Интегрированный урок литературы и биологии "Озеро Иткуль: вчера и сегодня"

Разделы: Биология, Литература


Урок рассчитан на два часа с учащимися средних классов общеобразовательной школы. Проводится учителями литературы и биологии.

Цели урока:

  • Обучающие: изучение биологических и экологических особенностей озера Иткуль, легенд, связанных с ним, творчества местных поэтов;
  • Развивающие: развитие исследовательских навыков и умения использовать ИКТ;
  • Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей малой Родине.

Оборудование: проектор для презентации исследовательских работ учащихся, литературно-экологический макет озера Иткуль, маркеры, клей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационный этап.

Слово учителя:

– Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-конференция на тему “Озеро Иткуль: вчера и сегодня”, на котором мы познакомимся с вашими исследовательскими работами. В ходе исследования образовалось четыре группы: экологов, биологов, фольклористов и группа ребят, исследовавших творчество местных поэтов и поэтов – участников фестиваля “Песни Иткульского лета”. Сначала сформулируем цели нашей конференции, исходя из материалов ваших исследовательских работ.

Свои цели предлагает каждая группа, которые записываются спикерами от каждой группы на доске.

– познакомиться с легендами об озере Иткуль;

– изучить творчество местных поэтов и поэтов – участников фестиваля “Песни Иткульского лета”;

– познакомиться с флорой и фауной берега озера Иткуль

– доказать наличие экологических проблем на берегу озера и предложить возможные пути их решения.

III. Реализация.

1. Презентация исследовательской работы группы фольклористов (см. Приложение 1.)

(По ходу выступления учащиеся данной группы заполняют макет озера Иткуль: указывают места древних раскопок.)

2. Презентация исследовательской работы группы биологов.(см. Приложение 2.)

(На макет озера помещаются модели животных и растений.)

3. Презентация исследовательской работы группы, занимающейся изучением творчества местных поэтов и поэтов – участников фестиваля “Песни Иткульского лета”. (см. Приложение 3.)

(На макет озера помещается символ флага фестиваля.)

4. Презентация исследовательской работы группы экологов. (см. Приложение 4.)

(На макете озера указываются места наибольшего загрязнения, и прикрепляется призыв учащихся к отдыхающим.)

(Итогом выступления всех групп учащихся становится литературно-экологический макет озера Иткуль.)

IV. Рефлексия.

Слово учителя:

– Ребята, теперь давайте подведем итоги нашей конференции. Подумайте, что для вас значит родное озеро, будете ли вы вспоминать его, покинув родные места? Ощущаете ли вы себя частицей того места, где вы родились и выросли, где прошло ваше детство? Насколько оно значимо для вас?

– Какой вывод вы можете сделать на основе изученного ранее и услышанного вами сегодня на конференции?

Учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод: каждый человек является частью и продолжением своей малой Родины.

В заключении в исполнении учащегося звучит отрывок из стихотворения нашего земляка Виктора Ащеулова:

Там, где родился и живу,
Где все тропинки пройдены,
Я без ошибки назову
Ту землю малой Родиной.
И хоть она и впрямь мала,
Земля, где я шагаю,
Зато из каждого угла
Всегда прекрасна и светла
Та Родина большая.