Литература
-
Урок литературы по произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога" на тему "Сколько же ты вытерпел, русский народ?" 2010
На уроке через анализ художественного текста доказывается, что истинным строителем железной дороги является не граф Клейнмихель, а русский многострадальный народ. В процессе работы дается исторический комментарий.
-
Урок-исследование. "Роль художественной детали в создании образа". По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Исследовательская работа на уроке. Совершенствование навыка аналитического чтения, умения расшифровывать различные приемы создания художественного образа.
-
Проблемное изучение повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) 2010
«Тарас Бульба» – лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности. Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: почему Н.В. Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет" 2010
Урок, основанный на материале художественной литературы (прозы и лирики И.А. Бунина), позволяет эмоционально и эстетически развивать ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного. На уроке активно используются важнейшие методы личностно-ориентированного обучения: проблемный, исследовательский, экспериментальный, игровой, творческий.
-
Потери и победы Герасима (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2010
Данный урок раскрывается на примере истории богатыря Герасима, где дети могут при анализе произведения увидеть, как страшен мир крепостной действительности, и веру автора в будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолевать любые преграды.
-
Экологическая культура в мировоззрении народов Сибири 2010
Урок служит установлению межпредметной связи истории Сибири и литературного наследия Сибири, формированию представлений учащихся о влиянии мировоззрения коренных народов Сибири на современное литературное творчество и современную экологическую культуру.
-
Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» 2010
На данном уроке через анализ прозаического текста учащихся подводят к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа "благородный разбойник"; в течение урока ученики знакомятся с понятием "синквейн", составление которого помогает выразить свое отношение к герою.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Сияет солнце, воды блещут…"» 2010
Урок способствует формированию читательских и эстетических вкусов учащихся, навыков анализа поэтического произведения, развитию речи школьников, воспитанию интереса к поэзии, изучению средств языковой выразительности и литературоведения. Урок состоит из 2-х частей.
-
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин" 2010
Интегрированный урок французского языка и литературы нацелен на углубление знаний, связанных с жизнью и творчеством поэта (лицейский период). Урок помогает реализовать следующие принципы «театральной педагогики»: активная действенная форма; эмоциональная значимость; ролевая игра; раскрытие темы через целостный образ; ориентация на достижение конечного творческого результата; ориентация на коллективное творчество.
-
Тема урока "Давайте понимать друг друга с полуслова…" 2010
Внеклассное мероприятие по литературе посвящается памяти Булата Окуджавы, чей юбилей праздновался 9 мая 2009 года. Общаясь с учениками, не перестаю удивляться, как мало они знают по-настоящему красивых, умных песен. Поэтому учитель посчитал целесообразным познакомить своих учеников с творчеством Булата Окуджавы, когда у них формируются свои представления о нравственности, патриотизме, человечности, красоте.
-
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа" 2010
Интеграция дает возможность формирования у учащихся целостной, взаимосвязанной картины мира, общего восприятия различных сторон жизни, поддержания интереса к изучаемой теме, более глубокого осмысления учебных предметов. Интегрированный урок позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развивать коммуникативные навыки, это один из способов формирования важнейших ключевых компетенций.
-
Урок литературы в 7-м классе "Полтавская битва глазами поэта и историка" 2010
Урок литературы в 7-м классе по поэме А.С. Пушкина «Полтава» знакомит учащихся с одним из главных событий Северной войны – Полтавской битвой; помогает определить значение Полтавской битвы для России, понять, почему поэт в своем творчестве обращается к исторической теме, почувствовать силу поэтического слова.
-
Роль литературно-музыкальной гостиной в организации деятельности по воспитанию социально зрелой личности 2010
Форма урока литературы, литературно-музыкальная гостиная, помогает почувствовать сопричастность к опыту поколений. Подобная совместная деятельность повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, позволяет интегрировать знания из разных научных областей. В основе данной формы лежит деятельностный принцип организации, который позволяет обучающимся наполнить материал личностным смыслом.
-
Урок-игра "Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена" 2010
Данное мероприятие позволит учителю расширить знания учащихся о сказках Андерсена, познакомить с тематикой сказок, с героями, научит работать в группах, пробудит интерес к чтению. Кроме этого, использование презентации при проведении игры будет способствовать повышению познавательного интереса у учащихся.
