Слово об авторе: Александр Проханов родился в 1952 году в Тбилиси. Окончил Московский авиационный институт. Работал корреспондентом в Никарагуа, Афганистане, Кампучии, Анголе. За политический триллер «Господин Гексоген» получил в 2004 году премию «Национальный бестселлер». Главный редактор газеты «Завтра».
Герой рассказа В. Гаршина «Трус» предупреждает: «Мне кажется, что нынешняя война – только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры. И моя очередь придет очень скоро».
На экране слайд с картины В. Верещагина «Апофеоз войны».
На дом перед уроком учащимся были даны вопросы и задания:
- Как вы поняли, почему воюет герой рассказа или за что он воюет?
- Какова роль воспоминаний в рассказе?
- Кем является отец для Елизарова?
- Каков смысл заглавия рассказа «Убить отца»?
Дома ребята прочитали рассказ. На уроке поможем им осмыслить прочитанное.
– Перечитаем вслух первую часть рассказа от слов: «Командир группы армейского спецназа капитан Елизаров...» до слов: «на этой бесконечной треклятой войне».
– Что мы узнали о героях рассказа Александра Проханова? Обратимся к тексту:
Капитан Елизаров: длинноногий и жилистый, как лось, гонялся по чеченским горам за бандой Мансура, возвращался из рейдов мокрый простуженный, смертельно усталый, ожидавший отдыха и встречи с закадычным другом капитаном Жалейко
Мансур: оборотень, превращался, исчезал бесследно, неутомим, отважен, умен, заколдован духами гор, обстреливал посты, истреблял старейшин и мулл, перешедших на сторону федералов, был независим и горд, отличался беспощадной жестокостью к пленным.
– Как вы поняли, почему воюет капитан Елизаров?
- Смысл жизни капитана – поймать Мансура и убить его.
- Отомстить за смерть друга Жалейко.
- Он военный человек. Это его профессия.
– Что мучает Мансура? Почему он на войне?
- Ему скучна праздная жизнь, он ощущает ноющий голод войны.
– О ком вспоминал капитан Елизаров в короткие минуты затишья перед боем?
- Об отце.
– Что узнаем мы о нем из воспоминаний капитана?
- Он полковник афганской войны, страдающий от ран и контузий, полученных под Кандагаром.
- Писал сыну письма, похожие на наставления, научая засадам, продвижению по заминированным трассам и общению с местным населением.
- Словно завидовал сыну, хотя вряд ли завидовал, скорее беспокоился и боялся за сына.
- Молодой и сильный, он сажал к себе на плечи Елизарова-мальчика и нес через хлебное поле к поджидающей их матери.
– Что чувствует Елизаров к своему отцу?
- Нежность и печаль; любовь.
– А кто отец Мансура?
- Строгий и внимательный.
- Предлагает Мансуру сдаться властям, потому что понимает несправедливость войны, или хочет спасти сына.
- Хочет написать письмо Кадырову с просьбой о помиловании сына, хотя, скорее всего, понимает, что Мансур обречен.
- Он бывший учитель и желал для сына другой судьбы: «.. .мог бы учиться, поехать в Москву, в университет. Был бы сейчас юристом, или банкиром, или художником.
- Осуждает деятельность Мансура: «Как волк, бегаешь по лесам, а за тобой с вертолетов охотятся».
- Тоже любит своего сына: «Оглядывался на горы, словно хотел углядеть среди вечерних вершин тайный знак, посланный Мансуром.
– Испытывал ли Мансур к своему отцу те же чувства, что и Елизаров?
- Да, потому что он чувствовал, как слепило влажным блеском глаза.
- Взял и поцеловал сухую отцовскую руку.
- Вспомнил, как молодой и счастливый отец делал ножом надрез на дверном косяке, чтобы отметить его рост.
– Похожи ли отцы героев рассказа?
- Да, они не хотели, чтобы воевали их дети; учили их, каждый по-своему, миру; желали им добра; думали о них; беспокоились о своих сыновьях.
- Елизарову в оптику прицела показалось, что он целит в отца, постаревшего, страдающего от болезней и ран.
– Что почувствовал капитан Елизаров в эту минуту?
- Ему захотелось кинуть винтовку, стать невидимым, превратиться в бестелесный пучок лучей, улететь с земли.
– Почему же капитан Елизаров все-таки нажал на спуск?
- Это была единственная возможность покончить с Мансуром.
- Он военный человек, приказы не обсуждаются, хотя Елизаров понимал несправедливость ситуации.
– Как вы понимаете, в чем смысл названия рассказа?
- В ужасе и несправедливости любой войны.
- В том, что возмездие за преступления все равно настигнут и наказание будет беспощадным.
- Война – это зверство, которое нельзя понять и простить.
– Перечитаем последнюю часть рассказа, что чувствует капитан Елизаров после выполненного задания?
- Скорее всего Елизаров не чувствует облегчения, ему было еще тяжелее, потому что он «убил отца».
- У него возникло чувство, что «он живет на земле уже тысячу лет, воюет уже сотую по счету войну и новые войны, как горы, идут на него одна за другой».
- Глядя на лежащие рядом ладанку Богородицы и тяжелый мусульманский перстень с узорной вязью возникает множество вопросов, ответы на которые капитан Елизаров найти не может.
– Понравился ли вам рассказ? Что он открыл? Какие строчки рассказа «Убить отца» особенно запали в душу и почему?
Эти вопросы идут в качестве домашнего задания и ответить на них можно в любой форме: составление цзацзуань, стихотворений по метафоре (по названию), сочинение. (Приложение)