Литература
-
Урок-мастерская по литературе в 9-м классе по теме "Ключ к поэзии романтиков" 2010
Данный урок создает условия для постижения учащимися особенностей художественного мира поэтов-романтиков XIX века путём самостоятельного сопоставления их стихов со стихами поэтов XX века, развивает умения определять ритм стиха, характер рифмовки, делить стихотворение на строфы, определять автора по стилистическим и тематическим особенностям его стихотворения.
-
В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс) 2010
Целью урока является воспитание любви к творчеству В.И.Белова, к "малой родине" через анализ повести "За тремя волоками" и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Литературный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина "Творчество как песня" 2010
Урок воспитывает чувство любви к родному краю, знакомит учащихся с биографией В.М. Шукшина, повышает интерес к изучению его творчества как писателя, актера, режиссера.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Страницы вековечной славы" 2010
Проведение в колледжах урока, посвященного войне 1812 года, будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их знаний о далеком героическом времени страны. В ходе подготовки учащиеся разделены на 3 группы. Можно использовать слайды, фрагменты из кинофильмов или иллюстрации к произведениям.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», формируется внутренняя мотивация учащихся к изучению литературы. Урок способствует формированию неповторимой своеобразной манеры говорить и писать.
-
Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина 2010
Целью данного урока является развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; работа над рассуждением как типом речи; обучение работе над композицией сочинения.
-
Особенности работы над художественным произведением на уроках литературы в специальном учебном заведении для детей с девиантным поведением 2010
Ни для кого не секрет, как бывает сложно пробудить интерес к чтению у современного подростка. А тем более, если этот подросток особенный, читать вообще не любит (а писать сочинения и подавно). Столкнувшись с этой проблемой, я нашла, на мой взгляд, простой и достаточно эффективный выход, который уже опробовала на десятиклассниках.
-
"Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") 2010
Содержание урока построено на анализе двух рассказов, ребята находят в произведениях художественные средства выразительности, стилистические фигуры. Предметом анализа являются нравственные и этические проблемы нашего времени. Форма проведения – урок-дискуссия.
-
Творческая мастерская в 6-м классе по теме "В мире басен" 2010
Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А. Крылова» и основан на использовании технологии творческих мастерских в учебном процессе. В «творческой мастерской» ребята самостоятельно создают свои басни, иллюстрируют их, инсценируют.
-
Учебный проект "Новизна лермонтовского героя" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") 2010
Цели проекта: проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков и развитию навыков рассуждения на литературную тему.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Работа над ошибками" 2010
Цели и задачи урока: повторить и закрепить умения и навыки учащихся в определении времени глаголов, развивать орфографическую зоркость, навыки применения правил на письме; воспитывать любовь к родной природе, к зимним пейзажам, дать возможность почувствовать красоту русского слова, развивать коммуникативные функции речи.
-
Интегрированный урок-мастерская (биология + литература) по теме "Цветы — восьмое чудо света" 2010
Цели: продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях; развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе; развивать навыки и умения выразительного чтения; способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.
-
Художественный мир Татьяны Толстой 2010
Данный урок предлагается в рамках элективного курса для 11-х классов, но эти материалы также могут быть использованы и на уроках литературы в 11-м классе при изучении современного литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.
-
Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Обобщающий урок по литературе в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", сопровождаемый презентацией, позволяет дать полную характеристику главному герою, раскрыть особенности его характера в сравнении с второстепенными персонажами.
-
Урок внеклассного чтения "История одной жизни…" (по произведению Ф.Абрамова "Жила-была сёмужка") 2010
На уроке внеклассного чтения "История одной жизни..." учащиеся знакомятся с творчеством северного писателя. Содержание урока направлено на развитие вдумчивого чтения, развитие речи учащихся, умения рассуждать; способствует развитию интереса к творчеству Ф.Абрамова.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "А счастье было так близко, так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2010
Урок в 8-м классе по повести И.С. Тургенева «Ася» служит для развития речи, подготовки к ЕГЭ по литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ в. Сергей Есенин. "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша" 2010
Данная разработка направлена на выявление особенностей и образов природы в стихотворениях С.Есенина, на понимание настроения, чувства поэта к природе, умении рассказать о движении своей души, её полёта, соединяющего времена и миры.
-
Внеклассное мероприятие по русской литературе, посвященное творчеству Мустая Карима, "Поэт, писатель, патриот" 2010
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима. Формирует чувства гордости за своего национального поэта и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирика любви. Гармония чувств и памяти сердца" 2010
Урок проводится в 9-м классе как изучение нового материала по данной теме. Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урок - концерт. Во время урока используются фрагменты из музыкальных произведений, портреты любимых женщин Пушкина, отрывки из художественных фильмов.
-
Урок литературы по теме "Россия в лирике А.А. Блока" 2010
Блоковская Россия… Какая она? Чем являлась Родина для поэта? Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А.Блока, поможет данный урок литературы. Обращаясь к стихотворениям автора, музыкальным произведениям и произведениям живописи, ученики смогут увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России.
-
Поэзия М.И. Цветаевой 2010
На уроке учащиеся исследуют язык поэтических текстов М.И. Цветаевой, опираясь на её биографию. Урок прививает любовь и интерес к поэзии, показывает величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
-
Литературное творчество в системе совершенствования творческого опыта сельских школьников в учебной и досуговой деятельности 2010
В статье говорится о развитии литературного творчества сельских школьников 5–11-х классов в системе совершенствования творческого опыта в учебной и досуговой деятельности, разработанной учителем русского языка и литературы.
-
Учебный проект по математике в 11-м классе по теме "Применение логарифмов" 2010
Изучение данной темы в 11-м классе можно построить в ходе работы над проектом «Применение логарифмов». В ходе работы над проектом учащиеся узнают не только теоретический материал по данной теме, но и практическое применение логарифмов во всех сферах науки и жизни.
-
Конкурс эрудитов по литературе 2010
Конкурс проходит в два этапа: первый (письменный) в виде тестовых заданий разного типа (задания проверяются экспертами – сопровождающими учителями); второй (устный) – выступления-экспромты участников на заданную тему (критерии оценки прилагаются).
-
"Крылатые выражения А.С. Пушкина" 2010
Cтатья предназначена для учителей-словесников. Опираясь на крылатые выражения А.С. Пушкина, они смогут построить свои уроки, включая фразеологизмы в объяснение, закрепление учебного материала. Также статья полезна при подготовке к ЕГЭ.
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Авторская песня. В.Высоцкий" 2010
Материал урока-презентации может быть использован на уроках литературы в 11-м классе. Данная тема изучается в разделе курса литературы 11-го класса. В ходе урока учащиеся узнают о личности В.Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен. Также данный материал можно использовать и во внеклассных мероприятиях по литературе, во время проведения декады филологических наук.
-
Урок по профильному курсу "Технология перевода публицистических статей" по теме "Роль заголовков газетно-публицистического текста" 2010
Задачей данного урока «Разновидности заголовков газетно-публицистического текста» является рассмотрение основных проблем, с которыми сталкивается учащийся при чтении публицистики, и способах облегчения восприятия и перекодировки материала. Учащиеся знакомятся с понятием «формального плана» текста, который играет особенную роль, и графическими средствами выделения.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Добру откройте свои сердца" 2010
Данный урок представляет собой урок внеклассного чтения и может проводиться после изучения программных стихотворений А.Яшина. В ходе урока ребята учатся анализировать прозаический (В.Сухомлинский "Потому что я – человек") и стихотворный (А.Яшин "Зайчонок") тексты, работают с пословицами, сочиняют рассказы по данному началу.