Сентиментализм. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • выявить умение учащихся ориентироваться в литературных направлениях классицизм и сентиментализм;
  • провести сравнительный анализ жанров сентиментализма;
  • формировать умение вести аргументированную литературную дискуссию.

Тип урока: урок логического мышления.

Оформление и оснащение урока:

  • ученические столы расставлены в неровный полукруг;
  • один стол стоит отдельно для индивидуальной работы;
  • на магнитной доске – название урока;
  • интерактивная доска схема – классицизм, фото “дорога”;
  • на демонстрационном столе – предметы для ассоциативной схемы (дорога и Вешки), предметы для Воспоминания: кофейная чашка, газета.

1. Интрига:

“Путешествие из Москвы в Петербург”. Да, да, я не оговорилась. Именно так называется не книга А. Н. Радищева, а изящное эссе Александра Сергеевича Пушкина. Однажды, собираясь из Москвы в Петербург, он попросил у приятеля книгу “скучную, но любопытную”. Как вы, наверное, догадались, приятель дал ему “Путешествие” Радищева. Книга действительно, произвела на Пушкина сильное впечатление. Он ответил писателю собственным путешествием, повторившим дорогу Радищева только в обратном направлении, он посвятил Радищеву несколько статей, одну из которых закончил весной 1836 года. Эта статья так и называется “Александр Радищев”. В ней Пушкин подробно анализирует жизнь писателя и его главную книгу. И в этой статье есть один эпитет, который не только очень точно характеризует книгу Радищева, но, может быть, открывает тайну ее художественных особенностей. Как вы думаете, что это за эпитет, каким словом характеризует Пушкин “Путешествие из Петербурга в Москву”?

Обсуждение.

Я назову вам это слово в конце урока.

2. Воспоминание:

А теперь давайте вспомним все: традиции в литературе, литературные направления, классицизм, сентиментализм, Ломоносов, Державин, Карамзин,

Один из учащихся пересаживается за отдельный стол, ему предлагается в конце сделать выводы по поводу услышанного.

А вам я предлагаю три шага сравнения.

1. Шаг первый. Классицизм и сентиментализм.

Всякое новое направление в литературе есть отрицание предыдущего, оказавшегося в чем-то несостоятельным и исторически конечным.

К концу 18 века для многих несостоятельность классицизма была очевидна.

Как вы думаете, в чем она проявилась? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что мы знаем о классицизме:

– что это такое,

– когда возник,

– основные принципы,

– основные законы,

– основные жанры.

2. Шаг второй. Сравнение “Бедной Лизы” и “Путешествия…”

А.С. Пушкин “ … нет истины, где нет любви” – о каком из этих произведений поэт сказал эти слова?

Обсуждение.

Перед вами 4 предмета. К какому из двух произведений вы бы отнесли их и почему: масляная лампа, кофейная чашка, газета, цветок.

Обсуждение.

3. Шаг третий. Сравнение текстов и глав “Путешествия…”

Самая – первая – “Выезд”

Самая – длинная – “Спасская полесть”

Самая – короткая – “Черная грязь”

Самая – поэтичская – “Тверь”

Добавьте свои определения.

Ученик делает вывод и обобщение.

Возвращение к интриге

3. Приглашение в путешествие – составление ассоциативной схемы.

Задание всем – составить рисунок (план, чертеж) – конспект диалога учителя с одним из учеников, прокомментировать его, присоединиться к одному из мнений.

Диалог учитель-ученик. Составление ассоциативной схемы “дорога”. Суть противоречия:

Радищев – гражданин или философ.
София
Спасская полесть
Едрово
Медное
Пешки

Комментирование и обсуждение схемы “Гражданин – философ”.

Вывод: Сентиментализм – смещение акцентов от государственной жизни в мир человеческой души. “К сердцу, душе человека, мимо громов, побед, государств, космоса – к великому космосу сердца”. (Б. Зайцев)

Радищев – человек своей эпохи и в тоже время из другой, потому что он хочет исправить ситуацию. Радищев дает ответ на вопросы, которые сам ставит в конце своей книги “Слово о Ломоносове”. 4 учащихся заранее готовили ответы на эти вопросы. Почему книга о злоупотреблениях верховными властями и безобразиях крепостного права заканчивается торжественным благодарственным словом о Ломоносове?

Названные учащиеся выходят в центр класса, предлагают ответы, подготовленные дома.

Слушайте внимательно, каждому из вас предстоит согласиться или опровергнуть предложенные высказывания.

После выступлений:

Какой ответ вам кажется ближе, понятнее – присоединяйтесь к его автору.

Вывод: “Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренный воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народныя”.

Возвращение к интриге.

4. Действие.

Создание 4 групп: задания для работы.

1. Объективно или субъективно рассказывается история о путешествии?

Докажите, что автор активен в своих эмоциональных проявлениях – инсценирование или литературная композиция.

2. Составьте схему из предложенных понятий.

Лиза – олицетворение природы.

Эраст – носитель культуры.

Крестьянка Лиза влечет к себе горожанина Эраста.

Эраст губит ее.

Народ – олицетворение нравственной сущности.

Государство, правительство, правитель – форма насилия.

3. Закончите стихотворение Радищева:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.

4. Докажите, по принципу доказательства теоремы, что “Путешествие…” принадлежит литературе сентиментализма.

5. Раскрытие интриги.

– Посредственная.

Зачитывается цитата.

Что обозначает слово “посредственная”?

Посредством сентиментализма выразил Радищев свою идею.