Литература
-
Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс 2011
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий характер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии.
-
Интегрированный урок литературы с психологией "У каждого из нас своя гора" 2011
Урок по внеклассному чтению построен таким образом, чтобы заставить старшеклассников задуматься о своем будущем, понять, как правильно ставить цели и добиваться их. Причем интеграция литературы с психологией позволяет преподнести материал таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались данной проблемой, пропустили через себя.
-
Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В.Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева 2011
Автор на уроке помогает учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь". Через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе. Научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст.
-
Интегрированный урок "Розы на Кубани". 8-й класс 2011
В ходе урока, объединяющего несколько блоков знаний по различным учебным предметам, создаются благоприятные условия для коррекции и развития учебно-познавательной и личностной сферы ребенка с нарушением интеллектуальной деятельности.
-
Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»). 10-й класс 2011
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме. Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии обучения литературе.
-
Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала". 8-й класс 2011
Технология развития критического мышления помогла не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.
-
Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 2011
Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей – главная задача на уроке при изучении произведения А.Погорельского. Сравнивая художественный текст с экранизацией, учащиеся пытались увидеть разницу в восприятии литературного произведения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" 2011
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 9-х классов, проводится в форме игры. Материал может быть использован на обобщающем уроке «Литература XVIII–XIX веков». Цели занятия: расширить и углубить знания по теме; развивать логику, память, мышление; воспитывать интерес к литературе.
-
Поэтические приемы как средство создания образа (на художественном материале астраханских поэтов) 2011
Для малоопытного читателя почти каждое стихотворение таит в себе много загадок. Но если трепетно и проникновенно отнестись к стихотворению, если знать художественные средства выразительности и попытаться найти их в произведении, то эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями. Эпитет, метафора, анжанбеман придают чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. А что такое анжанбеман? Им мастерски пользовались Ф.И. Тютчев, М.И. Цветаева, Н.А. Мордовина…
-
Судьба человека в тоталитарном государстве. 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина, исследуются особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого; формируется чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувство уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.
-
Урок в 11-м классе "Как происходит переделка людей" 2011
Урок дает представление о личности писателя. В ходе анализа раскрывается авторский замысел – переделка героя происходит под влиянием революционных событий и особом руководстве людей. Также рассматривается проблема гуманизма в романе.
-
Творческий портрет Марины Цветаевой «"Свободная стихия" оказалась стихами» 2011
Работа на уроке позволяет сформировать навыки мышления, приемы чтения, чтобы написать самостоятельное рассуждение на вопрос: "Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?" Материал построен по методике "Мастерская письма".
-
Этикет в веках. 5-й класс 2011
А нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как-то нравоучительно?
-
Сценарий урока на основе технологии модерации с поддержкой ИКТ по повести М.Пришвина "Кладовая солнца" 2011
Урок проводится после изучения произведения М.Пришвина "Кладовая солнца". Вопросы, включенные в задания для учеников, носят репродуктивный характер, что позволяет учителю оценить знание учащимися текста произведения. Эффективные методы обучения способствуют повышению интереса школьников к уроку, усиливают мотивацию прочтения текста.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с поэзией А.С. Пушкина. Развивает высокие эстетические чувства учащихся. Урок углубляет представление о любовной лирике, психологизм пушкинских стихотворений.
-
Урок литературы по теме "Средства выразительности языка в лирическом произведении" 2011
На примере творчества С.Есенина учащимся предлагается найти средства выразительности языка: эпитет, метафору, олицетворение, оксюморон, антитезу. Выявляется роль средств выразительности языка в создании художественного текста.
-
Урок литературы по теме "Жил человек родом с Алтая" 2011
Учащиеся приобщаются к творчеству В.М. Шукшина; знакомятся с рассказом Шукшина «Дядя Ермолай». При изучении творчества писателя у учащихся формируется представление об индивидуальных особенностях стиля автора.
-
Урок литературы "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя "Шинель"" 2011
Данный урок способствует достижению следующих целей: углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатываются навыки анализа прозаического текста. Формируется представление о мотиве обиды в повести "Шинель".
-
"Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" в 11-м классе) 2011
Урок по поэме "Реквием" проводится после знакомства с лирикой А.Ахматовой. Цель урока: развивать умение анализировать содержание стихотворного текста и основные художественные особенности, делать самостоятельные выводы и высказывать своё мнение, а также понимать авторскую позицию.
-
"И вечный бой! Покой нам только снится…" 7-й класс 2011
Урок в рамках проекта "И в тайне – ты почиешь, Русь!", главная суть которого заключается в погружении учителей и учащихся в определённую историческую эпоху. Первая часть проекта – время Киевской Руси: знакомство с историческими документами, литературными произведениями, общественной жизнью государства. Вторая часть проекта – в деталях изучить событие, которое сыграло большую роль в истории России, – Куликовскую битву. Новый проект посвящён этой знаменательной дате.
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2011
На уроке показана взаимосвязь природы и человека в рассказе, роль пейзажа в произведении. Урок способствует развитию навыков выразительного чтения, анализа текста.
-
Авторская программа по литературе "Духовно-нравственное развитие школьника через изучение духовной и древнерусской литературы" 2011
Предполагаемая программа – один из возможных вариантов изучения духовной и древнерусской литературы в средней школе, работающей по программе для общеобразовательных школ под редакцией А.Г. Кутузова. Данную программу я использую как дополнительный материал к уроку, успешно внедряю вот уже третий год.
-
Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим" 2011
Урок-презентация представлен в форме литературно-музыкальной композиции. Урок является продолжением цикла уроков-обсуждений любовной лирики поэтов XIX века. В 9-м классе учащиеся знакомились с адресатами любовной лирики А.Пушкина и М.Лермонтова. На данном занятии учащиеся не только знакомятся с поэзией, но и обучаются различным элементам анализа стихотворения.
-
"Что за чудо эти сказки!" 2011
Внеклассное занятие призвано углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их построения, сказочных персонажах, средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей, учить их логически мыслить, выделять главное, развивать речь учеников.
-
Литературно-музыкальная композиция "Тема любви в лирике А.А. Ахматовой" 2011
Тема любви занимает в лирике А.А. Ахматовой центральное место. Обращаясь к далекой библейской истории в цикле «Anno Domini», Анна Андреевна находит те вечные истины, которые созвучны и близки многим ее современникам. Миру, погрузившемуся в хаос революций, войн, насилия, противостоят Любовь, Верность, Надежда. В ходе анализа стихотворений из цикла «Anno Domini» духовный мир учащихся обогащается приобщением к этим вечным истинам.
-
"Учитель, которого я выбираю" (на материале рассказа В.Распутина "Уроки французского") 2011
Урок проводится после изучения учащимися рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Главная цель урока заключалась в том, чтобы на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро.
-
Урок по роману М.А. Булгакова "Белая гвардия" "Разговор со временем наедине…" 2011
Главная цель урока – заинтересовать, оживить чувства, пробудить потребность поразмышлять вслух о времени и о себе. В течение всего урока идет тесное «общение» с художественным текстом, вопросы беседы нацелены на то, чтобы обострить читательское восприятие детей, возбудить желание вместе «прожить» жизнь любимых булгаковских героев. «Шкала ценностей» М.Булгакова – это попытка приблизиться к тайне личности писателя, вдохнуть новую жизнь в нравственно-ценностные ориентиры произведения.
-
Звездный сын Земли в произведениях искусства и литературы 2011
Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с образом первого космонавта Ю.Гагарина в литературе и в искусстве. В ходе урока учащиеся раскрывают такие душевные качества космонавта, как мужество, доброта, любовь к людям и к Родине. Цель урока: развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию сравнивать и обобщать.
-
Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс 2011
Урок помогает учащимся пятого класса познакомиться на примере рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» с особенностями функционирования такого элемента литературного текста, как пейзаж. В ходе урока учащиеся анализируют текст, определяют функции пейзажа, и в итоге у них формируются навыки анализа прозаического текста.
-
Дивная пора. 6-й класс 2011
Урок "Дивная пора" - первый из серии уроков-путешествий по страницам русской поэзии о природе и картинам художников-пейзажистов. Уроки включают элементы поисковой и проектной работы, могут сопровождаться выставками репродукций или презентациями.