Литература
-
Лирика А.В. Кольцова. Содружество муз. 5-й класс 2011
Цель занятия: развивать способность учащихся к пониманию своеобразия художественной манеры поэта на примере анализа отдельного стихотворения. Урок проходит в форме творческой мастерской, где учащиеся составляют «партитуру чувств» стихотворения, учатся видеть эмоциональное соответствие между стихотворениями поэта, картинами А.Г. Венецианова и музыкой А.Л. Гурилева.
-
Урок-портрет "Анна Ахматова" 2011
Цели урока – помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил…" 2011
Урок по исследованию творчества А.С. Пушкина разработан на основе компетентностного подхода с целью развития учебно-информационных умений учащихся на основе учебных текстов.
-
Добро, Истина, Красота в стихах Н.А. Заболоцкого 2011
В начале урока дается краткий обзор жизни поэта. В целом урок посвящен подробному анализу трех стихов поэта: "Журавли", "Не позволяй душе лениться", "Одинокий дуб". Учащиеся также вспоминают отличие стихов от прозы, размышляют о роли стихов в жизни человека, находят изобразительно-выразительные средства, повторяют размеры стиха и виды рифм по расположению в строке. Завершается урок написанием сочинения-миниатюры на тему "Какое стихотворение поэта особенно взволновало вас?"
-
Внеклассное мероприятие "Романса свежее дыханье" 2011
Представлен сценарий урока, посвященный русскому романсу.
-
Бинарный урок (литература + музыка) "Дороги, которые мы выбираем". 7-й класс 2011
Бинарный урок литература + музыка в 7-м классе, посвященный теме декабризма и Отечественной войны 1812 года, по произведениям Ю.Н. Куранова «Ода генералу Раевскому» и опере С.С. Прокофьева «Война и мир». В центре внимания на уроке – проблема нравственного выбора в жизни героев, сохранение высоких идеалов наших дедов и прадедов, что особенно актуально в период подготовки к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
-
Круг чтения Татьяны Лариной. 9-й класс 2011
В методическая разработке перед учениками ставится важный вопрос: «Какую роль в формировании личности Татьяны Лариной и Евгения Онегина сыграли прочитанные ими книги?» Работа в этом направлении дает возможность учащимся представить мировой литературный процесс, увидеть взаимовлияние русской и зарубежной литературы. Мультимедийная презентация к уроку является его каркасом, а «знаковые картинки», используемые регулярно на уроках литературы в презентациях, подсказывают учащимся тип работы.
-
Вечер по творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки 2011
Разработка литературного вечера, посвященного творчеству великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, которую можно использовать на интегрированном уроке по мировой художественной культуре. В программу вечера включено многое для живого восприятия: испанские танцы, музыка, апельсины, бросаемые участниками в конце спектакля в зал; оформление с автопортретом Лорки и его рисунками и многое другое.
-
И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица". 4–5-й классы 2011
Рассмотрение и анализ басни Крылова. Знакомство с основными фактами из жизни баснописца.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили". 4–5-й класс 2011
Литературно-экологический маршрут разработан для углубления знаний учащихся по экологии и литературе на межпредметной интегрированной основе. Задача данного маршрута – формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к природе, развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, популяризация лучших книг о природе и экологии; привлечение детей к чтению, воспитание навыков работать сообща.
-
Литературная гостиная "Их разделяет столетье" 2011
Во время занятия учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XIX–XX веков.
-
Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
М.Ю. Лермонтов, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах и драмах жизни светлым человеком. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, которая была непреодолима, стала чувством, дающим поэту силы созидать, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") 2011
На уроке учащиеся обучаются основам анализа эпического произведения, определяют границы реального и волшебного в произведении; развивают навыки осмысленного чтения, умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения.
-
"По принципу гуманности" (по рассказу В.Быкова "Крутой берег реки") 2011
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Быкова "Крутой берег реки". В ходе урока перед учащимися встают нравственные проблемы: как нужно относиться к человеку, что лучше: правда или ложь. Урок помогает формированию личности учащихся, учит отвечать за свои поступки. Творческая направленность урока помогает учащимся реализовать свои актерские способности.
