Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать понятие стихотворения в прозе как жанра литературы;
  • выявить жанровое своеобразие стихотворений в прозе;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • воспитывать чувство гордости за свой язык, народ, Родину.

Оборудование: репродукция портретов И.С. Тургенева, картины Крамского "Христос в пустыне", презентация к уроку.

План и ход урока

1. Организационный момент.

2. Новый материал.

1) Вступительное слово учителя.

Стихотворение. Стихотворение в прозе. ":Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути:" - писал Л.П.Гроссман.

2) Подготовленный ученик читает стихотворение Тургенева "Русский язык"

3) Беседа по вопросам.

Какая мысль заключена в этом произведении? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события.)

Какое чувство стремится передать здесь автор?

Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, что русский народ - великий народ.)

Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Несмотря на то, что нет рифмы, это произведение лирическое, потому что выражает чувство)

4) Словарная работа. Дается определение стихотворению в прозе. Работа с учебником Т.Ф. Курдюмовой страница 473.

5) Выступление ученика с сообщением о сборнике Тургенева "Стихотворения в прозе".

Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпустил в конце своей жизни, в 1882 году как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Сборник насчитывает 51 стихотворение. Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов

ХIХвека. Стихотворения писались в дни русско-турецкой войны1877-1878гг. Именно эта боль "при виде того, что совершается дома" и выражена в стихотворении "Русский язык", а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений - стихотворение в прозе. Часть их появилась в декабрьском номере "Вестника Европы" за 1882 год. Много лет спустя, в 1927 году в парижском архиве Тургенева французским ученым Мазоном было найдено еще тридцать одно стихотворение. Они были опубликованы во Франции в1930 году, а в России - в1930-м. Теперь все 83 стихотворения в прозе включены во все издания сочинений писателя.

Они носят название "SENILIA", и только в подзаголовке как второе название написано "Стихотворения в прозе" (1878-1882). Название "Стихотворения в прозе" возникло позже всех прочих, сначала это было "POSTUMA" ("Посмертные"), "SENILIA" ("Старческие"), затем Стасюлевич, который ведал изданием, пишет, что все эти "листки, наброски, зигзаги, силуэты" сам Тургенев называет "Стихотворениями в прозе".

6) Обобщение учителя. "Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет,_ книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое,- которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу",- так обращался Тургенев к читателям "Стихотворений в прозе", опубликованных в журнале "Вестник Европы" в1882 году. Уже были обнаружены у автора первые признаки тяжелой болезни - рака спинного мозга. Но в редкие периоды временного облегчения страданий писатель продолжал работу. Теперь он занялся подведением итогов, создавая цикл "Стихотворения в прозе".

Эти лирические миниатюры явились своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Здесь были собраны главные темы и мотивы его творчества.

Давайте полистаем страницы его "старческих миниатюр".

7) Чтение подготовленным учеником стихотворения "Воробей" (остальные ученики следят по учебнику).

8) Беседа по тексту.

*Назовите главную тему стихотворения. Подтвердите текстом. ("Любовь..Побеждающая страх смерти. Только:любовью держится и движется жизнь.")

*Почему, как вы думаете, любовь? Почему "только:любовью держится и движется жизнь.")?

9) Знакомство с новым стихотворением Тургенева "У Верховного существа".

Учитель. Особенно остро писатель ощущал разочарование, одиночество, ужас перед ничтожеством человека и всемогуществом разрушительной силы смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их постоянному присутствию в человеческой жизни.

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

10) Беседа по стихотворению.

Назовите тему стихотворения.

Как вы понимаете значение слов "благодетельность", "благодарность"?

О чем заставляет Тургенев задуматься читателей? Почему?

Какой прием лежит в основе стихотворения? (Парадокс).

Что мы чувствуем, читая это стихотворения? (Каждый из нас в глубине души чувствует укоризну./"Не вернулись и не поблагодарили"/

Учитель. Мне вспоминается одно евангельское повествование и вопрос Христа: "Не десять ли очистилось? Где же девять?" :Не вернулись и не поблагодарили:Мы забываем или не любим благодарность. Чаще всего мы просим. Иногда наша просьба бывает, ничтожна и даже легкомысленна, с обещанием отслужить молебен, дать неимущему. Но стоит только пройти нашей беде, миновать горю, как постепенно слабеют, отодвигаются на задний план наши обещания.

*Почему это происходит?

Учитель, выслушав размышления учеников, говорит:

Об этом задумывался и И.С. Тургенев в стихотворении "Пир у верховного существа"./На экране проецируется текст стихотворения. Подготовленный ученик читает стихотворение./

11) Беседа по стихотворению.

*О чем это стихотворение? Назовите тему, главную мысль.

*Чем поражает данное размышление? Почему?

12) Повторное чтение стихотворения учащимися.

*Какие картины представляются вам, когда вы слушаете стихотворение? Какие мысли возникают?

13) Словесное рисование. Но прежде я хочу познакомить вас с работой великого художника Ивана Николаевича Крамского "Христос в пустыне"(1872).

Пейзаж в картине поделен на две части линией горизонта: земля, каменистая, пустынная, и небо, которое символизирует мир и надежду. Величественная фигура Христа находится в центре полотна, как бы на границе этих миров. Изможденный тяжелым сорокадневным постом, преодолевший искушение дьявола, Христос готов принести себя в жертву ради искупления грехов человечества. Изображение Христа на полотне далеко от традиционных канонов. Эта картина - глубокое авторское размышление.

*О чем задумался Иисус?

*О чем заставляет задуматься картина И.Н.Крамского?

3. Подведение итогов урока.

*С какими произведениями мы познакомились?

*Что вы узнали о стихотворениях в прозе?

*Чему научились? Над чем задумались?

4. Организация домашнего задания.

1) Стих. "Русский язык" наизусть.

2) Выучить, что такое стихотворение в прозе?

3) Сочинение-миниатюра "О чем я задумался, когда читал (а) стихи в прозе Тургенева?"

Приложение 1, приложение 2.