    образам
Князь Александр, чёрной схимой
                                                   покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса
                                                    горит…
Князь неподвижно во тьму, в
 беспредельность глядит…
Там, что завеса, раздвинулась вдруг
                                                   перед ним…
Видит он: облитый словно лучом
                                               золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город…народом
                                                кишат берега,
Флагами веют цветными кругом
                                                корабли…
Гроб с корабля поднимают, ко храму
                                                  несут,
звон раздаётся, священные гимны
                                                  поют…
Крышку открыли… Царь что-то там
                                                 говорит…
Вот перед гробом земные поклоны
                                                 творят,
Следом все люди идут приложиться к мощам.
В гробе ж – князь видит – он сам.
Тихо лампада пред образом Спаса горит.
Князь неподвижен лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Ученик: Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А.Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач( цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

- Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!»

Учитель: Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Учитель: Прошли века… 13век- 20 век… более 700лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель:Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?

Накануне какого события он был создан?

Ученик: Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Учитель:Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд 13 Орден Александра Невского)

Учитель:Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2009 год…

На экранах телевизоров проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский – это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему. (Видеоролик: «Речь Святейшего Патриарха Кирилла в телевизионном проекте «Имя России»).

Домашнее задание: поделиться своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце Земли Русской».