Цели урока:
- раскрыть особенности поэтического восприятия мира природы; умение работать с
- критической статьей, составлять аннотацию;
- отрабатывать навыки анализа лирического произведения;
- воспитывать внимательное отношение к природе, чувство любви к поэзии.
Начало урока посвящаем тому, что говорим о Ф.И.Тютчеве как поэте-мыслителе, останавливаемся на своеобразии поэтического восприятия мира природы. Отмечаем, что этот мир воплощает глубокие, напряженные раздумья поэта о жизни и смерти, о неразделимости человека и природы; Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования. Для поэта-философа природа – средство постижения Вселенной, возможность приоткрыть тайны мироздания. Свои чувства он выражает словами:
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Проверка домашнего задания. Работа с критической статьей Н.А.Некрасова “Русские второстепенные поэты”: конспект и аннотация.
Тютчевская лирика природы получила широкий литературный резонанс. Н.А.Некрасов, исследовав его творчество, опубликовал в первом номере журнала “Современник” за 1850 год статью “Русские второстепенные поэты”.
– Кратко изложите суть статьи Н.А.Некрасова.
Пример аннотации учащегося: “В критической статье Н.А.Некрасова ?Русские второстепенные поэты" содержится развернутая оценка творчества Ф.И.Тютчева, в котором автор отмечает глубину и оригинальность поэтической мысли, смело ставя его в один ряд с величайшими национальными поэтами. Обобщающий смысл стихов Тютчева Некрасов видит в общечеловеческих переживаниях, размышлениях о вечности природы, в специфически русских состояниях души”.
– Обратимся к конспекту статьи. Зачитайте высказывания Некрасова о тютчевских стихотворения о природе. Что отмечает в них поэт и критик?
“Главное достоинство стихотворений г. Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие неуловимые черты и оттенки её, и все это превосходно отражается в его стихотворениях”;
“Любовь к природе, сочувствие к ней, полное пониманье её и уменье мастерски воспроизводить её многообразные явления – вот главные черты таланта г.Ф.Т”.
– Как Некрасов объясняет название своей статьи?
“…Несмотря на заглавие наших статей (Русские ?второстепенные" поэты), мы решительно относим талант г. Ф.Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам и повторяем только здесь наше сожаление, что он написал слишком мало”.
Следует отметить, что многие знали Тютчева как прекрасного дипломата и совсем не знали как поэта. Именно “Современник”, где он начинает активно печатается, дает возможность читающей публике познакомиться с его творчеством. А первый сборник стихотворений выходит в свет лишь в 1854 году.
Обращаю внимание, что пейзажную лирику поэта называют пейзажно-философской. В ней нашли отражение его глубокие мысли: с одной стороны, Тютчев говорит о бессилии человека и всемогуществе мироздания (возникает тема Хаоса), с другой, воспринимает природу как воплощение красоты и гармонии (тема слияния человека и природы).
Сообщаю, что главным на сегодняшнем уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала. Останавливаемся на двух стихотворениях каждого направления, отмечаем образные параллели, пытаемся понять “язык природы”.
В стихотворении “В небе тают облака...” поэт, наслаждаясь красотой летнего дня, размышляет о вечности.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искрится река,
И поля дышать на зное.
Учащиеся отмечают, это небольшое стихотворение, написанное в окрестностях Овстуга, вместило все приметы жаркого российского деревенского лета: и тишина (“немые дубровы”), и краски (“белеющие поля”), и ароматы (“веет запахом медовым”), и жара (“Час от часу жар сильней”), и прохлада (“в искрах катится река”); чувствуется, что лирический герой восхищается и наслаждается природой. Но это стихотворение не только о прелести летнего дня (“Чудный день!”), поэт-философ размышляет о вечности природы, о нетленности красоты: “Пройдут века – / Так же будут, в вечном строе! Течь и искрится река,/И поля дышать на зное”. В этом и заключен философский смысл стихотворения.
“Темная” сущность природы в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” обнажает роковые хаотические ее силы.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовых звуки!..
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!...
В первой строфе учащиеся выделяют образ ветра, в котором лирический герой слышит “странный, глухо-жалобный” голос. Этот голос отзывается в его сердце, но до конца остается непонятен: “Твердишь о непонятной муке”. Во второй строфе этот образ ассоциируется с вселенским хаосом: “Про древний хаос, про родимый!”. Подчеркиваем, что тема хаоса – “исконного начала всякого бытия” – волнует лирического героя. Отмечаем, что двойственность человека проявляется в том, что, с одной стороны, стихия ветра (“воешь, взрываешь, неистовые звуки”, “страшные песни”) пугает его, с другой, –он “с беспредельным жаждет слиться”. Эти противоречия и наполняют стихотворение философским содержанием.
Раскрыв содержание нескольких стихотворений, отметив их философичность, учащиеся получают аналогичное письменное задание для самостоятельной работы:
– Проследите, как в стихотворении “Нет, моего к тебе пристрастья...” лирический герой переживает счастье единения с весенним светлым миром. Как вы поняли философский смысл стихотворения?
Интерпретация, как правило, не вызывает затруднений; несколько творческих работ проверяем в классе, отмечаем лучшие.
Подробный анализ стихотворения – домашнее задание. На выбор предлагаю два: “Тени сизые сместились...” и “Осенний вечер”.