А.С. Пушкин. Романтизм - жизнь или искусство?

Разделы: Литература


Цели урока:

  • закрепить понятие “романтизм”
  • формировать умение выделять в творчестве Пушкина и других писателей романтические тенденции
  • путем сопоставительного анализа определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу
  • формировать умение делать выводы и обобщения теоретического характера
  • развивать творческое мышление
  • формировать умение составлять логическую схему сложного уровня

Часть 1.

I. Интрига.

Обращение к детям с вопросом: “Романтичный ли ты человек? А что это значит? Придумай первую строчку романтического стихотворения?”

Предлагаю вам стихотворение, которое можно написать на знамени русских романтиков. Это стихотворение Пушкина. Оно короткое, всего 4 строки.

Великим быть желаю,

Так звучит первая строка. Прокомментируйте ее с точки зрения литературного направления романтизм?

Обсуждение

Попробуйте сочинить вторую строку.

Я открою вам все стихотворение, но, разумеется, не сейчас.

Все, что будет происходить сегодня с нами, связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Тема нашего урока: Александр Сергеевич Пушкин. Романтизм – жизнь или искусство.

II. Воспоминание: романтизм.

Каждая эпоха дает свое решение проблем, свой путь поиска истины. И классицизм, и сентиментализм, и романтизм лишь разные способы отбора, оценки изображения явлений действительности.

В начале 19 века слово “романтизм” превратилось в боевой клич молодых литераторов, всех тех, кто не признавал никаких художественных авторитетов, никаких стилистических разграничений на “низкий”, “средний” и “высокий” слоги. Они утверждали, что самое главное – человеческая личность, и создавали героев сильных, смелых, активных.

Давайте с вами назовем, по каким признакам мы узнаем, что перед нами произведение писателя романтика:

Романтизм – течение в искусстве и литературе Европы и России 17– 19 веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни.

– необычность характеров.
– исключительность обстоятельств.
– поединок личности и судьбы.
– всегда трагедия.
– свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающими.
– смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
– стремление к абсолютной свободе, идеалу и совершенству.

Открывается и комментируется вторая строка стихотворения:

Люблю России честь

Неспроста именно сейчас открыта 2 строка. Русские писатели-романтики сами по себе – явление необычное. Ни один из них никогда не был чистым романтиком, то есть романтиком везде и всегда, как, например, лорд Байрон. Великие русские писатели-романтики, пожалуй, самые гениальные реалисты в мировой литературе. Гоголь, Лермонтов, и, конечно же, Пушкин. Жизнь богата, в ней есть и суровая реальность, и возвышенная романтика.

III. Ассоциативная схема: музей поэта.

Сегодня мы с вами открываем музей поэта-романтика. Надеюсь, недостатка в экспонатах музея у нас сегодня не будет. Прошу всех вас вести краткую опись экспонатов: предмет, с каким эпизодом из жизни поэта связан, кто его представляет. Для успешной работы музея нам необходимы сотрудники. Приглашаю занять места в дирекции музея:

Смотритель музея – составляет жизнеописание, выводы о жизни поэта;

Научный консультант – определяет истоки романтизма в творчестве Пушкина;

Историограф – выявляет историческую основу и историю создания повести “Капитанская дочка” (на эти места приглашаются по одному представителю от группы).

Все учащиеся и учитель представляют экспонаты музея, рассказывают о Пушкине.

Учитель: Стихотворение Марины Цветаевой “Пушкин”.

– Романтические поэмы: – письмо П.А. Вяземскому.

“В бытность мою в Екатеринославле два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. … это мною не выдумано”.

“Я благодарил его за то, что он не отнимает у нас, бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах”. (Вяземский в письме Тургеневу.)

– “История пугачевского бунта” – в 1833 году Пушкин поехал в те места, где 60 лет назад бушевало восстание Пугачева. Он побывал в Казани, Оренбуре, Уральске. Сбор материалов, “История Пугачева”, но император сказал, что у Пугачева не может быть истории и приказал переименовать в “Историю пугачевского бунта”.

– О дне лицея 19 октября.

Он человек, им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Литографии 19 века “12 видов Царского Села” – ведь именно здесь в царском селе заканчивается действие повести “Капитанская дочка”

– Письмо Н.Н. Гончаровой.

“Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица”.

21 августа 1833 года.

Выводы: Смотритель музея – составляет жизнеописание, выводы о жизни поэта.

Научный консультант – определяет истоки романтизма в творчестве Пушкина.

Историограф – выявляет историю создания повести “Капитанская дочка”.

Открывается третья строка стихотворения:

Я много обещаю...

Часть 2. Капитанская дочка. Историческая основа повести.

