Цель уроков: активизация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока:
- Показать эволюцию темы Петербурга в русской литературе.
- Ответить на вопрос: каков же он, Петербург Блока?
- Развивать навык сравнительного анализа различных литературных фактов.
- Продолжить создание на уроках ситуации активного проявления творческих возможностей у учащихся.
Предварительное задание:
- Подобрать по группам стихи о Петербурге и собрать материалы для итогового выступления по теме “Петербург Блока”.
- Групповые задания: подготовить сообщения “Петербург Пушкина”, “Петербург Гоголя”, “Петербург Некрасова”, “Петербург Достоевского”.
- Подготовить предварительный вариант итогового ответа “Петербург Блока”.
Оснащение урока: тексты стихотворений А.Блока. Материалы книги “Литература. 11-й класс: Конспекты уроков по творчеству Л. Андреева, М. Горького, А. Блока, писателей “Сатирикона” / Авт.-сост. Л. А. Тропкина, М. Я. Крючкова. – Волгоград: Учитель, 2003.
Форма урока: групповая – путешествие по станциям. Предварительную подготовку проводят учитель и консультанты.
Ход урока
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.ПушкинИ город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как царство, приняла.
……………………………………
Она узнала зыбь, и дымы,
Огни, и мраки, и дома-
Весь город мой непостижимый
Непостижимая сама.
А.Блок
1. Введение в тему. Слово учителя. Постановка задачи.
Главный вопрос нашего урока: “Каков же он, Петербург Блока?”
Когда Блок обратился к петербургской теме, у нее уже была своя длинная история.
Чтение эпиграфа (вслух).
Эпиграфом к уроку мы взяли слова Пушкина: “Город пышный, город бедный…”. С самого начала, с Пушкина, эта тема пошла по двум противоположным путям: Пушкинский – гордый и прекрасный и Гоголевский – фантастический город, город страданий, город проклятий.
Я приглашаю вас в путь, который пройдет через разные станции, где мы должны будем сделать остановки и как можно более активно проявить себя.
2. Рассказ учителя о карточках контроля, которые находятся на столах у каждой группы.
Группа 1 ФИО |
Станции |
Итог |
||||
Теоретическая | Остановись, мгновенье! | Текстовая | Спрашивай – отвечаем | Итоговая | ||
Дюжева Лилия | 3 | 5 | 1\5 | 3\7 | 5\4 | 33 б. – “5” |
Грачев Александр | 3 | 5 | 1\4 | 3\5 | 5\5 | 31 б. – “5” |
Бушманова Екатерина | 2 | 4 | 0\4 | 2\4 | 4\4 | 24 б. – “3” |
Белев Сергей | 2 | 4 | 0\4 | 2\5 | 4\5 | 26 б. – “4” |
Хафизов Айдар | 3 | 3 | 1\4 | 2\4 | 5\5 | 27 б. – “4” |
Анишук Павел | 2 | 3 | 1\4 | 2\5 | 5\4 | 26 б. – “4” |
3. Отправление по станциям.
А. Теоретическая. Учащиеся должны показать знания по теме “Петербург в творчестве писателей и поэтов XIX века” по группам.
Форма работы. Сообщения и вопросы для обсуждения.
Время выступлений – 4–6 мин.
Ответы на вопросы – 3–4 мин.
Роль консультантов: Следить за выступлениями, коллективная работа при ответе на вопросы, выставлять отметки в карточки контроля.
Баллы: “3” – фактическая правильность, объем сказанного достаточен в границах времени, речь отвечающего без нарушений литературных норм;
“2” – небольшие недочеты названных условий;
“1” – нарушение фактической правильности;
“0” – неправильный ответ.
Консультанты выставляют отметки в карточках контроля.
Петербург Пушкина
Вопросы для обсуждения:
- В чем двойственность образа Петербурга в творчестве Пушкина?
- В каких еще произведениях Пушкина появляется образ города? Каким предстает город в них?
Петербург Гоголя
Вопросы для обсуждения:
- В чем особенность раскрытия образа города в творчестве Гоголя?
- Найдите пушкинские мотивы из “Медного всадника” в повести “Шинель”?
Петербург Некрасова
Вопросы для обсуждения:
- Что нового внес Некрасов в раскрытие темы Петербурга?
- Какие стихотворения, относящиеся к этой теме, вы можете назвать?
- Прочитайте стихотворение “Утренняя прогулка” и ответьте на вопрос: Что нового привнес Некрасов в разработку пушкинского мотива наводнения в этом стихотворении?
Петербург Достоевского
Вопросы для обсуждения:
- Каким предстает Петербург в творении писателя?
- В чем необычность Петербурга Достоевского (в отличие от изображения города Пушкина, Гоголя, Некрасова)?
Б. “Остановись, мгновенье!” Слово учителя. Каждая группа подготовила небольшой рассказ о каком-либо эпизоде из жизни Блока в Петербурге.
