Цель:
- Расширить знания учащихся по творчеству Н.В.Гоголя.
- Способствовать формированию внимательного прочтения художественного произведения.
- Заинтересовать учащихся произведениями Гоголя, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя; рисунки учащихся к произведениям Гоголя; выставка книг Н.В.Гоголя; «чёрный ящик»; презентация в Power Point; художественный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя; каждой команде подготовить колядку – приветствие, инсценировку фрагмента из повести «Ночь перед Рождеством».
Участвуют 5-6 классы, команды смешанные.
Ход игры
Вступительное слово ведущего:
- 2009год был объявлен ЮНЕСКО годом Н.В.Гоголя. Это свидетельствует о том, что во всём мире творчество Николая Васильевича Гоголя по – прежнему вызывает огромный интерес. Его герои по – прежнему несут добро, противостоят злу, любят, ненавидят. Они надолго остаются в памяти, их невозможно ни с кем спутать.
Сегодня наша очередная встреча с Гоголем. Посмотрим, внимательные ли вы читатели? Насколько хорошо вы знаете произведения великого писателя. Тема сегодняшней игры – викторины - повести под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник явился дебютом Гоголя, который принёс ему славу и признание. В это время автору было всего 22 года.
1. Приветствие команд.
2. Вопросы к I туру «Знаете ли вы произведения Н.В.Гоголя?»
1. - Как звучит полное название сборника, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством»? (Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком)
- Какие повести вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки..»? («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»)
- Почему чёрт поклялся мстить Вакуле? (Вакула «намалевал» его изгоняемым из ада: испуганный чёрт метался, а грешники били его кнутами).
- Какое прозвище было у Пацюка? (Пузатый)
- Назовите причину, по которой панночка из повести «Майская ночь, или Утопленница» бросилась в воду и утонула? (Её отец привёл в дом молодую жену, она оказалась ведьмой. Панночка, защищаясь, отрубила ей руку. Отец выгнал дочь из дома)
- На каком музыкальном инструменте играл Левко? (Бандура)
- Какой силой обладала красная свитка из повести «Сорочинская ярмарка»? (Она всем приносила несчастье.)
- С чем связаны все неприятности Солопия Черевика? (У Грицько была договорённость с цыганами, которые помогали ему посвататься к Параске).
2. Кроссворд «Творчество Н.В.Гоголя»
- Что ел Пацюк, когда к нему пришёл Вакула?
- Главная героиня повести «Ночь перед Рождеством».
- Часть тела, в честь которого называют главного человека на хуторе.
- Имя рассказчика в повестях.
- Особа, которая заставила сидеть в мешках уважаемых людей.
- Так на Украине называли трубку с табаком.
3. Вопросы ко II туру «Словарь пасичника Рудого Панько»
Для 1 команды:
Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди _________________ и закурили люльки. (Кавун, чумаки, курень).
Кузнец остановился с своими мешками. Ему почудился в толпе девушек голос и тоненький смех Оксаны. Все жилки в нём вздрогнули; бросивши на землю мешки, побрёл он с маленьким мешком на плечах вместе с толпою _________________, шедших следом за девичьей толпой. (Буханец, сопилка, парубок).
Для 2 команды:
- О, не дрожи, моя красная калиночка! Прижмись ко мне покрепче! – говорил парубок, обнимая её, отбросив __________________, висевшую на длинном ремне у него на шее, и садясь вместе с нею у дверей хаты. (Винницу, бандуру, макитру).
Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углём; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с _____________в мешок. (Капелюхами, каганцами, очипками).
3. III тур. Домашнее задание
(Инсценировка фрагмента из повести «Ночь перед Рождеством» с последующим просмотром этих фрагментов в художественном фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
4. Вопросы к IV туру «Найдите героя».
- По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чём – нибудь поболтать с собою. Лгут люди, я совсем не хороша.» Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. (Оксана)
- Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник.(Солоха)
- Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая – то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились, и с низкими поклонами, казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его. Но гетьман не обратил даже и внимания, едва кивнул головою и подошёл к запорожцам. (Потёмкин)
- Тут осмелился и кузнец поднял голову и увидел стоявшую перед собой небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной …женщине. (Императрица)
5. Вопросы к V туру «Чёрный ящик».
- В чёрном ящике лежит предмет, который подлежал изъятию нечистой силой, с целью отомстить обидчику. (Месяц)
- Предмет, который собирался в рукав, как ягода земляника на поляне женщиной на странном летательном аппарате. (Звезда)
- Документ, написанный вышестоящим начальником, о недолжном исполнении обязанностей подчинённого, который изменил судьбу двух молодых людей. (Записка, которую дала Левко Утопленница).
«Приказ голове Евтуту Макогоненку. Дошло до нас, что ты, старый дурак, вместо того, чтобы собирать прежние недоимки и вести на селе порядок, одурел и строишь пакости…А вследствие того, приказываю тебе сей же час женить твоего сына Левка Макогоненка на козачке из вашего села, Ганне Петрыченковой…»
Комиссар, отставной поручик Козьма Деркач – Дришпановский.) - Предмет, с помощью которого герой хотел обмануть кого – то и найти то, что ему никогда не принадлежало. (Свеча)
5. Вопросы для зрителей.
(Вопросы задаются зрителям, пока команды выполняют задание II тура. Очки засчитываются командам.)
- Сколько персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у Солохи? (4)
- Назовите музыкальный инструмент из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (Кобза)
- Как зовут отца Оксаны в повести «Ночь перед Рождеством»? (Корний Чуб)
- В повести к своей девушке Левко обращается «Галю». Назовите её второе имя. (Ганна)
- Кого принимали за нечистую силу несправедливо: мать кузнеца, мачеху сотниковой дочки, своячницу головы?
- Какое занятие было у деда из повести «Заколдованное место»?
- Какая птица, согласно Н.В.Гоголю, долетит до середины Днепра? (редкая)
- На сюжет какой повести Н.В.гоголя написана картина И.Н.Крамского «Русалки»? («Майская ночь, или Утопленница»)
6. Подведение итогов.
(Пока жюри подводят итоги, команды исполняют колядки)