Литература
-
Визуальные элементы в лирике Марины Цветаевой 2010
В данной работе представлен как литературоведческий аспект, так и лингвистический, что расширяет возможность использовать предложенный материал на уроках русского языка и литературы, при подготовке школьников к олимпиадам, углубленном изучении русской словесности.
-
Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс) 2010
Анализ рассказа Л.Петрушевской «Подснежник» и психологические тренинги, представленные в памятке, призваны помочь шестиклассникам развить психосоциальные компетенции, в частности умения не поддаваться дурному влиянию и умения принимать решения в непредсказуемых ситуациях.
-
Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева 2010
Для поэта-философа картины природы становятся средством постижения Вселенной и осмысления тайн мироздания. Это мироощущение поэта – отправная точка при анализе стихотворений. Главным на уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала.
-
Интегрированный урок литературы и биологии "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" 2010
Интегрированный урок-конференция рассчитан на два часа с учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Конечным результатом проведения урока-конференции "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" является изучение биологических и экологических особенностей озера Иткуль, легенд, связанных с ним, творчества местных поэтов.
-
Петербург Блока 2010
Петербург... Уникальность этого города в том, что почти все русские писатели и поэты запечатлели этот город в своих произведениях, показали его исключительность, единственность и тем самым создали некий памятник под названием "Петербургский текст".
-
Сентиментализм. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" 2010
Урок литературы в 8-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В. Шогана, посвящен литературному направлению – сентиментализму и творчеству А.Н.Радищева. На данном уроке учащиеся должны научиться вести аргументированную литературную дискуссию.
-
А.С. Пушкин. Романтизм - жизнь или искусство? 2010
Предлагаемый урок - репродуктивный урок аналитического мышления. На данном уроке происходит закрепление понятия "романтизм", формирование умения выделять в творчестве Пушкина и других писателей романтические тенденции, делать выводы и обобщения теоретического характера, умение составлять логическую схему сложного уровня.
-
Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" 2010
Урок может способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
-
Жанровое своеобразие древнерусской литературы 2010
Обзорный урок для факультативных занятий по программе "Русская словесность" поможет поближе познакомиться с диапазоном древнерусской литературы, с её жанровым своеобразием, а также с некоторыми приёмами подачи материала в течение занятий.
-
Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе 2010
Предлагаемая система уроков представляет собой двухчасовую разработку по изучению рассказа Л.Н. Толстого "После бала" и урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Фальшивый купон", являющийся логическим продолжением двух первых уроков.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Моя правда проста…" 2010
Мероприятие посвящается творчеству известного чувашского народного поэта-песенника Василия Ивановича Давыдова-Анатри. С целью популяризации творчества В.Давыдова-Анатри среди учащихся, развития интереса школьников к чувашской культуре и чтению проводятся встречи с автором.
-
"Русский человек без радуги не живет". Переход от литературной сказки к сказам П.П. Бажова 2010
На уроке дети с учителем, обобщив сказочный материал и творчески поработав, из литературной сказки плавно переходят в мир нового для них жанра литературы – в мир сказа. Хочется пожить тем ощущением праздничности, которую должна приносить в жизнь детей книга – чтобы ребята полюбили и потянулись к этому жанру литературы.
-
"Имя твое бессмертно" (литературно-музыкальный монтаж, посвященный М.Джалилю) 2010
Литературно-музыкальная композиция посвящена всемирно известному татарскому поэту Мусе Джалилю. Композиция повествует о самых сложных и противоречивых годах, проведенных Джалилем в тюрьме Моабит.
-
Интеллектуальная игра "Самый умный" 2010
Игра – это эффективная форма контроля знаний и умений обучающихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данное внеклассное мероприятие позволяет систематизировать знания обучающихся, стимулировать их познавательную активность, вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский) 2010
Урок знакомит с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, с вкладом Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина" 2010
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить на вопрос: "Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества?"
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Ваш сын и брат" (литературная гостиная) 2010
В 2009 году исполнилось 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. "Ваш сын и брат" – так называется сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Мероприятие можно провести в форме заочной экскурсии – путешествие по музейному комплексу В.М. Шукшина в Сростках.
-
Литературная игра по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Рукописи не горят" 2010
Нетрадиционная игровая форма вызовет живой отклик у ребят, поможет нацелиться на внимательное отношение к тексту романа. Учитель найдет в подборке интересные задания, сумеет отрежиссировать ход урока по своему усмотрению.
-
Пишем изложение с элементами сочинения по роману М.А. Шолохова "Поднятая целина" (9-й класс) 2010
Цели урока: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения; отработка умения озаглавливать текст и составлять план; совершенствование навыков анализа текста; отработка умения аргументированно излагать собственную позицию.
-
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Посмотрим, как это реализуется в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на примере образа Долохова.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Русский человек на войне" (на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Данный урок поможет учащимся посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами М.Шолохова, на примере его рассказа «Судьба человека», проследить жизненный путь главного героя Андрея Соколова и показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме "Великие немецкие классики" 2010
Зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. В данной разработке мы предлагаем сценарий интегрированного урока немецкого языка и литературы, который знакомит учащихся с творчеством великих немецких классиков.
-
Интегрированный урок "Величие, слава и подвиг русского народа в музыке и литературе XIX и XX веков" 2010
Интеграция литературы и музыки даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам; высвобождаемое за этот счёт учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
-
Тема: "А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Пущину»" (6-й класс) 2010
Урок изучения нового материала. Цели урока: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Пущину».
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Игра-викторина для первоклассников "Зимние загадки" 2010
Как известно, у первоклассников ещё сильна игровая мотивация. Поэтому в статье используются различные игры, преследуя при этом несколько целей: расширение кругозора, развитие речи, сплочение детского коллектива.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.