Время выступления – 3 мин.
Роль консультантов: Расходятся по одному в каждую группу, прослушивают выступления, определяют лучшие выступления, использование наглядности.
Высший балл: “5” – необычность, яркость сюжета, эмоциональность выступления, его личное прочувствование.
Вывод о гениальности Блока.
Консультанты выставляют отметки.
В. Текстовая. Группы получают карточки с 2 текстами стихотворений Блока и его современника.
Определить, чье это стихотворение. Обосновать свой ответ.
Начать ответ с выразительного чтения стихотворений.
Роль консультантов: Следить за временем подготовки и ответами учащихся.
После выступлений выставляют отметки.
Баллы:
- – за верность определения: “1” – “0”.
- за обоснование выбранного варианта.
“5” – понимание идейно – художественного содержания произведения, роли художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания; анализ в составлении со временем создания; умение владеть монологической речью; логичность ответа;
“4” – допускаются 1–2 неточности в содержательной стороне ответа;
“3” – несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и язык ответа;
“2” – незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение отметить идейно – художественные особенности стихотворения; слабое владение монологической литературной речью.
Возможные тексты стихотворений:
- А. Блок. Петр.
- А.Блок. “Город в красные пределы…”
- А. Блок. “В кабаках, в переулках, в извивах…”.
- А.Блок. Незнакомка.
- И. Анненский. Петербург.
- В. Брюсов. Городу.
- Н. Гумилев. Душа и тело.
Консультанты комментируют ответы и выставляют отметки.
Г. “Спрашивай – отвечаем”. Организация работы:
Группы обмениваются листочками, на которых написано по одному вопросу по теме “Петербург Блока”. Ответ группой дается сразу: время на ответ – 3 мин. Члены группы могут делать добавления к сказанному в течение 2 мин.
Критерий оценки. См. предыдущую станцию.
Баллы: 1) за ответ: max – “5”, min – “2”; 2) за удачный вопрос max – “3”, min – “1 балл”.
Роль консультантов. Расходятся в группы, наблюдают за ходом работы внутри групп, оценивая степень участия каждого члена группы. Затем коллективно оценивают характер заданного группой вопроса и выставляют отметку каждому. Вторая отметка будет выставлена индивидуально за участие в ходе обсуждения и при ответе.
Примерные вопросы.
- Когда Петербург впервые появился в творчестве Блока? (“Фабрика”)
- Каковы основные цвета в стихах Блока? (В раннем творчестве – серый (паучий цвет гибели, высасывающий силы. Это цвет времени, однообразно проходящих дней), красный (безумное беспутство, пьяное веселье, отчаянье и блуд), после революции – основным становится черно-белый).
- Какие слова являются ключевыми при раскрытии поэтом образа Петербурга? (“Хаос”, “судороги”, “корчи”, “злое голодное Лихо”, “могилы жизни”, “земная забота”, “нужда”, “зловонье”, “проклятье”, “заплеванный пол”).
Д. Итоговая. Организационная работа: Каждая группа представляет итоговую работу, выполненную дома и дополненную на уроке – Каков же он, Петербург Блока?
Время выступления: не более 5 мин.
Критерии оценки – за содержание ответа и за обоснование своей точки зрения.
Роль консультантов: Внимательно выслушать ответы. Оценивать содержание ответов, логичность; коллективное выставление оценки каждой группе.
4. Итоговое слово учителя.
Мы с вами вспомнили, каким видели Петербург поэты и писатели XIX века. Мы с вами убедились, что в раскрытии этой темы они и близки друг другу и столь же различны.
Петербург – центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании. Петербург – бездна, “иное” царство, смерть, но Петербург и то место, где национальное самосознание и самопознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни; где русская культура справляла лучшие из своих триумфов, также необратимо изменившее русского человека.
Двойственное восприятие Петербурга сохранилось и в творчестве Блока. Петербург Блока – это петербургские ночи, петербургские женщины, петербургские кабаки, петербургские вьюги. Не то, чтобы Блок воспевал Петербург – нет, но в нем каждая строка была петербургская, словно соткана из петербургского воздуха. С Петербургом Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Петербург Блока – это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально – историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”. И вместе с тем это город, полный бунтарской революционной энергии, город людей, “поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира. “Городские” стихи Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся революционных великих потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.
Консультанты подводят итоги урока в целом, выводят итоговые оценки
5. Беседа с классом.
– Что нового узнали на этих уроках?
– Смог ли А.Блок внести свое в раскрытие образа Петербурга? Обоснуйте свой ответ.
– Удалось ли нам на этих уроках ответить на вопрос: Каков же он, Петербург Блок?
6. Задание на дом.
- Прочитать стихи А. Блока о Родине.
- Подготовить материалы к выставке “Мой Блок”.
- Индивидуальные сообщения об опричнине, Смутном времени.