В начале 30-х годов 19 века, после подавления кровавого бунта в Старой Руссе, Пушкина вновь притягивает и завораживает фигура мятежного Пугачева. Тему эту писатель, в конце концов, решает в двух планах – в качестве профессионального историка в “Истории пугачевского бунта” и в качестве писателя в “Капитанской дочке”.

Пушкина всегда влекли к себе яркие сильные личности: Борис Годунов, Петр I, Пугачев. Но его так же привлекали те незаметные в исторических бурях люди, без участия которых, тем не менее, никакой истории не происходит, которые становились жертвой исторических событий и придавали им особый характер.

Эти люди, как правило, и становятся прототипами литературных персонажей. Пушкин знал историю армейского офицера, подпоручика Михаила Шванвича. В своем дневнике он записывает: “Шванвич за буйство сослан в гарнизон. Степная крепость, подступает Пугачев. Шванвич передает ему крепость, делается сообщником Пугачева. Ведет свой отряд в Нижний – спасает соседа отца своего”.

Прототипом какого героя становится Шванвич?

Так или нет, будут развиваться события в романе, Пушкин еще не знает, но личность Шванвича очень интригует его.

Работа над повестью продвигается с трудом. В пушкинских бумагах сохранилось 6 различных планов повести. Но даже последний из них имеет отличия от произведения, которое мы читаем. Трижды в этих планах Пушкин делает главным героем Шванвича. Но в итоге отказывается делать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Пушкин не сочувствовал таким людям как Шванвич и не восторгался крестьянским мятежом. “Не приведи господи видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный” – говорит главный герой романа. В 1831 году Пушкин был свидетелем такого бунта в Старой Руссе: “Ужасы, – пишет он Вяземскому,– Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны. 15 лекарей убито, зарывали живых и проч.”

Итак, дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкого к типу романтического злодея, на их связь указывает также сходство фамилий. В черновиках Пушкина появляется офицер Башарин, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Затем герой возвращается в правительственную армию и сражается против Пугачева. Такие перебежки не слишком лестно характеризую героя. Автор отказывается от перехода героя к восставшим, даже временного. Появляется новый прототип героя – современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери Вяземского. Но и этот вариант был отвергнут. Наконец появляется в черновиках Гринев – фамилия взята из архивных материалов, подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы “ в сообщении со злодеями, но по следствию оказались невиновными”.

Так неужели Петруша Гринев становится пушкинским романтическим героем? А как же образ крестьянского предводителя Емельяна Пугачева? Ведь ради него Пушкин совершает трудное путешествие в Оренбургский край, изучает архивы, встречается с очевидцами. “История Пугачева” – менее 1 года (1833). “Капитанская дочка” – более 3 лет (1832–1836).

“История Пугачева” – полна реальных страшных, жестоких подробностей, серьезное историческое исследование.

“Капитанская дочка” – практически “рыцарский роман”. Нам предстоит ответить на вопрос: “Через кого выражает писатель свое стремление к свободе, благородство, трагизм личности в обществе?”

История создания повести “Капитанская дочка”

Планы, темы, идеи “Капитанская дочка”
Прототип: первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа. 6 вариантов плана повести

подпоручик Михаил Шванвич – сослан в гарнизон;
– делается сообщником Пугачева;
– спасает соседа отца своего.

Башарин – помилован Пугачевым за доброе отношение к солдатам, переходит в армию Пугачева, возвращается в правительственную армию и сражается против Пугачева.

Валуев

Гринев был подозреваем “в сообщении со злодеями, но по следствию оказался невиновным”

“История Пугачева” – менее 1 года (1833)
“Капитанская дочка” – более 3 лет (1832 – 1836)

Швабрин – отрицательные черты Шванвича, сходство фамилий, тип романтического злодея.

Гринев

Гринев

Швабрин
Гринев

Гринев

Пугачев

Романтический герой
Пугачев
Гринев
?

Делаются выводы и обобщения.

Открывается четвертая строка стихотворения, но лишь наполовину.

Исполню ли?

IV. Действие

Стихотворение почти прочитано. Но оно еще не звучит. Нет самой главной строки. Если вы выполните мое задание, мы прочтем все стихотворение.

Перед вами 2 варианта Пушкинского текста: черновой и окончательный. Мне, кажется, что для читателя, разбирающегося, в том, что такое романтизм, нетрудно будет определить истину.

Выполнение задания, проверка и комментирование.

V. Раскрытие интриги

Бог весть.

Посмотрите, как от строки к строке проявляются все качества романтиков – от стремления к абсолютной свободе, через поединок личности и судьбы до трагических сомнений и отчаяния.

Домашнее задание. Встреча Гринева и Пугачева (формирование характера Гринева и многозначительный характер встречи).