-
Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
Цели урока: на примере лирики М.Ю. Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте. Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации. Вызвать интерес к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
-
Урок – виртуальная экспедиция "Из прекрасного далёка в необычное сегодня…" 2011
Урок – виртуальная экспедиция может быть проведен как учебное занятие или как внеаудиторное мероприятие. Разработка занятия составлена таким образом, что вести его может один преподаватель, например, биологии или географии, так и совместно с преподавателем литературы при изучении тем по Хабаровскому краю. Данное занятие рекомендовано проводить в краеведческом музее. Однако при использовании качественной слайдовой презентации можно провести и в любой аудитории.
-
Семейный час для родителей "Что за прелесть эти сказки!". Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Тема дома, семьи в сказках А.С. Пушкина" 2011
Занятие посвящено сказкам А.С. Пушкина.
-
Литературная гостиная "Как сердцу высказать себя?" 2011
Цель занятия: приобщить учащихся к миру поэзии Серебряного века, сформировать навыки вдумчивого, эмоционального прочтения лирических произведений, создать ситуацию реализации творческих способностей учащихся.
-
Образ няни Арины Родионовны в лирике Александра Пушкина 2011
Цель урока – дать наиболее полное представление о няне Александра Пушкина, Арине Родионовне, сыгравшей значительную роль в становлении Пушкина – поэта и человека. На примере взаимоотношений Пушкина с А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению. Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения.
-
Мир человеческой души в лирике Рубцова. 8-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Николая Рубцова и основными особенностями его поэзии. Также учатся выразительному чтению и отрабатывают навыки анализа лирических стихотворений.
-
Внеклассное чтение по творчеству С.А. Есенина "В ней есть душа…" 4-й класс 2011
Урок посвящен творчеству С.А. Есенина. У учащихся развивается речь, внимание к поэтическому слову; они подводятся к восприятию стихов через звук и цвет.
-
Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный" 2011
Эта игра – аналог игры "Самый умный" на канале СТС. Все задания из школьной программы учебных предметов русский язык и литература за курс 5–6-х классов. Игра очень увлекательная, она сопровождается готовыми слайдами с вопросами и заданиями. Каждый ученик с радостью захочет принять участие в этой игре.
-
Литературно-музыкальная композиция 2011
Война противоестественна для человека. Она несет страдания, ужас, смерть. Но вечная слава людям, отдавшим свои жизни в Великую Отечественную войну ради будущего страны. Мы в неоплатном долгу перед ними.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 150-летию со дня рождения А.П. Чехова "Несравненный художник жизни" 2011
Урок приобщает учащихся к литературному чтению произведений А.П. Чехова. Развивает у учащихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников.
-
Урок-праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина, "Что за прелесть эти сказки…" 2011
Цель урока: формировать навыки выразительного чтения поэтического текста; коммуникативных умений учащихся; вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина; привить чувство коллективизма, доброты к ближним.
-
Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2011
Материал урока воспитывает интерес к жизни и творчеству знаменитого сибирского писателя В.П. Астафьева, формирует патриотизм и любовь к Родине, привлекает интерес к становлению личности и формированию истинно русского характера.
-
Мультимедийный урок "Акмеизм и акмеисты". 11-й класс 2011
Урок построен в форме беседы, чтения и анализа стихотворений и сопоставления их с полотнами художников. Он сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Результативность урока повышается за счет выбора эффективных методов и приемов, подбора материала, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся.
-
Урок в 6-м классе "Полна чудес могучая природа" (По творчеству А.Ахматовой и С.Есенина) 2011
Урок построен таким образом, что позволяет работать с поэтическими текстами, способствует формированию познавательной активности учащихся, даёт возможность прикоснуться к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой, почувствовать духовное богатство и нравственную красоту поэтов, поможет воспитать любовь к родной природе.
-
Урок-путешествие в мир поэзии. 6-й класс 2011
Автор дает понятие об отличии поэзии от прозы, развивает навыки выразительного чтения. Проба пера. Воспитывает коллективизм, сотрудничество.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Интеллигенция и революция". 11-й класс 2011
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами.