Литература
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили". 4–5-й класс 2011
Литературно-экологический маршрут разработан для углубления знаний учащихся по экологии и литературе на межпредметной интегрированной основе. Задача данного маршрута – формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к природе, развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, популяризация лучших книг о природе и экологии; привлечение детей к чтению, воспитание навыков работать сообща.
-
Литературная гостиная "Их разделяет столетье" 2011
Во время занятия учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XIX–XX веков.
-
Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
М.Ю. Лермонтов, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах и драмах жизни светлым человеком. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, которая была непреодолима, стала чувством, дающим поэту силы созидать, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") 2011
На уроке учащиеся обучаются основам анализа эпического произведения, определяют границы реального и волшебного в произведении; развивают навыки осмысленного чтения, умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения.
-
"По принципу гуманности" (по рассказу В.Быкова "Крутой берег реки") 2011
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Быкова "Крутой берег реки". В ходе урока перед учащимися встают нравственные проблемы: как нужно относиться к человеку, что лучше: правда или ложь. Урок помогает формированию личности учащихся, учит отвечать за свои поступки. Творческая направленность урока помогает учащимся реализовать свои актерские способности.
-
Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
Цели урока: на примере лирики М.Ю. Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте. Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации. Вызвать интерес к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
-
Урок – виртуальная экспедиция "Из прекрасного далёка в необычное сегодня…" 2011
Урок – виртуальная экспедиция может быть проведен как учебное занятие или как внеаудиторное мероприятие. Разработка занятия составлена таким образом, что вести его может один преподаватель, например, биологии или географии, так и совместно с преподавателем литературы при изучении тем по Хабаровскому краю. Данное занятие рекомендовано проводить в краеведческом музее. Однако при использовании качественной слайдовой презентации можно провести и в любой аудитории.
-
Семейный час для родителей "Что за прелесть эти сказки!". Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Тема дома, семьи в сказках А.С. Пушкина" 2011
Занятие посвящено сказкам А.С. Пушкина.
-
Литературная гостиная "Как сердцу высказать себя?" 2011
Цель занятия: приобщить учащихся к миру поэзии Серебряного века, сформировать навыки вдумчивого, эмоционального прочтения лирических произведений, создать ситуацию реализации творческих способностей учащихся.
-
Образ няни Арины Родионовны в лирике Александра Пушкина 2011
Цель урока – дать наиболее полное представление о няне Александра Пушкина, Арине Родионовне, сыгравшей значительную роль в становлении Пушкина – поэта и человека. На примере взаимоотношений Пушкина с А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению. Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения.
-
Мир человеческой души в лирике Рубцова. 8-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Николая Рубцова и основными особенностями его поэзии. Также учатся выразительному чтению и отрабатывают навыки анализа лирических стихотворений.
-
Внеклассное чтение по творчеству С.А. Есенина "В ней есть душа…" 4-й класс 2011
Урок посвящен творчеству С.А. Есенина. У учащихся развивается речь, внимание к поэтическому слову; они подводятся к восприятию стихов через звук и цвет.
-
Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный" 2011
Эта игра – аналог игры "Самый умный" на канале СТС. Все задания из школьной программы учебных предметов русский язык и литература за курс 5–6-х классов. Игра очень увлекательная, она сопровождается готовыми слайдами с вопросами и заданиями. Каждый ученик с радостью захочет принять участие в этой игре.
-
Литературно-музыкальная композиция 2011
Война противоестественна для человека. Она несет страдания, ужас, смерть. Но вечная слава людям, отдавшим свои жизни в Великую Отечественную войну ради будущего страны. Мы в неоплатном долгу перед ними.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 150-летию со дня рождения А.П. Чехова "Несравненный художник жизни" 2011
Урок приобщает учащихся к литературному чтению произведений А.П. Чехова. Развивает у учащихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников.
-
Урок-праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина, "Что за прелесть эти сказки…" 2011
Цель урока: формировать навыки выразительного чтения поэтического текста; коммуникативных умений учащихся; вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина; привить чувство коллективизма, доброты к ближним.
-
Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2011
Материал урока воспитывает интерес к жизни и творчеству знаменитого сибирского писателя В.П. Астафьева, формирует патриотизм и любовь к Родине, привлекает интерес к становлению личности и формированию истинно русского характера.
-
Мультимедийный урок "Акмеизм и акмеисты". 11-й класс 2011
Урок построен в форме беседы, чтения и анализа стихотворений и сопоставления их с полотнами художников. Он сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Результативность урока повышается за счет выбора эффективных методов и приемов, подбора материала, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся.
-
Урок в 6-м классе "Полна чудес могучая природа" (По творчеству А.Ахматовой и С.Есенина) 2011
Урок построен таким образом, что позволяет работать с поэтическими текстами, способствует формированию познавательной активности учащихся, даёт возможность прикоснуться к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой, почувствовать духовное богатство и нравственную красоту поэтов, поможет воспитать любовь к родной природе.
-
Урок-путешествие в мир поэзии. 6-й класс 2011
Автор дает понятие об отличии поэзии от прозы, развивает навыки выразительного чтения. Проба пера. Воспитывает коллективизм, сотрудничество.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Интеллигенция и революция". 11-й класс 2011
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами.
-
Тема счастья в повести И.С. Тургенева "Ася" 2011
Урок в технологии учебного диалога с применением интерактивной доски. Задача учащихся – зафиксировать результаты наблюдений в таблице, отразив все этапы исследования текста повести. Творческий потенциал урока заключается в возможности учеников выразить свой взгляд на счастье и меру ответственности в любви каждого.
-
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций 2011
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
-
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы 2011
Использование проблемных методов при изучении художественных произведений уже в младших классах подготовит учащихся к восприятию самой идеи проектов. Основным принципом работы учителя как руководителя проекта должно быть не "навязывание учебному процессу хода, противоречащего его природе", а умение, учитывая особенности учащихся класса, определить место каждого из них в данном проекте.
-
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха 2011
В течение урока обучающиеся анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова "Три пальмы". Шестиклассники продолжают знакомиться с термином "баллада". Учитель с учениками совместно делает выводы о мироощущениях поэта, о мотивах лирики Лермонтова. К концу урока создается представление о целостном анализе художественного текста, дети смогут показать связь поэтического мировосприятия и идейно-художественного своеобразия творчества поэта.
-
Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс 2011
Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с широким кругом эстетических явлений. В школьной практике она нередко сводится к эпизодическим массовым мероприятиям. Введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Видя перед собой пример творческого отношения к делу своих наставников, ученик не представляет и для себя другого стиля деятельности.
-
Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя "Мои образы из того же тела, что и мы" 2011
Представлен сценарий праздничного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Вечер воспитывает уважительное отношение к русской литературе, трепетную любовь к русскому слову, чувство патриотизма.
-
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"» 2011
Знакомство с творчеством А.И. Солженицына начинается в ХI классе с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. Работа над рассказом «Матренин двор» проводится в системе уроков, посвященных «деревенской прозе». Урок направлен на выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини в условиях деревенской жизни России второй половины ХХ века.
-
Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело…". Урок-исследование в 6-м классе 2011
Урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативного мышления, развитие речи школьников. Цель урока: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихотворения «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело...»; понять настроение, чувства поэта; развивать речь школьников; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
-
Андрей Платонов. "Юшка" 2011
Ученики знакомятся с личностью писателя Платонова. Урок проводится с помощью применения презентации, повторяются некоторые литературоведческие термины, ведется словарная работа. Учащиеся в ходе беседы выясняют значение нравственности, определяют платоновскую «формулу жизни» и критерии вечных ценностей, работают над развитием связной письменной и устной речи.