Литература
-
Игровые технологии на уроках литературы в старших классах 2010
В практике своей работы наиболее часто использую такие игровые формы урока, как устный журнал, суд, конференция, пресс-конференция, диспут, аукцион знаний, концерт. При проведении урока-пресс-конференции осуществляется возможность проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работать над развитием речи и мышления учащихся.
-
Традиционный урок-диалог "Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Целью урока является выявление основной идеи повести, совершенствование навыков анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. В ходе урока формируются оценочные суждения, воспитывается способность эмоционально и адекватно реагировать на обсуждаемую проблему, формируются гражданские, нравственные и патриотические качества личности.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" 2010
Открытый урок проводился с целью расширения и закрепления знаний учащихся о произведениях Н.В. Гоголя, развития умения ориентироваться в прочитанном, развития внимания и наблюдательности, привития интереса к чтению через знакомство с данными произведениями, рекомендованными программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Тема Родины в творчестве Сергея Есенина" 2010
Внеклассное занятие призвано кратко познакомить с жизнью и творчеством Есенина, показать значение его творчества для русской культуры и истории.
-
Библиотечный урок на тему "Сказка о тебе и обо мне" (по произведению Д.Ю. Соколова "Поймайчик Агао с планеты людчей") 2010
Программа курса "Литературное краеведение" включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах. Тем самым она расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
-
Программа элективного курса по литературе "Сороковые, роковые, военные и фронтовые" для профильных гуманитарных 10–11-х классов 2010
Данная программа содержит план тематических занятий на весь учебный год, основанный на изучении наиболее значительных произведений о Великой Отечественной войне, их проблематики, идейно-художественных особенностей. В процессе работы учащиеся формируют ценностно-мировоззренческие, читательские, речевые компетентности, развивают умения творческого чтения.
-
Берегите красоту художественного слова 2010
Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5–7-x, 11-х классов и занятия элективных курсов для 9-го класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей.
-
История создания и художественное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Роман "Война и мир" Л.Н. Толстого является одним из самых сложных произведений, представленных в курсе литературы в 10-м классе. Поэтому очень важно на первом этапе работы с произведением дать представление об истории создания, особенностях жанра, проблематике, разобрать смысл названия романа-эпопеи. Этому посвящён данный урок.
-
Урок-мастерская по литературе в 9-м классе по теме "Ключ к поэзии романтиков" 2010
Данный урок создает условия для постижения учащимися особенностей художественного мира поэтов-романтиков XIX века путём самостоятельного сопоставления их стихов со стихами поэтов XX века, развивает умения определять ритм стиха, характер рифмовки, делить стихотворение на строфы, определять автора по стилистическим и тематическим особенностям его стихотворения.
-
В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс) 2010
Целью урока является воспитание любви к творчеству В.И.Белова, к "малой родине" через анализ повести "За тремя волоками" и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Литературный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина "Творчество как песня" 2010
Урок воспитывает чувство любви к родному краю, знакомит учащихся с биографией В.М. Шукшина, повышает интерес к изучению его творчества как писателя, актера, режиссера.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Страницы вековечной славы" 2010
Проведение в колледжах урока, посвященного войне 1812 года, будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их знаний о далеком героическом времени страны. В ходе подготовки учащиеся разделены на 3 группы. Можно использовать слайды, фрагменты из кинофильмов или иллюстрации к произведениям.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», формируется внутренняя мотивация учащихся к изучению литературы. Урок способствует формированию неповторимой своеобразной манеры говорить и писать.
-
Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина 2010
Целью данного урока является развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; работа над рассуждением как типом речи; обучение работе над композицией сочинения.
-
Особенности работы над художественным произведением на уроках литературы в специальном учебном заведении для детей с девиантным поведением 2010
Ни для кого не секрет, как бывает сложно пробудить интерес к чтению у современного подростка. А тем более, если этот подросток особенный, читать вообще не любит (а писать сочинения и подавно). Столкнувшись с этой проблемой, я нашла, на мой взгляд, простой и достаточно эффективный выход, который уже опробовала на десятиклассниках.
-
"Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") 2010
Содержание урока построено на анализе двух рассказов, ребята находят в произведениях художественные средства выразительности, стилистические фигуры. Предметом анализа являются нравственные и этические проблемы нашего времени. Форма проведения – урок-дискуссия.
-
Творческая мастерская в 6-м классе по теме "В мире басен" 2010
Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А. Крылова» и основан на использовании технологии творческих мастерских в учебном процессе. В «творческой мастерской» ребята самостоятельно создают свои басни, иллюстрируют их, инсценируют.
-
Учебный проект "Новизна лермонтовского героя" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") 2010
Цели проекта: проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков и развитию навыков рассуждения на литературную тему.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Работа над ошибками" 2010
Цели и задачи урока: повторить и закрепить умения и навыки учащихся в определении времени глаголов, развивать орфографическую зоркость, навыки применения правил на письме; воспитывать любовь к родной природе, к зимним пейзажам, дать возможность почувствовать красоту русского слова, развивать коммуникативные функции речи.
-
Интегрированный урок-мастерская (биология + литература) по теме "Цветы — восьмое чудо света" 2010
Цели: продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях; развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе; развивать навыки и умения выразительного чтения; способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.
-
Художественный мир Татьяны Толстой 2010
Данный урок предлагается в рамках элективного курса для 11-х классов, но эти материалы также могут быть использованы и на уроках литературы в 11-м классе при изучении современного литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.
-
Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Обобщающий урок по литературе в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", сопровождаемый презентацией, позволяет дать полную характеристику главному герою, раскрыть особенности его характера в сравнении с второстепенными персонажами.
-
Урок внеклассного чтения "История одной жизни…" (по произведению Ф.Абрамова "Жила-была сёмужка") 2010
На уроке внеклассного чтения "История одной жизни..." учащиеся знакомятся с творчеством северного писателя. Содержание урока направлено на развитие вдумчивого чтения, развитие речи учащихся, умения рассуждать; способствует развитию интереса к творчеству Ф.Абрамова.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "А счастье было так близко, так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2010
Урок в 8-м классе по повести И.С. Тургенева «Ася» служит для развития речи, подготовки к ЕГЭ по литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ в. Сергей Есенин. "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша" 2010
Данная разработка направлена на выявление особенностей и образов природы в стихотворениях С.Есенина, на понимание настроения, чувства поэта к природе, умении рассказать о движении своей души, её полёта, соединяющего времена и миры.
-
Внеклассное мероприятие по русской литературе, посвященное творчеству Мустая Карима, "Поэт, писатель, патриот" 2010
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Мустая Карима. Формирует чувства гордости за своего национального поэта и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирика любви. Гармония чувств и памяти сердца" 2010
Урок проводится в 9-м классе как изучение нового материала по данной теме. Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урок - концерт. Во время урока используются фрагменты из музыкальных произведений, портреты любимых женщин Пушкина, отрывки из художественных фильмов.