-
Проект по нравственному воспитанию на тему "Дым отечества нам сладок и приятен…" 2010
Представленный рок помогает сформировать у детей гражданскую позицию, привить любовь к малой родине.
-
Урок литературы на тему "Жанровое своеобразие Евангелия" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с определением жанра литературного произведения несколько в необычном ключе (для анализа предлагается "книга книг"), материал урока расширяет представление учащихся о разнообразии текстов Евангелия, способствует развитию навыка анализа библейского текста.
-
Урок-реклама по произведению А.Платонова "Юшка" 2010
Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством писателя Платонова. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка. Особое внимание на уроке уделяется духовно-нравственному воспитанию.
-
"Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Одна из самых важных тем в романе Л. Н. Толстого – тема семьи, ее значение и становление характера человека. С целью повышения качества знаний по литературе применен метод групповой работы. Такая форма помогает развить творческие способности учащихся, формировать языковые умения, способствует развитию познавательной активности в процессе анализа и исследовательской деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "…Безумная душа поэта ещё любить обречена …" (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)" 2010
Урок посвящен обучению анализу лирического произведения — стихотворению Ф.И. Тютчева "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Эмоциональное начало, индивидуальные задания, небольшой поэтический концерт из произведений поэта — все это способствует созданию условий для активной деятельности обучающихся.
-
Урок-викторина по повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2010
Цели предлагаемого урока-викторины: проверить знания учащихся по изученному произведению; развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы; развивать речь учащихся; формировать навыки работы в группе.
-
Мифопоэтический анализ повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Мифопоэтический подход к прочтению текста – это анализ по заданной формуле, изначальному образцу. Именно по такому образцу писались русские народные сказки. Композиция, сюжет, система образов – все выстраивалось в определенную схему.
-
Обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа Ю.Буйды "Ванда Банда" 2010
Данную методическую разработку учитель может использовать при подготовке к урокам внеклассного чтения или к беседам о современной литературе в 9–11-х классах, а также при подготовке к традиционным урокам литературы, на которых учащиеся обучаются анализу прозаического произведения.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел" 2010
В 7-м классе при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» ученики вспоминают страницы биографии поэта. При изучении лирики школьники анализируют каждую строфу, определяют стихотворный размер, рифму, выделяют тропы. Важно, чтобы ребята ни в коем случае не путали автора и лирического героя. Необходимо не просто выполнить литературоведческий анализ, но и услышать душу ребенка, его мысли, ассоциации.
-
Внешняя изобразительность как характерная черта писательской техники И.А. Бунина (на материале рассказа "Господин из Сан-Франциско") 2010
Данный интегрированный урок (литературы и изобразительного искусства) рассчитан на учащихся 11-го класса, предполагает глубокое изучение языка текста программного произведения И.А. Бунина, знакомство с шедеврами таких направлений живописи, как романтизм и импрессионизм, сопоставление литературных и живописных образов.
-
Научно-исследовательская работа по литературе на тему "Я живу на четвёртом этаже" 2010
В ходе урока учащиеся узнают о жизни Гоголя после его переезда в Петербург.
-
Конспект урока по литературе на тему "Иван Северьянович Флягин – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое" 2010
Главный герой рассказа Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин, прошедший через испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и душевную стойкость русского народа. В лице Флягина – богатыря в рясе – Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке до конца жизни, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Тургеневская девушка в повести. Образ Аси" 2010
Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей ему девушки. Главная мысль автора – в любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.
-
Открытый урок в 7-м классе по теме "Степан Калашников — носитель лучших качеств русского национального характера" 2010
В поэме М.Ю. Лермонтова простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно православный уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом. Калашников выступает носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.
-
Сценарий литературно-музыкального спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" 2010
Спектакль состоит из 6 сцен. В ходе мероприятия возможны небольшие танцевальные композиции.
-
Урок литературы "Футуризм как литературное направление" 2010
При обзорном знакомстве с литературными направлениями Серебряного века учащиеся получили первоначальные сведения о футуризме и с удовольствием откликнулись на предложение о более глубоком изучении этого направления в искусстве и литературе. Для создания полной картины дети подбирали материал о живописи, музыке, поэзии той эпохи, готовили инсценированное выступление.